Тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего в произведениях Трифонова

Трифонов 28.081925 – 28.03.1981.

Отец – известный партийный деятель, мать – зоотехник, инженер-экономист, а потом детская писательница под псевдонимом Таюрина. В 49м окончил Литературный интитут им. Горького. Повесть «Студенты» (1950) принесла писателю Сталинскую премию третьей степени в 51году. Опубликована в «Новом Мире». Повесть была написана по канонам соц-реализма. Далее 5 лет молчания. Период самоопределения. Пишет очерки и рассказы.

Основная черта – «плотный стиль» - спресованность событий. Переплетение реальности и воспоминаний. Актуальность и острота ощущений. Дух эпохи и характер взаимоотношений проступают сквозь них. Не быть, но бытие. Историческое время.

«Отблеск костра» (1967). «Отблеск костра» - название метафора. Революция и война – огромное значение. Знак приобщения человека к освобождению народа. Тема истории, оценок – отправная точка нравственности. Повести присуща строгая документальность. История предстает в форме писем, отчетов, докладов, приказов, выписок из дневника. Книга, как пишет автор, началась с документов, найденных в отцовском сундуке.

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976).

«Обмен» - прочувствован отблеск костра, конфликт чаще завязывается вокруг бытового действия. Читатель видит многое из жизни семей. Разные семьи ориентированы на разные идеалы. Мать Ксения – память об отце. Олукьянивание – подчинение идеалам семьи Лукьяниновых. Нравственный обмен. Отношение автора к героям. Активный внутренний диалог. Повествование автора о нем. Он действует, как лирический герой со всезнанием. Представление о сути происходящего. Автор определяет своего героя от Лукьяниновых. Авторское сочувствие и приговор человеку, допустившему нравственный обмен в душе. Оценка произведения критика. Все хорошее в героях исчезло. Одни духовные мертвецы.

Безрадостная жизнь героя и отблеск костра – неизменно присутствуют в творчестве Трифонова. Встает необходимость освежить идеал в про-бытовом сознании читателя.

Тема города и жизни горожан объединяет “городские” повести “Обмен”, “Предварительные итоги”, “Долгое прощание”, “Другая жизнь” в единый цикл со сквозной проблематикой. Постановка актуальных, остросоциальных проблем достигается благодаря стремлению писателя изображать общество “в форме внутренней связи характеров”. Квартирный обмен - обычное, рядовое для горожанина событие - становится в повести “Обмен” приметой отчуждения и неизбежных потерь. Конфликт повести касается не только внутреннего мира главного героя и его отношений с женой - в него втягиваются целые семейные кланы, “гнездовья”. Но и столкновение миров Лукьяновых и Дмитриевых выходит далеко за рамки семейных отношений. Никто не знает настоящей правды. И та и другая стороны пристрастны в оценках и по-человечески глухи, а иногда и жестоки друг к другу. Автор выводит бытовые проблемы на экзистенциальный уровень при помощи поэзии. Так, Трифонов дважды цитирует строки Пастернака “О Господи, как совершенны | Дела твои, - думал больной…”, а все важнейшие бытийные афоризмы, как заметила Т. Бек, наделяет поэтическим ритмом: “Он привык оттого, что увидел, что так же у всех…”; “В мире нет ничего, кроме жизни и смерти…”. Герой прячется от осознания происходящего в самообман и болезнь, превращаясь после свершившегося обмена и смерти матери в “дяденьку” “с обмякшими щечками”. “Олукьянивание” Дмитриева, деградация его личности изображается Трифоновым в чеховских традициях.

«Дом на набережной» принес писателю огромную славу — он описал быт и нравы жителей правительственного дома 30-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны.

Особенности – двойной сюжет. Повествование о 37 и 47 годах. Возобновление тоталитарного давления. Герой – Глебов. Знакомые черты приспособленца. Но взгляды у него свои. Автор исследует внутренние механизмы приспособленчества. Психологические процессы. Страх, зависть и мотивы этих чувств. Голос лирического героя – одноклассник Глебова. В центре – отношение между людьми. Система персонажей – герои соединены семейными связями. Это важно. Так же как и развенчание этих семейных связей. Утраты внутренней цельности и осмысленности жизни. Независимое определение семьи. Ограниченность людей, причастных к идеалу. Отставшие, прямолинейные люди. Иронические ноты и тональности. Переосмысление.

Проза Трифонова зачастую автобиографична, главная тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина.

В 1978 году выходит роман «Старик».

Осмысление происходящего в современности. Исторические изыскания. Безупречный в собственной памяти. Раньше он допускал компромисс. Нравственный проступок. Нравственная язва. Автор и его позиция. Оценка личности и человека. Тема памяти и беспамятства – очень важна, но в особом качестве.

Наши рекомендации