Формы и механизмы взаимодействия Федерации и ее субъектов при решении ключевых вопросов социально-экономического развития.

Для РФ характерен процесс децентрализации государственного и хозяйственного управления, стали расширяться полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

РФ - 85 субъектов Федерации. Они разнокачественны как по численности населения, так и по уровню своего социально-экономического развития - сложность. Конституция предполагает их равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Статья 72 Конституции. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия законодательства субъекта Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации и т.п. Вопросы, которые отнесены к совместному ведению, не могут решаться в одностороннем порядке ни федеральными органами государственной власти, ни органами власти субъектов федерации, если иное специально не оговорено обеими сторонами. Вне пределов такого ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Совместно выполняются федеральные и региональные программы развития. Важные вопросы: кто и как финансирует (бюджет какого уровня), кто ответственен за реализацию. Может предполагаться совместное принятие решения федеральными и региональными органами государственной власти; участие субъектов федерации в разработке и осуществлении федеральной политики; взаимное делегирование полномочий федеральным центром и субъектами федерации. Сотрудничество федерального центра и субъектов федерации выражается, далее, в том, что первый устанавливает определенные социальные стандарты (нормы), в то время как ответственность за их соблюдение и совершенствование возлагается на членов федерации. Соблюдение этих стандартов, с одной стороны, помогает обеспечить по всей стране определенный минимальный уровень «качества жизни», с другой - не закрывает дорогу для творческой инициативы субъектов федерации, если она направлена на повышение этого уровня. Стандарты для того, что производственная активность на территории одного субъекта федерации может вызвать неблагоприятные последствия для другого или предупредить передислокацию предприятий фирмы в более «выгодные» регионы. В то же время в отличие от унитарных государств в федерациях ее члены сохраняют значительную автономию в проведении своей политки. Примеры стандартов: Законодательное закрепление обязательного на территории всей федерации минимума заработной платы (С 1 января 2015 года МРОТ составлял 5965 рублей в месяц).

Принцип равноправия предполагает равенство прав и ответственности участников федерации и экономическую самодостаточность. Принцип солидарности - единство в подходе к самым основным вопросам устройства политической, экономической, правовой и иных областей совместной жизни.

Принцип субсидиарности (субсидиаритета) - сочетание функций управления, исполняемых, с одной стороны, государственными органами власти, с другой – органами местного самоуправления.

Принцип разнообразия означает, что объединение в федерацию не должно вести к унификации всей жизни составляющих ее частей.

С целью осуществления взаимодействия федерального и регионального уровней власти образован институт Полномочных Представителей Президента России в федеральном округе.

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

• стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

• координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

• сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Взаимодействие направляется на объединение материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов; рациональное использование экономических потенциалов субъектов Российской Федерации; стабилизацию экономического положения; развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций и т.д.

С 2011 года действует Координационный совет по взаимодействию с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решает вопросы совершенствования государственной политики и нормативно-правового регулирования в области социально-экономического развития Российской Федерации.

Развитие субъектов Российской Федерации связано с такими инструментами, как федеральные целевые и адресные программы, механизмы государственно-частного партнерства, поддержка приоритетных проектов, формирование правовой базы и принятие нормативно-правовых актов в соответствующих сферах деятельности.

Государственные программы сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. Программы субъектов, хотя и носят автономный характер, должны соответствовать направлениям федерального уровня по отношению к этому субъекту.

Основные нормативно-правовые акты по вопросу: Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года и ее расширение до 2030 году от Минэкономразвития; Прогнозы соц-эконом развития РФ на 2016 и прогнозные 17 и 18 годы; ФЗ от 17.12.99 №211-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ»

Наши рекомендации