Региональная экономика в системе экономических наук.
II.
Рациональное пространственное распределение экономических ресурсов.
Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.
Существуют следующие видыэкономических ресурсов:
1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;
2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;
3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;
4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом
5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.
Свойства экономических ресурсов: 1) Ограниченность ресурсов, 2) Взаимодополняемость 3) Мобильность, 4) Взаимозаменяемость (труд ресурсы заменить новым способом
Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.
В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).
Природа и ее ресурсы являются средой, объектом, результатом жизни и хозяйственной деятельности людей, которые приводят как к положительным, так и к отрицательным последствиям.
Рациональное природопользование
– это сознательное регулирование природохозяйственных связей на экономической основе. Оно базируется на всестороннем учете и оценке природных ресурсов, их регулировании и использовании в хозяйственном механизме. Понятие рационального природопользования включает три основных элемента – экономическую эффективность использования, охрану и воспроизводство.
Экономическая эффективность использования означает получение максимального количества высококачественного продукта при минимуме затрат на производство и экономном расходовании самого ресурса.
Охрана природных ресурсов: проведение предупредительных и профилактических мероприятий в процессе производства, осуществление мер по охране, входящих в технологический процесс, и мероприятий по восстановлению свойств и качества ресурсов природы, нарушенных в результате хозяйственной деятельности.
Воспроизводство природных ресурсов означает возобновление размеров (объемов) эксплуатируемых ресурсов и их запасов, восстановление утраченных свойств и качества.
Рациональное природопользование означает, что ресурсы природы эксплуатируются по их прямому назначению, бережно, экономически наиболее эффективно и с соблюдением всех требований к охране и воспроизводству. Так, использование невозобновимых ресурсов можно считать рациональным, если оно обеспечивает их эксплуатацию одновременно по нескольким направлениям, то есть предполагает:
1. наиболее полное извлечение из этого сырья всех полезных элементов тем самым, уменьшая выброс отходов;
2. получение максимального объема продукта с наименьшими затратами;
3. минимальное (в пределах допустимого) загрязнение окружающей среды – воздушного бассейна, водных источников, земли.
В условиях рыночной экономики благодаря конкуренции между товаропроизводителями устанавливается некоторый наиболее распространенный уровень затрат материальных ресурсов, который и является общественно необходимым.
Проблемы:
Во-первых, хотя в целом уже в основном завершена задача приведения в соответствие с базовым федеральным законом в области разграничения полномочий отраслевых федеральных законов, устанавливающих разграничение полномочий в конкретной сфере общественных отношений, к сожалению, приходится констатировать, что еще сохраняются отдельные сферы отношений, где такое разграничение еще не произведено либо произведено явно недостаточно, в связи с чем требуется дальнейшая работа по разграничению полномочий. В частности, все еще отсутствует четкое разграничение полномочий в миграционной сфере; не решены в полной мере вопросы разграничения полномочий в сфере экологического контроля и некоторых других сферах.
Во-вторых, в ряде сфер совместного ведения, хотя разграничение полномочий, казалось бы, состоялось, по-прежнему сохраняется дублирование полномочий между различными уровнями осуществления публичной власти, что недопустимо исходя из целей федеративной реформы, либо разграничение осуществлено во многом формально, без четкой конкретизации полномочий, учета возможностей региональных органов власти, что также не может привести к успеху в деле разграничения полномочий.
В-третьих, некоторые виды полномочий, объективно вытекающие из содержания федерального законодательства, на сегодняшний день вообще не отнесены ни к одному из уровней осуществления публичной власти . В результате этого должный правовой режим защиты установленных прав будет либо отсутствовать, либо окажется неэффективным.
Сохраняющиеся проблемы в разграничении полномочий нередко обусловлены нарушениями отдельных используемых в рамках установленного механизма технологий разграничения либо вызваны ошибками в отнесении полномочий к тому или иному уровню осуществления власти (передача излишнего объема полномочий либо, напротив, передача чрезмерно ограниченного объема полномочий, не позволяющих эффективно обеспечивать реализацию возложенных на соответствующие органы функций, и т.д.). Зачастую представленные проблемы свидетельствуют о недостатках в проведении мониторинга федерального законодательства по вопросам разграничения полномочий, прежде всего со стороны федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление соответствующей сферы общественных отношений. При определении полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в федеральном законодательстве в настоящее время не всегда выдерживается единый способ их закрепления. В результате подчас бывает достаточно сложно определить, какое это полномочие – собственное, переданное им в порядке наделения, или полномочие, в осуществлении которого могут участвовать региональные или муниципальные органы власти. Как следствие, в законодательстве субъектов Федерации, касающемся определения полномочий, также не всегда имеется четкость в закреплении полномочий: полномочия нередко определяются суммарно, без их группировки на виды. Это, в свою очередь, приводит к институциональным проблемам уже на уровне правоприменения, когда важно, чтобы все полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации были четко идентифицированы, прежде всего в зависимости от порядка их финансирования, контроля за реализацией, а также ответственности за их выполнение; определена возможность передачи их осуществления органам местного самоуправления. Это еще раз подчеркивает необходимость более четкого закрепления в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» общих требований как к федеральным законам, устанавливающим разграничение полномочий, так и к законам субъектов Федерации по закреплению соответствующих полномочий. В последние годы на федеральном уровне наметилась тенденция широкого использования в ряде сфер совместного ведения механизма передачи органам государственной власти субъектов Федерации федеральных полномочий с одновременной передачей субвенций из федерального бюджета, а также разрешением последующей передачи этих полномочий на муниципальный уровень. Нельзя не признать, что в целом это достаточно гибкий механизм перераспределения полномочий, который при сохранении жесткого контроля со стороны федерального центра позволяет увеличить оперативность принятия решений, сократить расходы на их обеспечение. В то же время данный способ ведет к усилению административной опеки со стороны федеральных органов над органами власти субъектов Федерации.
Денежно-кредитная политика Банка России: инструменты и меры снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Влияние трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Банка России на реальный сектор экономики.
«Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики БР».
ДКП – это макроэкономическая политика, проводимая ЦБ, по средствам изменения Денежный массы страны, в целях воздействия на совокупный спрос.
Виды ДКП:
• Стимулирующая (экспансионистская) (ЦБ увеличивает д.массу, в целях стимулирования совокупного спроса и экономическую активность)
• Сдерживающая (контрактивная) (сжимание д.массы, в целях ограничения совокупного спроса и инфляционного роста цен)
Инструменты ДКП:
1. Валютная политика. В рамках который ЦБ проводит валютную интервенцию. Так если ЦБ продаёт иностранную валюту, то Д.Масса страны уменьшается, в результате сокращается совокупный спрос и нац доход страны(и наоборот). Ограничением применения этой политики, является выбор режима валютного курса, а именно валютная политика может применяться только при фиксированном режиме валютного курса
2. Учётная политика. ЦБ изменяет учетную ставку проценту. Если она снижается, то цена кредита для КБ у ЦБ, и в дальнейшем выдаваемых населению снижается. Это приводит, к увеличению экономической активности(рост P, рост i), увеличению спроса и нац.дохода страны. И наоборот
3. Резервная политика. В рамках который ЦБ изменяет норму обязательных резервов. Если ЦБ ее повысит, то увеличится размер обязательных резервов, отчисляемых КБми ЦБку. В результате сокращаются возможности КБ по выдачи кредитов, как следствие падает Совокупный спрос и Нац.доход страны.
4. Политика открытого рынка. В рамках которой ЦБ продаёт и покупает государственные облигации на открытом рынке. Если ЦБ продаёт облигации на открытом рынке, то Д.масса страны сокращается, в результате сов.спрос падает и нац.доход падает.
Денежно-кредитная политика воздействует и на рынок благ посредством: а) изменения ставки процента (эффект Кейнса); б) влияние на реальные кассовые остатки (эффект Пигу); в) воздействие на сектор имущества (эффект имущества и эффект субституции).
Осн элементы совокуп. спроса — потребительские расходы домохозяйств, инвестиции, гос. закупки, чистый экспорт: Yd = C + I + G + NX. Зависимость запланированных объемов покупок конечных товаров и услуг, произведенных в стране от уровня цен, наз-сякривой совокупного спроса. Все точки этой кривой показывают, какой объем конечных товаров и услуг готовы купить все эк. субъекты при запланированном уровне цен. Кривая спроса строится исходя из того, что все факторы, кроме уровня цен постоянны, изменение этих факторов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса. Обычно кривая совокупного спроса — это убывающая зависимость от уровня цен.
Эффект реальных кассовых остатков (эффект Пигу): потребительские расходы тоже могут быть чувствительны к изменению Р.При # P потребители сталкиваются с тем, что их S(сбережен)обесцениваются, они становятся беднее. Стремление сохранить уровень благосостояния заставляет эк. субъектов увеличивать сбережения за счет сокращения потребления. Эмпирически эффект Пигу выражен слабо гос.закупки не чувствительны к изменению цен. Эффект реальных кассовых остатков имеет такую последовательность: повышение уровня цен снижение реальных кассовых остатков снижение потребительского спроса снижение совокупного спроса на блага. Снижение уровня цен по этой же цепочке приводит к увеличению эффективного спроса на рынке благ
Эффект ставки процента или эффект Кейнса можно представить в виде следующей цепочки последовательных событий: рост уровня цен уменьшение реального количества денег в обращении увеличение предложения на рынке ценных бумаг снижение их курса повышение ставки процента снижение спроса на инвестиционные блага мультипликативный эффект сокращение совокупного спроса на блага. При снижении уровня цен перечисленные события развиваются в обратном направлении.
Трансмиссионным механизмом денежно-кредитной политики наз-ся цепочка последовательных изменений в эк-ке, вызванных изменением предложения денег. В эк. теории сущ-ют две интерпретации трансмиссионного механизма: кейнсианская и монетаристская. Опираясь на различие представлений об эк-ком механизме, кейнсианцы и монетаристы делают противоположные выводы для этой политики.
Кейнсианская интерпретация:Центральным моментом в данной концепции является изменение процентной ставки, влияющее на спрос на деньги и инвестиционный спрос (рис.1).
1. Рассмотрим ситуацию, когда гос. банк сокращает кол-во денег в обращении. Происходит сдвиг LМ0 ==>LМ2. В период инвестиционной и ликвидной ловушек изменение количества денег не влияет на эк. конъюнктуру.
2. Во время подъема процентная ставка высока: i2>i0.
3. Эффективный спрос сокращается: y2<y0.
4. Сдвиг кривой совокупного спроса: при p0 на рынке благ избыток: y0>y2. Уровень цен понижается, изменяя совокупный спрос и совокупное предложение.
5. Снижение уровня цен смещает LM2 до LM1, не меняя совокупный спрос.
6. При p1 объем эффективного спроса равен y1, процентная ставка равна i1.
7. На рынке труда отмечается падение цен, при этом кривая спроса на труд сдвигается вправо и отмечается снижение ценности предельного продукта при каждом уровне занятости.
8. Денежная ставка не снижается при падении цен.
9. Занятость падает до N1 при у1
10. Устанавливается новое равновесие.
II.
Региональная экономика в системе экономических наук.
Место региональной экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, она принадлежит системе экономических наук.
Рассмотрим теперь вопрос о месте региональной экономики в системе экономических наук. Сложность вопроса в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и объект исследования, но занимается еще и всем многообразием региональных аспектов экономической жизни общества, проникая, поэтому, и в другие области экономической науки. В структуре экономической науки и экономического образования есть два полюса: микроэкономика и макроэкономика. Однако совмещение этих базисных наук не образует замкнутой системы. Третьим полюсом должна стать и постепенно становится региональная экономика. Тогда ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика. Заметим, что неправильно воспринимать региональную экономику как некую мезоэкономику, т.е. стоящую в промежутке между макро и микроэкономикой. Это неприемлемо, так как предмет региональной экономики носит самостоятельный характер, а не является комбинацией предметов макро и микроэкономики.
Предмет региональной экономики сложен и многогранен. Основными составляющими предмета региональной экономики являются:
- экономика отдельного региона;
- экономические связи между регионами;
- региональные системы (национальная экономика рассматривается как система взаимодействующих регионов);
- размещение производительных сил;
- региональные аспекты экономической жизни, включая региональные аспекты финансов, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня жизни и т.д.
В общем смысле, регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Конкретизация и содержательная интерпретация термина понятия осуществляется при выделении определенных типов регионов. Наиболее используемое определение: регион - это часть территории , обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий. Таким образом, регион как хозяйственная подсистема более сложное образование, чем отрасль, обычно объединяющая совокупность предприятий и производств, однородных в технологическом отношении. термин регион может употребляться в следующих значениях:
1. Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации).
2. Экономико-географический район, включающий совокупность таких административно-территориальных единиц.
3. Территориальная единица национального социально-экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности.
Финансовой базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом программы повышения народного благосостояния.
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 100%. В настоящее время число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс.