Прибыль как чистый доход организации. Состав и факторы влияющие на размер прибыли

Определяющая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала требует эффективного и непрерывного управления ее формированием и использованием.

Управление прибылью выражает процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с образованием и расходованием чистого дохода предприятия.

Система управления прибылью включает следующие блоки.

1. Основной целью управления прибылью является оптимизация доходов собственников (акционеров) в текущем и перспективном периодах, что предполагает соблюдение интересов коллектива предприятия и государства.

2. В состав этого механизма входят следующие элементы:

а) государственное правовое регулирование;

б) рыночный механизм регулирования, который складывается под влиянием спроса и предложения на товары и услуги (через уровень цен);

в) внутренний механизм регулирования в рамках самого предприятия (устанавливается его учредительными документами);

г) система конкретных методов и приемов управления.

3. Организационное обеспечение управления прибылью предполагает наличие на предприятии внутренних структурных подразделений (отделов, служб), осуществляющих разработку и реализацию управленческих решений по отдельным вопросам формирования и использования прибыли и несущих ответственность за эти решения.

4. Информационное обеспечение. Эффективность любой управляющей системы определяется емкостью и достоверностью используемой ею информационной базы. От качества привлекаемой информации для принятия управленческих решений в значительной степени зависит объем прибыли предприятия.

5. Формы и методы анализа прибыли.

6. Контроль за выполнением плана по прибыли выражает процесс проверки обеспечения реализации управленческих решений в сфере ее формирования и использования. Создание системы внутреннего контроля прибыли является неотъемлемой частью финансового управления предприятием в целях повышения эффективности операционной деятельности.

15.Методы планирования прибыли

Методы планирования (прогнозирования) прибыли

Планирование прибыли – сложный и многогранный процесс, включающий анализ хозяйственных связей предприятия и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому.

Предприятие самостоятельно разрабатывает план по прибыли, исходя из договоров, заключенных с поставщиками и потребителями; экономических нормативов, установленных государством; материалов анализа хозяйственно-финансовой деятельности за предшествующий период.

Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса:

определение объема валовой прибыли и выявление факторов, влияющих на ее величину;

планирование распределения прибыли.

В хозяйстве России традиционными для планирования прибыли являются следующие методы: прямого счета, аналитический, нормативный.

Рассмотрим метод прямого счета. Общая сумма валовой прибыли от промышленной деятельности складывается из прибыли от реализации продукции, внереализационных доходов (за вычетом расходов) и прибыли от реализации основных средств и иного имущества.

Прибыль от реализации продукции включает в себя прибыль от товарного выпуска и прибыль от остатка нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода (квартала, года).

Пр = П1 + Птв – П2,

где Пр – прибыль от реализации продукции в расчетном периоде;

П1 и П2 – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода.

ВП = Пр ± ВД + Пимущ.,

где ВП – валовая прибыль;

Пр – прибыль от реализации продукции;

ВД – внереализационные доходы за вычетом расходов;

Пимущ. – прибыль от реализации основных фондов и иного имущества.

Расчет прибыли аналитическим методом включает две разновидности:

посредством затрат на 1 руб. товарной продукции;

посредством процента базовой рентабельности.

Планирование прибыли посредством затрат на рубль товарной продукции осуществляется по формуле:

Прибыль как чистый доход организации. Состав и факторы влияющие на размер прибыли - student2.ru ,

где ТП – товарная продукция в рыночных ценах;

Пк – прибыль в копейках на рубль товарной продукции.

При определении общего размера плановой прибыли к сумме прибыли от товарного выпуска необходимо прибавить прибыль от прочей реализации, а также прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец периода. Данный метод не трудоемок и используется при разработке планов-прогнозов развития предприятия, так как базой для расчетов является весь объем ТП.

При нормативном методе величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием процента рентабельности на всю реализуемую продукцию (без учета входных и выходных остатков на начало и конец расчетного периода). Он применяется также при планировании прибыли в строительных фирмах, которые предусматривают величину прибыли в договорной цене на строительную продукцию. Норма прибыли (в процентах) согласовывается с заказчиком (инвестором).

Последовательность расчетов следующая:

на основе плана развития предприятия рассчитывается потребность в денежных ресурсах на производственное и социальное развитие (Ппср) за вычетом амортизационных отчислений;

исчисляется удельный вес прибыли на производственное и социальное развитие (Упср) в общей сумме чистой прибыли за отчетный период;

определяется сумма чистой прибыли, обеспечивающая возможности самофинансирования (ЧПсф):

Прибыль как чистый доход организации. Состав и факторы влияющие на размер прибыли - student2.ru ;устанавливается удельный вес чистой прибыли в объеме валовой прибыли на основе фактических данных за отчетный период (Учп):

Прибыль как чистый доход организации. Состав и факторы влияющие на размер прибыли - student2.ru ;определяется сумма валовой прибыли, обеспечивающая условия самофинансирования в прогнозном периоде (ВПсф):

Прибыль как чистый доход организации. Состав и факторы влияющие на размер прибыли - student2.ru .Данный метод планирования прибыли призван способствовать активизации инвестиционной деятельности для обновления производственного потенциала предприятия.

Формирование и использование прибыли – основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия.

Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: «издержки – объем продаж – прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-торговой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и сбыта продукции.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые показатели деятельности предприятия: критический объем производства (реализации товаров), порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Практически они связаны с понятием маржинального дохода (МД). Он характеризует результат от реализации товаров после возмещения переменных издержек (ПИ).

Операционный анализ тесно связан с понятием производственного рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия данного рычага:

Прибыль как чистый доход организации. Состав и факторы влияющие на размер прибыли - student2.ru ,где СВПР – сила воздействия производственного рычага, которая показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль;

МД – маржинальный доход;

П – прибыль предприятия.

Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.

Запас финансовой прочности (ЗФП) = Фактическая выручка от реализации – Пороговая выручка от реализации.

Прибыль как чистый доход организации. Состав и факторы влияющие на размер прибыли - student2.ru .Запас финансовой прочности свидетельствует о том, на сколько процентов предприятие может выдержать снижение выручки от реализации продукции (работ, услуг) без серьезной угрозы для своего финансового положения, то есть сохранить свою платежеспособность и финансовую устойчивость на прежнем уровне.

Наши рекомендации