Прибыль как чистый доход организации. Состав и факторы влияющие на размер прибыли
Определяющая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала требует эффективного и непрерывного управления ее формированием и использованием.
Управление прибылью выражает процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с образованием и расходованием чистого дохода предприятия.
Система управления прибылью включает следующие блоки.
1. Основной целью управления прибылью является оптимизация доходов собственников (акционеров) в текущем и перспективном периодах, что предполагает соблюдение интересов коллектива предприятия и государства.
2. В состав этого механизма входят следующие элементы:
а) государственное правовое регулирование;
б) рыночный механизм регулирования, который складывается под влиянием спроса и предложения на товары и услуги (через уровень цен);
в) внутренний механизм регулирования в рамках самого предприятия (устанавливается его учредительными документами);
г) система конкретных методов и приемов управления.
3. Организационное обеспечение управления прибылью предполагает наличие на предприятии внутренних структурных подразделений (отделов, служб), осуществляющих разработку и реализацию управленческих решений по отдельным вопросам формирования и использования прибыли и несущих ответственность за эти решения.
4. Информационное обеспечение. Эффективность любой управляющей системы определяется емкостью и достоверностью используемой ею информационной базы. От качества привлекаемой информации для принятия управленческих решений в значительной степени зависит объем прибыли предприятия.
5. Формы и методы анализа прибыли.
6. Контроль за выполнением плана по прибыли выражает процесс проверки обеспечения реализации управленческих решений в сфере ее формирования и использования. Создание системы внутреннего контроля прибыли является неотъемлемой частью финансового управления предприятием в целях повышения эффективности операционной деятельности.
15.Методы планирования прибыли
Методы планирования (прогнозирования) прибыли
Планирование прибыли – сложный и многогранный процесс, включающий анализ хозяйственных связей предприятия и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому.
Предприятие самостоятельно разрабатывает план по прибыли, исходя из договоров, заключенных с поставщиками и потребителями; экономических нормативов, установленных государством; материалов анализа хозяйственно-финансовой деятельности за предшествующий период.
Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса:
определение объема валовой прибыли и выявление факторов, влияющих на ее величину;
планирование распределения прибыли.
В хозяйстве России традиционными для планирования прибыли являются следующие методы: прямого счета, аналитический, нормативный.
Рассмотрим метод прямого счета. Общая сумма валовой прибыли от промышленной деятельности складывается из прибыли от реализации продукции, внереализационных доходов (за вычетом расходов) и прибыли от реализации основных средств и иного имущества.
Прибыль от реализации продукции включает в себя прибыль от товарного выпуска и прибыль от остатка нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода (квартала, года).
Пр = П1 + Птв – П2,
где Пр – прибыль от реализации продукции в расчетном периоде;
П1 и П2 – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода.
ВП = Пр ± ВД + Пимущ.,
где ВП – валовая прибыль;
Пр – прибыль от реализации продукции;
ВД – внереализационные доходы за вычетом расходов;
Пимущ. – прибыль от реализации основных фондов и иного имущества.
Расчет прибыли аналитическим методом включает две разновидности:
посредством затрат на 1 руб. товарной продукции;
посредством процента базовой рентабельности.
Планирование прибыли посредством затрат на рубль товарной продукции осуществляется по формуле:
,
где ТП – товарная продукция в рыночных ценах;
Пк – прибыль в копейках на рубль товарной продукции.
При определении общего размера плановой прибыли к сумме прибыли от товарного выпуска необходимо прибавить прибыль от прочей реализации, а также прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец периода. Данный метод не трудоемок и используется при разработке планов-прогнозов развития предприятия, так как базой для расчетов является весь объем ТП.
При нормативном методе величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием процента рентабельности на всю реализуемую продукцию (без учета входных и выходных остатков на начало и конец расчетного периода). Он применяется также при планировании прибыли в строительных фирмах, которые предусматривают величину прибыли в договорной цене на строительную продукцию. Норма прибыли (в процентах) согласовывается с заказчиком (инвестором).
Последовательность расчетов следующая:
на основе плана развития предприятия рассчитывается потребность в денежных ресурсах на производственное и социальное развитие (Ппср) за вычетом амортизационных отчислений;
исчисляется удельный вес прибыли на производственное и социальное развитие (Упср) в общей сумме чистой прибыли за отчетный период;
определяется сумма чистой прибыли, обеспечивающая возможности самофинансирования (ЧПсф):
;устанавливается удельный вес чистой прибыли в объеме валовой прибыли на основе фактических данных за отчетный период (Учп):
;определяется сумма валовой прибыли, обеспечивающая условия самофинансирования в прогнозном периоде (ВПсф):
.Данный метод планирования прибыли призван способствовать активизации инвестиционной деятельности для обновления производственного потенциала предприятия.
Формирование и использование прибыли – основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия.
Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме: «издержки – объем продаж – прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-торговой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и сбыта продукции.
Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые показатели деятельности предприятия: критический объем производства (реализации товаров), порог рентабельности и запас финансовой прочности.
Практически они связаны с понятием маржинального дохода (МД). Он характеризует результат от реализации товаров после возмещения переменных издержек (ПИ).
Операционный анализ тесно связан с понятием производственного рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия данного рычага:
,где СВПР – сила воздействия производственного рычага, которая показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль;
МД – маржинальный доход;
П – прибыль предприятия.
Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.
Запас финансовой прочности (ЗФП) = Фактическая выручка от реализации – Пороговая выручка от реализации.
.Запас финансовой прочности свидетельствует о том, на сколько процентов предприятие может выдержать снижение выручки от реализации продукции (работ, услуг) без серьезной угрозы для своего финансового положения, то есть сохранить свою платежеспособность и финансовую устойчивость на прежнем уровне.