Совокупный вклад в формирование прибыли
Два определения совокупного вклада в формирование прибыли, приведенные в предыдущем параграфе, можно объединить в одно важное уравнение, представленное на рис. 15.5, а именно:
Число проданных единицх ВПЕ = Постоянные издержки + Прибыль.
Такое представление издержек компании позволяет выполнять вычисления, связанные с объемом выпуска продукции, издержками и прибылью, более легко. Например, можно начать с числа проданных единиц продукции и определить, какую прибыль получит в результате этого компания. Можно начать анализ с другой стороны, с величины прибыли, и выяснить, сколько единиц надо продать, чтобы получить заданную прибыль. И, наконец, можно объединить изменения цены и объема выпуска продукции и определить итоговую прибыль при этих вариациях.
Рассмотрим несколько примеров.
1) Какую прибыль получит компания, если увеличит объем продаж на 10%?
Ответ: 28 тыс. долл.
2) Сколько единиц продукции должна продать компания, чтобы получить
прибыль в 32 тыс. долл.?
Ответ: 1150 единиц.
3) И, наконец, очень важный вопрос. Сколько единиц продукции следует
продать, чтобы выйти на уровень безубыточности, т. е. достичь ситуации,
при которой компания не получает прибыли, но и не терпит убытков?
Ответ: 750 единиц.
В последнем примере отыскивается точка безубыточности* (break-even point), которая имеет очень важную концепцию, широко применяемую в бизнесе. Формула для определения этой точки (в единицах проданной продукции) выводится из предыдущего уравнения. Для этого надо приравнять прибыль к нулю и решить уравнение относительно числа проданных единиц. Ниже концепция безубыточности описывается более подробно.
Важно не забывать, что мы все время продолжаем оперировать физическими единицами, т. е. рассмотренные формулы и методы можно применять только для тех видов бизнеса, в котором продается один вид продукции. Однако эти формулы и методы, при всей их важности и полезности, являются только промежуточной ступенью к более универсальным
* Эту точку в ряде отечественных изданий называют "критической точкой", "порогом рентабельности", "точкой перелома". — Прим. научн. ред.
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 227
их вариантам. И если вы усвоили их сущность, то легко будете оперировать и более сложными моделями, которые применяются для вычисления указанных показателей для компаний, выпускающих широкий ассортимент продукции.
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
Выше показана важность объема выпуска продукции, при котором прибыль компании является нулевой, т. е. когда обеспечивается состояние безубыточности. В этом случае компания не получает прибыли, но и не несет убытков, т. е. вклада в формирование прибыли хватает только на покрытие постоянных издержек. Таким образом, это очень важный показатель деятельности компании, и менеджеры должны уделять ему большое внимание.
Для иллюстрации принципа безубыточности удобно пользоваться специальным графиком безубыточности, на котором показывается зависимость между тремя важнейшими компонентами, определяющими максимально возможный диапазон изменения объема выпуска продукции:
• постоянными издержками;
• переменными издержками;
• прибылью.
На горизонтальной оси этого графика (рис. 15.6) в том или ином виде откладываются показатели, характеризующие деятельность компании. Она может быть выражена различными способами: в процентах от максимально возможной мощности, часами работы оборудования и т. п. Для нашего примера удобно показать эту деятельность и в процентах от максимально возможной мощности компании, и числом единиц выпускаемой продукции. На графике показан весь возможный диапазон выпуска: от 0 до 1500 единиц.
На вертикальной оси откладываются издержки и прибыль. Для всех трех составляющих (постоянные и переменные издержки, прибыль) цифры взяты из отчетности компании Lawnmowers Ltd и по каждой составляющей приведен график.
На графике Апоказаны постоянные издержки, соответствующие прямой, проведенной параллельно горизонтальной оси на расстоянии, соответствующем отметке в 60 тыс. долл. на вертикальной оси. Эта прямая проходит горизонтально, так как известно, что постоянные издержки не меняются при изменении объема выпуска продукции.
На графике Бпоказаны переменные издержки. При нулевом выпуске таких издержек нет, однако с каждой проданной единицей продукции они возрастают на 120 долл. При 600 проданных единицах совокупная величина переменных издержек достигает 72 тыс. долл. Хорошо видно, что в данном случае наблюдается строгая линейная зависимость между числом реализованных единиц продукции и величиной переменных издержек, т. е. прямая, соответствующая этим издержкам, имеет положительный наклон.
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 229
На графике Впоказана выручка от реализации. Здесь также при нулевом выпуске выручки нет, но с каждой проданной единицей продукции величина совокупной выручки возрастает на 200 долл. При 600 проданных единицах она составляет 120 тыс. долл. (200 долл. х 600 = 120 тыс. долл.). И здесь зависимость между аргументом и функцией линейная, и поэтому прямая, соответствующая совокупной выручке, имеет положительный наклон.
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 23 I |
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
График безубыточности
Чтобы показать, как связаны между собой все три графика, представленные на рис. 15.6, на рис. 15.7 они сведены вместе. Прежде всего можно заметить, что у начала координат только одна составляющая не равна нулю — это постоянные издержки. Над прямой постоянных издержек лежит область, соответствующая переменным издержкам, ограниченная сверху прямой совокупных издержек. И, наконец, видно, что через обе области (постоянных и переменных издержек) проходит поднимающаяся вверх прямая выручки. Она выходит из начала координат (при нулевом выпуске выручка также нулевая) и пересекает прямую совокупных издержек приблизительно в точке, соответствующей 50% общей потенциальной мощности компании, точке безубыточности. Хорошо видно, что при любой мощности, меньшей, чем та, которая соответствует этой точке (слева от нее), компания будет нести убытки, и, наоборот, при любой мощности, которая превышает точку безубыточности (справа от нее), компания получает прибыль.
В рассматриваемом примере точке безубыточности соответствует выпуск 750 единиц продукции, при котором выручка от реализации равна 150 тыс. долл. Вспомним (на основании цифр, приведенных на рис. 15.5), что 750 единиц проданной продукции дадут вклад в формирование прибыли в размере 60 тыс. долл. (80 долл. х 750 = 60 тыс. долл.), что равно величине совокупных постоянных издержек.
На рисунке показана и точка, соответствующая запланированному в бюджете числу единиц продукции, которые должны быть проданы по цене 200 долл., — 1000 штук. В этом случае, так как точка, соответствующая 1000 единицам лежит правее точки безубыточности в 750 единиц, компания получит прибыль. Избыточный выпуск, т. е. разница между запланированным числом единиц продукции, которые должны быть проданы по установленной цене, и числом единиц, соответствующих точке безубыточности, называется иногда "запасом прочности"(margin of safety). В данном случае он составляет 25%, что означает, что прежде чем компания начнет нести убытки, ее выручка от реализации может сократиться на 25%.
Чтобы сделать концепцию более понятной, здесь приняты некоторые упрощения. Считается, что: 1) постоянные издержки действительно постоянны, т. е. не меняются ни при каких изменениях объема выпуска продукции, 2) единичные (на единицу продукции) переменные издержки не меняются по величине при изменении объема выпуска продукции, 3) выручка от реализации единицы продукции одинакова при любом выпуске продукции. Заданные упрощения могут быть достаточно оправданными, если говорить о реальных примерах с относительно нешироким диапазоном изменения объема выпуска продукции. Однако ближе к нулевому
и максимальному выпускам указанные упрощения перестают быть достаточно строгими, и на этих участках графики фактически перестают быть линейными.
Вместе с тем, несмотря на указанную ограниченность использования графика безубыточности, он является очень полезным инструментом, при помощи которого удобно представлять информацию, позволяющую показывать динамику изменения издержек и прибыли в зависимости от каждой проданной единицы продукции, выявлять наиболее значимые характеристики объема выпуска продукции, издержек и прибыли, а также задавать минимально необходимые объемы продаж, без достижения которых компания будет нести убытки.
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Графиком безубыточности можно пользоваться и для отыскания компаний с разными структурами издержек и, следовательно, с разными, как говорят, уровнями "операционного рычага" (operating leverage). Операционный рычагпоказывает, как изменится прибыль при небольшом изменении объема продаж. Так, если изменение на 10% объема продаж приводит к увеличению прибыли на 40%, говорят, что операционный рычаг компании равен 4 единицам.
На рис. 15.8 показаны графики безубыточности для двух типов компаний. У первой из них (А) высокий операционный рычаг. При высоких постоянных издержках и низких единичных переменных издержках компания имеет прямую совокупных издержек, которая начинается относительно высоко от начала координат, но проходит достаточно полого. Прямая совокупной выручки пересекает прямую совокупных издержек под достаточно большим углом, что означает, что после прохождения точки безубыточности, т. е. при переходе в область справа от этой точки, прибыль начинает быстро расти. Однако, к сожалению, похожий процесс, только отрицательный, имеет место и слева от этой точки, т. е. если компания попадает в зону лежащую слева от точки безубыточности, то ее убытки начинают расти при спаде продаж столь же быстро, как и прибыль в первом случае.
У второй компании (Б) операционный рычаг низкий. У нее низкие постоянные издержки, но высокие единичные переменные издержки. Поэтому ее прямая совокупных издержек начинается гораздо ниже, чем у компании А, но идет вверх более круто, чем у компании А. Прямая совокупной выручки пересекает прямую совокупных издержек в этом случае под малым углом, что свидетельствует о том, что и прибыли, и убытки здесь растут медленнее, чем в предыдущем примере.
Понятно, что компании А важно добиться большого объема выпуска продукции, чтобы уйти вправо от точки безубыточности и не нести больших убытков. Другими словами, когда такая компания достигает точки безубыточности, она получает своего рода приз: теперь она начнет получать прибыль, и это еще сильнее будет стимулировать рост выпуска продукции. Если суммарные (для отрасли) производственные мощности превышают суммарный потребительский спрос и если рынок конкурентен между компаниями этой отрасли может развернуться ожесточенная борь-ба за повышение объема выпуска продукции каждой из них (что может быть сделано только за счет снижения объема конкурентом). Примерами таких компании, у которых высоки постоянные издержки, можно назвать сталелитейные и транспортные компании.
К типу компаний Б с низким операционным рычагом относятся чаще небольшие компании, имеющие гибкие производственные системы и не-большие постоянные издержки. Их риск обычно ниже, но у них меньше естественно, и доходность.
Глава 15. СООТНОШЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК, ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕН 253
Часть V. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ