Условия, необходимые для возникновения финансов.

Условия, необходимые для возникновения финансов.

Все ученые едины во мнении, что финансы появились с возникновением государства, т.е. в XIII-XV вв.

В процессе своего формирования и развития государство удовлетворяло свои потребности, формируя государственные доходы. Сначала в натуральном, а потом и в денежной форме. На начальном этапе не существовало разграничений между ресурсами государства и ресурсами его главы.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются, во-первых, товарное производство, во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями, в-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного совокупного общественного продукта и его составной части-прибыли. Именно прибавочный проектом финансовых отношений.

Место финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

Финансы призваны обеспечить процесс воспроизводства с точки зрения обеспечения его финансовыми ресурсами. Причина появления финансов – потребности государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Без финансов невозможно обеспечивать :

1) индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе;

2) регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики;

3) стимулировать быстрейшее внедрение достижений НТП;

4) удовлетворять другие потребности.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления. В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает.

5. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

Финансы – это экономические отношения, связанные формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Функции финансов конкретизируют их сущность и раскрывают содержание.

1) Накопительная (аккумулирующая). Выражается через процесс образования фондов денежных средств, необходимые для функционирования любой хозяйственной системы.

2) Распределительная. Проявляется через распределение национального дохода, когда формируются основные или первичные доходы (их сумма равна национальному доходу). Первичные доходы не образуют денежных фондов, достаточных для удовлетворения всех потребностей, т.е. необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода. В результате образуются вторичные или производственные доходы.

3) Контрольная. Финансы обладают способностью контролировать складывающиеся стоимостные пропорции. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Дополнительные функции:

1) Стабилизационная. Должна обеспечивать все хозяйствующие субъекты и граждан стабильными экономическими отношениями.

2) Стимулирующая. Проявляется в том, что государство с помощью финансовых рычагов может оказывать целенаправленное воздействие на развитие финансовых отношений в нужном направлении.

3) Воспроизводственная. Обеспечивает сбалансированность материальных трудовых ресурсов и денежных средств на всех этапах простого и расширенного воспроизводства.

Типы финансовой политики.

Классическая политика.

Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основные направления:

· невмешательство государства в экономику,

· сохранение свободной конкуренции,

· использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета. Система налогов должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая финансовая политика.

Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

В ее основу были положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей.

· Она основывалась на вмешательстве и регулировании государством циклического развития экономики

· Основным инструментом вмешательства в экономику являлись государственные расходы

· Усложнилась налоговая система

· Одним из механизмов регулирования стал подоходный налог

· Широкое распространение получил государственный кредит, на основе которого проводилась политика дефицита финансов

· Изменялась система управления финансами (специализация государственных органов)

Планово-директивная финансовая политика.

Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Основана на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Ее цель :

· Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

· Создание инструментов при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

· Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Содержание и значение финансового контроля.

Финансовый контроль– совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специальных форм и методов по организации.

Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально-созданными учреждениями. Финансовый контроль всегда связан с использованием стоимостных категорий.

Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, различные виды налогов, отчисления во внебюджетные фонды и на различные цели.

Финансовый контроль бывает государственным и негосударственным (внутрифирменный и внешний). Он может быть бюджетным, налоговым, валютным, кредитным, инвестиционным контролем за денежной массой.

По виду материала контроля: документальный и фактический.

По времени проведения: предварительный, текущий, последующий.

По методам проведения различают проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизия.

Как правило, результат проверок и ревизий оформляется актом, в котором определяются нарушения, виновные лица. На основании данного акта должны применятся меры по устранению нарушений и привлечении виновных ответственности.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансы ФПГ.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создаются в последние годы на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).

Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций:

· промышленные;

· торговые;

· кредитно-финансовые организации.

К промышленным относят: торговые дома, посреднические структуры, транспортные организации, розничные и оптовые предприятия.

К торговым: предприятия, концерны.

К кредитно-финансовым: банки, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании.

Особенности создания и деятельности финансово-промышленных групп

В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Основная цель создания финансово-промышленных групп — повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.

Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:

· по решению правительства с участием госпредприятия;

· на основе договорного объединения частных предпринимателей;

· по межправительственным соглашениям.

Кроме того, они могут создаваться путем передачи пакета акций в доверительное управление одному из участников или приобретением одним из участников пакета акций других предприятий, становящихся участниками финансово-промышленной группы.

Основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ):

· во главе ФПГ стоит финансовая компания;

· иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;

· важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;

· характерная единая политика ценообразования;

· имеет единое имущество;

· организационное единство и юридическая самостоятельность.

Расходы домашних хозяйств.

Расходы домашних хозяйств - расходы на покупку товаров и услуг, обязательные платежи и взносы, приобретение недвижимости, прирост финансовых активов.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы:

а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);

б) налоги и другие обязательные платежи;

в) денежные накопления и сбережения.

Выделяют краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные расходы.

Для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства целесообразно использовать классификацию, которая позволяет объединить два рассмотренных ранее критерия.

Современная статистика выделяет в расходах домашних хозяйств четыре основных раздела:

· покупка товаров и услуг;

· обязательные платежи и взносы;

· приобретение недвижимости;

· прирост финансовых активов (денежные сбережения).

Доходы домашних хозяйств.

Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления, сбережения и обязательных платежей, т.е. осуществления расходов (см п. 14.3). Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется прежде всего в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Доходы домашних хозяйств можно разделять по разным критериям. Прежде всего можно выделить доходы в денежной и натуральной формах. К последним относят потребляемые в домашнем хозяйстве продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит в целях реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

В структуре денежных доходов принято выделять следующие основные источники:

заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

доходы от предпринимательской деятельности;

доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

Необходимо принимать во внимание то, что различаются понятия заработанных доходов, т.е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов. С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства. Это относится, например, к взносам на социальное страхование, налоги на прибыль организаций. С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего это трансфертные платежи, которые включают в себя выплаты по социальному обеспечению и при наступлении несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и некоторые другие виды социальной помощи государства.

В приведенной ранее классификации не учтены случайные доходы граждан, например, выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной России очень распространены. К ним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например, от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строительству финансовых пирамид», продажи запрещенных товаров (наркотиков, оружия и т.п.). Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов.

Под совокупными доходами следует понимать общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей.

Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные и фактически полученные номинальные доходы.

Реальные доходы — определяются количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы.

Условия, необходимые для возникновения финансов.

Все ученые едины во мнении, что финансы появились с возникновением государства, т.е. в XIII-XV вв.

В процессе своего формирования и развития государство удовлетворяло свои потребности, формируя государственные доходы. Сначала в натуральном, а потом и в денежной форме. На начальном этапе не существовало разграничений между ресурсами государства и ресурсами его главы.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются, во-первых, товарное производство, во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями, в-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного совокупного общественного продукта и его составной части-прибыли. Именно прибавочный проектом финансовых отношений.

Наши рекомендации