Проведение проверки (ревизии)

Перед началом проведения проверки (ревизии) руководитель проверки (ревизии) обязан предъявить руководителю проверяемого юридического лица служебное удостоверение, предписание на проведение проверки (ревизии), а также внести необходимые сведения в Книгу учета проверок (журнал производства работ).

Если проверка (ревизия) начинается с контрольной закупки ТМЦ либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), вручение предписания и служебного удостоверения может осуществляться после их завершения.

После этого проверяющие знакомят руководителя проверяемого субъекта с перечнем вопросов, подлежащих проверке.

При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления. При этом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который заполняется проверяющим и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Проверяющие могут производить осмотр объектов, используемых в деятельности проверяемого субъекта для определения соответствия фактических данных об этих объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него). Осмотр производится в присутствии представителя проверяемого субъекта (материально ответственного лица).

Проверяющие могут изымать оригиналы документов в случаях невозможности снятия с них копий (представления выписок из них), отказа проверяемого субъекта представить копии документов, а также необходимости проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности. Изъятие производится на основании постановления контролирующего (надзорного) органа в присутствии представителей проверяемого субъекта, а в случае их отсутствия – в присутствии не менее двух понятых. При этом составляется акт изъятия, в котором указывается точное наименование и количество изъятых документов.

Если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания, то контролирующие (надзорные) органы на договорной основе вправе привлечь эксперта, о чем должен быть ознакомлен проверяемый субъект. По результатам экспертизы эксперт представляет заключение, в котором излагаются сведения о проведенных им исследованиях, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Оплата за проведение экспертизы производится контролирующими (надзорными) органами, а при установлении нарушений по вопросам экспертизы – за счет средств проверяемого субъекта.

Проверяющий имеет право применять при проведении проверки технические средства, предварительно уведомив под роспись руководителя проверяемого субъекта. О применении технических средств делается отметка в документе, составленном по итогам проверки, а полученные с их помощью материалы приобщаются к материалам проверки и остаются при них в течение всего срока хранения.

Оформление результатов проверки (ревизии)

По результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены наруше­ния составляется акт, а при отсутствии нару­шений − справка.

По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

В вводной (вступительной) части акта ревизии (проверки) указываются следующие реквизиты:

- наименование документа;

- основание назначения ревизии (проверки), т.е. дата и номер предписания на ее проведение;

- состав комиссии, с указанием должностей, фамилий и инициалов ревизующих;

- даты начала и окончания проверки (ревизии);

- место составления акта проверки;

- проверенный период;

- должности, фамилии и инициалы работников ревизуемой организации, обязанных подписать акт, с указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;

- наименование проверяемого субъекта, местонахождение, подчиненность, УНП, реквизиты счетов в банке;

- наличие книги учета проверок (журнала производства работ), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

- кем и когда были проведены предыдущие ревизии (проверки) за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены.

В основной (результативной) части акта приводится информация о выявленных фактах. Эта часть акта представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений. Она состоит из отдельных разделов, соответствующих наименованию и числу вопросов (разделов) программы ревизии.

Эта часть документа должна включать следующее:

- место, время и характер совершенного экономического правонарушения,

- акты законодательства, требования которых нарушены,

- предусмотренная законодательными актами ответственность за данный вид нарушения;

- размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений;

- должности и фамилии лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершен­ном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

В необходимых случаях к акту могут быть приложены справки и расчеты, составленные на осно­вании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные в установленном порядке, объяснения проверяемого субъекта.

По вопросам, возникающим в ходе проведения ревизии, работники контролирующих органов имеют право требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта и других граждан. Эти объяснения также прилагаются к основному акту ревизии и являются его неотъемлемой частью.

Акты (справки) проверки оформляются не менее чем в двух экземплярах и подписываются не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки. Эти документы подписывают:

- проверяющие лица (руководитель проверки),

- руководитель проверяемого субъекта предпринимательской деятельности,

- лицо, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта.

- а при необходимости − другие участники проверки (ревизии).

Акт контрольного обмера и обязательные приложения к нему подписываются участниками контрольного обмера.

Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим вручается под роспись руководителю проверяемого субъекта или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

При наличии возражений по акту ревизии (проверки) подписывающие должностные лица проверяемого субъекта делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший ревизию (проверку). Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.

При необходимости не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

В случае если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверя­ющим до окончания ревизии (проверки) составляется отдельный промежу­точный акт.

На его основании контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении выявленных нарушений, а факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии (проверки).

Разновидностью промежуточного акта являются разовые акты, которыми оформляются результаты обследований.

Однородные нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), при­лагаемых к каждому экземпляру акта ревизии (проверки), в которых указыва­ются все необходимые данные по каждому факту нарушения.В акте тогда приводятся обобщенные итоговые данные и примеры со ссылками на соответствующие приложения. Ведомости подписываются руководителем ревизионной группы (ревизором) и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Наши рекомендации