Анализ настоящего и проектирование будущего

Цель — мечта с ногами. Что это означает? Цели — это то, что ведет нас вперед. Они — то, к чему мы стремимся. Почему мы по утрам просто встаем с кровати?

Потому, что чего-то хотим. Это может быть что-то вполне тривиальное, например, позавтракать; а может быть вели­чественное, например, поработать на благо всего человече­ства или отдельного человека. Цели — основа коучинга. Коучинг помогает клиенту ясно сформулировать, чего он хочет, возмечтать о хорошем, снабдить эти мечты ногами и вместе с ними пуститься в путь.

Мы всегда к чему-то движемся. От нынешнего состо­яния к желаемому. В тот момент, когда мы ощущаем не­удовлетворенность тем, что имеем, мы уже начинаем дви­гаться к чему-то лучшему. Один человек от другого отлича­ется желаниями. У одного есть все мыслимое благосостоя­ние, а он все же недоволен. Другой живет очень просто, но вполне удовлетворен. Наши цели так же уникальны, как отпечатки пальцев.

Противоположностью постановки цели является обду­мывание проблемы. Оно сосредоточивается на плохом, на ошибке, на негативном. Многие блуждают и теряются в ла­биринте проблем, выясняя историю, цену и последствия проблем, а также ее виновника. Постановка же цели пере­водит вопрос из плоскости «Что у нас случилось плохого?» в плоскость «Чего я хочу?», ведя вас вперед структуриро­ванным способом.

Коуч помогает клиенту анализировать настоящее и про­ектировать будущее. Он ведет клиента из той точки, где тот находится, туда, где он хочет быть, предоставляя ему для этого путешествия широкий выбор и большие ре­сурсы.

Цели при этом бывают двух различных типов:

4 Конечная цель: пункт вашего назначения, куда вы на­правляетесь.

4 Промежуточная цель: само путешествие, как именно вы намерены добираться до пункта назначения. Когда вы составляете план достижения конечной цели, он включит в себя множество более мелких целей, и они-то и составят ваше путешествие.

СЕМЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ

Нынешнее Положение Путешествие Желаемое положение (Конечная цель)
(Промежуточная цель)

Цель, которую вы ставите, должна быть достойной, заслуживать ваших усилий. Должна отражать ваши цен­ности, иначе зачем вообще это делать? Есть семь золотых правил постановки цели, очень полезных для постановки собственных целей и для помощи другим в постановке их целей. Эти правила относятся как к профессиональным и личным целям, так и к целям для компаний.

Цели формулируются в позитивных выражениях

Любую конечную цель следует формулировать в позитив­ных выражениях — в них должно содержаться то, чего вы хо­тите, а не то, чего не хотите или стремитесь избежать. Многие клиенты понимают, что в их жизни что-то не так, и хотят уйти от этого. Они точно скажут, чего не хотят. Но постановка нега­тивной цели напоминает хождение по магазинам со списком ненужных вам вещей.

Могущество постановки цели состоит в том, что на ней сосредоточиваются ваше внимание и ваши мысли. Если зада­ваемая цель сформулирована негативно, то ваше внимание концентрируется на том, чего вы не хотите. Подсознание не понимает отрицаний. Например, вы решаете и формулируете цель «не тратить денег попусту». Подсознание, не воспринима­ющее этого «не», отбрасывает его, и вот ваши мысли уже погло­щены представлением, как вы «тратите деньги». Если вы задае­те цель не курить, ваше внимание закрепляется как раз на куре­нии. Гораздо лучше вместо этого представлять себе что-нибудь позитивное на ту же тему, в приведенных случаях — как вы за­рабатываете деньги, как успокаиваетесь и улучшаете здоровье.

Это золотое правило относится только к конечной цели, другими словами, к «пункту назначения». Он должен быть по­зитивным, чем-то, к чему вы двигаетесь. А вот промежуточная цель — как вы туда добираетесь — вполне может иметь некото­рые негативы. Ведь фактически достичь цели означает от чего-то отказаться. От чего именно, мы поговорим, когда дойдем до составления плана действий (стр. 53).

Ключевые вопросы, задаваемые клиенту в соответ­ствии с первым золотым правилом:

  • Чего вы хотите?
  • Чего вы хотите вместо этого?
  • Что для вас предпочтительнее?

Будьте конкретны

Формулируйте конечную цель, которая является пунк­том назначения, как можно конкретнее. С некоторыми це­лями это легко, например, приобрести новый компьютер, новый автомобиль, новый дом. С абстрактными же или не­материальными целями куда труднее. Нелегко дать точное определение, когда вам нужно с кем-то улучшить отноше­ния или укрепить веру в себя. Ставя такие абстрактные це­ли, следует конкретизировать какое-нибудь свидетельство понагляднее, которое даст вам понять, что цель достигнута. Например, если цель — укрепить веру в себя, скажите себе, что сможете после обеда произнести 10-минутную речь, не просыпаясь предыдущей ночью в холодном поту, не вер­тясь с боку на бок и не тараща глаза в темноту в мучитель­ной бессоннице. И не забудьте: речь ваша должна быть признана сносной, по крайней мере, двумя свидетелями, которые поклянутся сообщить вам правду, одну только правду и ничего, кроме правды.

При постановке конкретных конечных целей, где результат можно пощупать — например, «хочу новую машину» — давай­те этому результату достаточно точное описание, но в разум­ных пределах. Не будьте слишком взыскательны. Взыскатель­ный человек не только тонет в подробностях, но и никогда не удовлетворится чем-то меньшим.

Коуч работает с долгосрочными целями клиента, а в дол­госрочных целях не очень-то разбежишься с конкрет­ностью. Будущее невозможно пришпилить булавкой, как бабочку в витрине. Вот чем ближе цели, тем с конкретикой лучше. Тут вы уже можете сказать, когда, где и с кем их достигнете.

С абстрактными целями, типа «я хочу укрепить веру в се­бя», где вера — абстрактное качество, не пытайтесь конк­ретизировать конечный результат, вместо этого определи­те, что хотите увидеть, услышать и почувствовать — свиде­тельство, которое даст вам понять, что цель достигнута.

Единственное, что следует конкретизировать всегда — время:

  • Сколько времени займет цель?
  • Когда вы хотите достичь цели?
  • Сколько времени потребуется для достижения этой цели?

Это относится и к процессу путешествия, и к пункту назна­чения. От продолжительности путешествия зависит момент прибытия в желаемый пункт назначения.

Ключевые вопросы:

  • Чего в точности вы хотите?
  • Вы можете описать это точнее?
  • Что в точности вы увидите и услышите, когда добь­етесь желаемого?
  • Сколько времени это займет?
  • Когда вы хотите достигнуть этой цели?

Наши рекомендации