Показатели рентабельности как одни из основных показателей эффективности финансовой деятельности позволяют совокупно отразить «качество» финансового состояния организации и перспективы его развития. Формулировка: «показатели рентабельности по сравнению с отчетным периодом увеличились в организации Y на х%» - является недостаточной при интерпретации результатов анализа, поэтому при анализе рентабельности важно не только непосредственно рассчитывать показатели рентабельности и использовать динамический метод, определяя изменения показателя рентабельности во времени, но и обращать внимание на следующие моменты: 1) «качество» показателей рентабельности; 2) правильная группировка показателей рентабельности по укрупненным группам для выявления тенденции к изменению не отдельных разрозненных показателей, а ее влияние на группу показателей в целом.
Структура показателей рентабельности в общем и целом представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, т.е. в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов. Исходя из этого, для определения «качества» показателей рентабельности необходимо исследовать «качество» прибыли как количественного показателя, прямопропорционально влияющего на рентабельность, определив за счет какой (основной или прочей) деятельности получена данная прибыль.
Показатели рентабельности можно группировать следующим образом:
· рентабельность чистых и совокупных активов как один из основных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации
· рентабельность оборотных активов
· рентабельность совокупного капитала
· рентабельность продаж
· рентабельность расходов
Рассмотрим первую группу анализируемых показателей - рентабельность активов. Рентабельность совокупных активов определяется по формуле:
=
(формула 1.40)
При расчете рентабельности активов в качестве показателя прибыли берется конечный финансовый результат - чистая прибыль (строка 190 формы №2). Этот коэффициент показывает эффективность управления активами организации через отдачу каждого рубля, вложенного в активы и характеризует генерирование доходов данной компанией. Так же этот показатель является еще одной характеристикой ресурсоотдачи, но не через объем реализации, а посредством прибыли до налогообложения. Анализ рентабельности активов включает в себя анализ рентабельности оборотных активов и анализ рентабельности чистых активов. Показатели рентабельности оборотных и чистых активов определяются аналогично рентабельности совокупных активов, в знаменателе формулы при этом берется средняя величина оборотных и чистых активов, соответственно. Рассмотрим эти коэффициенты подробнее.
Рентабельность чистых активов - отношение чистой прибыли к среднеарифметической сумме чистых активов на начало и конец отчетного периода. Чистые активы - это активы, очищенные от обязательств, или по- другому - это реальный собственный капитал. При расчете чистых активов в российской практике есть корректирующие статьи как в активах, принимаемых к расчету чистых активов, так и в пассивах, принимаемых к расчету чистых активов. Сумма чистых активов находится как разность между активами, за вычетом задолженности участников по взносам в уставный капитал и величиной акций, выкупленных у акционеров, и заемным капиталом, за вычетом доходов будущих периодов.
Рентабельность чистых активов показывает рациональность управления структурой капитала, способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистых активов прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистая прибыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, показывает общую прибыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а также уровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже.
В целом увеличение рентабельности чистых активов можно охарактеризовать как положительное, при этом следует учитывать изменения в соотношении между заемным и собственным капиталом. Так, при росте доли заемного капитала в общих пассивах увеличение показателя рентабельности чистых активов не всегда является приемлемым, т.к. в долгосрочной перспективе это повлияет на финансовую устойчивость и текущую платежеспособность (коэффициент текущей ликвидности) организации. Уменьшение показателя рентабельности чистых активов может говорить о неэффективном использовании капитала и об «омертвлении» части капитала, который не используется и не приносит прибыль. Для выявления структуры заемного и собственного капитала следует рассчитывать эффект финансового рычага как отношение заемного капитала к собственному.
Следующий, рассматриваемый нами показатель, - рентабельность оборотных активов.
| | | |
| Рентабельность оборотных активов | |
| | |
|
(Оборотный А нач +Оборотный А кон) / 2 | |
=
(формула 1.41)
Рентабельность оборотных активов показывает отдачу каждого рубля, вложенного в оборотные активы. Это один из основных показателей эффективности деятельности, т.к. известно, что оборотные активы непосредственно создают прибыль организации, в то время как внеоборотные активы создают условия для формирования этой прибыли. Согласно оптимальной структуре активов организации доля оборотных активов должна превышать долю внеоборотных активов, однако здесь важно учитывать отраслевую специфику анализируемой организации. Увеличение рентабельности оборотных активов при неизменном показателе чистой прибыли может свидетельствовать об уменьшении доли оборотных активов, что рассматривается как негативная тенденция. Однако если уменьшение доли оборотных активов было вызвано такими факторами, как: уменьшение запасов в части готовой продукции, более рациональное управление объемами запасов сырья и материалов - можно сказать, что это положительная тенденция, при сохранении которой в будущем можно ожидать увеличения чистой прибыли организации. Опережающий темп роста чистой прибыли по сравнению с ростом оборотных активов в отчетном периоде свидетельствует об увеличении эффективности работы оборотных активов. Следует еще раз подчеркнуть о важности определения «качества» чистой прибыли.
При анализе рентабельности оборотных активов на примере конкретной организации важно брать те показатели, данные которых существенны для интерпретации результатов анализа.
В целом, проанализировав тенденции изменения рентабельности совокупных активов, рентабельность оборотных и чистых активов, можно оценить эффективность управления организации в части размещения средств.
В процессе анализа следующей группы рентабельности - рентабельности капитала - изучают показатели рентабельности совокупного, заемного и собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала | |
=
(формула 1.42)
При анализе рентабельности собственного капитала следует выявить тенденции в количественном изменении составляющих собственного капитала: уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, чистой прибыли и резервов. Так же следует сравнить величину чистых активов и уставного капитала. Так, если чистые активы будут меньше уставного капитала, то уставный капитал организация должна уменьшить до фактической величины чистых активов; в случае, когда величина чистых активов меньше минимально установленной законодательством величины уставного капитала, организация подлежит ликвидации. В качестве инвестированного капитала можно рассматривать не только капитал собственников, но и долгосрочные обязательства организации. При данном подходе подразумевается, что организация может распоряжаться долгосрочными обязательствами также, как и собственным капиталом в силу долговременного характера первого. На основе этого показателя рассчитывается показатель рентабельности инвестиций как отношение чистой прибыли к средней величине суммы собственного и долгосрочного заемного капитала.
| | | |
| Рентабельность собственного капитала | | | |
|
=
(СК нач +СК кон + ДО нач + ДО кон) / 2 | |
(формула 1.43)
Так же можно проанализировать влияние на изменение показателя рентабельности собственного капитала такого фактора, как заемный капитал.
При расчете рентабельности заемного капитала следует учесть, что мы рассматриваем заемный капитал с позиции заемщика, а не кредитодателя, поэтому рентабельность заемного капитала определяется по формуле:
Рентабельность заемного капитала | |
=
(формула 1.44)
При анализе рентабельности продаж в числителе формулы можно рассмотреть несколько видов прибыли. Так, когда берется отношение прибыли от продаж к объему выручки, то мы получаем «чистоту аналитического эксперимента», которая заключается в том, что на данный показатель не должны влиять элементы, не относящиеся к продажам, например, прочие доходы и расходы.
| | | |
| | Прибыль от основной деятельности | |
| |
|
=
(формула 1.45)
Данный показатель позволяет оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности. При рассмотрении отношения валовой прибыли к выручке мы оцениваем долю каждого рубля, полученного при реализации продукции, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов. Отношение прибыли до налогообложения к выручке позволяет выявить влияние внереализационных и операционных факторов. Чем сильнее влияние операционных и внереализационных доходов и расходов, тем, соответственно, ниже «качество» конечного финансового результата деятельности организации. Отношение прибыли от обычной деятельности позволяет выявить влияние налогового фактора. И, наконец, отношение чистой прибыли к выручке является конечным показателем в системе показателей рентабельности продаж и отражает влияние всей совокупности доходов и расходов.
Не меньшую значимость при анализе рентабельности играют показатели рентабельности расходов. Так, целесообразно проанализировать отношения расходов от обычной деятельности к выручке от продажи. Под расходами от обычной деятельности понимается совокупная величина себестоимости произведенных товаров, работ и услуг, управленческих и коммерческих расходов. Для более детального анализа рекомендуется рассмотреть следующие показатели: отношение себестоимости к выручке, отношение управленческих расходов к выручке и отношение коммерческих расходов к выручке, на основе чего делаются выводы об эффективности управления расходами. Увеличение показателей рентабельности расходов может сигнализировать о проблемах с контролем расходов. Внешнему аналитику более глубокий анализ влияния тех или иных расходов на эффективность управления продажами, к сожалению, недоступен из-за ограниченности в объеме информации; внутренний аналитик в процессе такого анализа должен выявить резервы сокращения расходов.
Диаграмма «DU PONT»
Финансовый анализ имеет также в своем распоряжении средства, способствующие выработке синтетического (системного) взгляда на финансовое здоровье предприятия. Например, к наиболее популярным методам использования финансового анализа относится пирамидальная структура финансовых коэффициентов, позволяющая в рамах одной схемы или таблицы сжато, но вместе с тем наглядно показать сразу несколько аспектов деятельности предприятия, раскрытых финансовым анализом, и помогающая понять взаимосвязь между ликвидностью, финансовой структурой и рентабельностью компании. Один из способов системной передачи информации посредством относительных показателей - использование «диаграммы Du Pont».
*
*
уравн. DU PONT
/ /
__
Краткосрочные оборотные активы | |
Долгосрочные оборотные активы | |
+
Наличность и счета в банке | |
+ +
Дебиторская задолженность | |
Данная диаграмма разработана и впервые использована международной химической компанией «Du Pont de Nemours», имеющей филиалы во многих странах мира. «Диаграмма Du Pont» показывает, как коэффициент прибыли от продаж, оборачиваемости активов и показатель отношения активов к собственному капиталу отражаются на прибыли на акционерный капитал (ROE).
На левой стороне диаграммы показывается прибыль от продаж. В нижней части левой стороны представлены статьи расходов, на основе которых выводится статьи общих расходов. Чистая прибыль компании определяется как разница между выручкой и расходами. Если коэффициент прибыли от продаж низкий или вот уже несколько лет уменьшается, аналитику следовало бы сосредоточить внимание на изучении отдельных видов расходов.
На правой стороне диаграммы отражены балансовые статьи, здесь учитываются разные виды активов и выводится коэффициент их оборачиваемости. Прибыль на общую сумму активов равна произведению прибыли от продаж и оборачиваемости активов. Эта часть «диаграммы Du Pont» называется «уравнением «Du Pont».
ROA = (Прибыль от продаж) * (Оборачиваемость активов) = (Чистая прибыль/Выручка) * (Выручка/Активы)
ROE = ROA * Мультипликатор акц-го капитала = (Чистая прибыль/Активы) * (Активы/Акцион. капитал)
(формула 1.46)
Разумеется, прибыль на акционерный капитал (ROE) может быть рассчитана непосредственно как отношение чистой прибыли за вычетом налогов к акционерному капиталу. Однако «уравнение Du Pont» показывает отдельные элементы, т.е. позволит анализировать влияние прибыли от продаж, оборачиваемости активов и заемного финансирования на прибыль на акционерный капитал. «Система Du Pont» способствует формированию синтетического взгляда на финансовое положение фирмы и раскрывает характер взаимодействия между отдельными источниками финансирования. После изучения взаимосвязи необходимо снова обратиться к анализу с целью определения путей улучшения способа финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
Данные, указанные на левой стороне «диаграммы Du Pont», могут быть использованы сотрудниками, занимающимися маркетингом, с тем, чтобы проанализировать влияние повышения или снижения цен на объем продажа. Бухгалтерия может исследовать статьи расходов и совместно с инженерно-техническими службами разрабатывать способы их снижения. Сведения с правой стороны диаграммы, показывающие оборот активов, позволяют финансовым аналитикам вместе с инженерно-техническим персоналом выбирать оптимальные пути минимизации вложений в разные виды активов. Финансовые работники могут анализировать результаты разных финансовых стратегий и определять наиболее приемлемое для фирмы соотношение между собственным капиталом и привлеченными средствами, т.е. работать над снижением риска должника, одновременно опираясь на заемное финансирование как на способ увеличения прибыли на акционерный капитал (использование финансового «рычага»).
Целью руководства любой компании является максимальное увеличение прибыли на акционерный капитал. Финансовый анализ помогает руководству фирмы принимать решения о ее перепрофилировании, о начале выпуска новой продукции или переносе деятельности в области, в которых прибыль от продаж достаточно высока. Если из-за сильной конкуренции в определенном секторе рынка или сфере деятельности прибыль от продаж невелика, руководство может принять решение о прекращении выпуска старой продукции и замене ее новой или об изменении дистрибьюторской сети. Разумеется, подобные действия не должны носить случайный характер: необходимо обратить внимание на исследования маркетинга, показывающие возможности достижения большего оборота в других областях или его увеличения путем постепенной замены или улучшения выпускаемой продукции. Если по мнению экономистов и прогнозистов фирмы увеличение выручки будет сопровождаться снижением расходов, руководство примет решение об изменениях с тем, чтобы добиться роста прибыли на используемый капитал.
Будущее каждой компании и ее процветание в значительной мере зависят от вовремя проведенного анализа и своевременного представления его результатов руководству фирмы, ее административным органам. Использование «диаграммы Du Pont» может помочь предприятию стабилизировать положение, повысить прибыль.