Организация фин контроля, его виды
Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В частности, в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский).
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Мин фином и Мин по налогам и сборам РБ и др.) в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной cфеpax. Он занимает доминирующее положение среди других видов финансового контроля. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы:
• независимости (контролеры должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юр или физ лиц, чью деятельность они проверяют);
• гласности, т.е. открытости контролирующих органов государственного финансового контроля, и доступности информации о результатах контрольной деятельности для каждого гражданина.
• законности (деятельность контролеров, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры, должны соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам);
• объективности (выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость либо особые мотивы, как то корысть, политический заказ и т.п.);
• ответственности, а именно: а) ответственности контролеров; б) ответственности контролируемых; в) ответственности третьих лиц.
Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется в орг-х, учрежд-х, на предпр-х экономическими, бухгалтерскими и фин службами этих орг-ций по различным вопр произв-ной и фин-хоз деят-ти предпр-я.
Общественный контроль осуществляют обествен орг-ции (профсоюзы …) по вопросам соблюдения трудовых и соц-эк прав работников, закрепленных в коллективных договорах с руководством орг-ции.
Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими орг-ми/ аудиторами на договорной платной основе в орг-х, учреждениях как в обязат так и добровольном порядке.
В зависимости от объекта контроля различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой.
Формы и методы фин контроля
Различают след формы фин контроля: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлению доходов в бюджет). Эта форма фин контроля обычно применяется вышестоящим органами хозяйственного управления и учреждениями фин-кредитной системы при рассмотрении финансовых планов, смет и перечислении бюджетных средств.
Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Его цель — предупредить возможные злоупотребления и укрепить финансовую дисциплину. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бух учета, инвентаризаций и визуального наблюдения.
Последующий контроль производят после совершения фин-хоз операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полноту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п. Осуществляется этот контроль на основе анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и орг-х. Цель последующего контроля — выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины и другие недостатки в деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений.
По методам проведения виды фин контроля подразделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
Проверка производится по отдельным вопросам фин-хоз деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.
Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются для оценки фин положения объекта контроля и тд
Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид фин деят-ти. Например, Центр банк контролир коммерч банки.
Экономический анализ – детальное изучение периодич и годовой бух и фин отчетности с целью оценки выполнения определ-х фин показателей и в целом фин рез-тов деят-ти субъекта хоз-я.
Ревизия — комплекс взаимосвязанных проверок фин-хоз деят-ти орг-ций, учреждений, органов управления различного уровня. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и фин операций, правильность ведения бух учета по отдельным или всем направлениям деятельности юр лиц и ИП.
15. Аудиторский контроль, его содержание, задачи и организация
Аудиторский контроль необходим для получения эф-й, достоверной инф-и о функционировании, организации разл организационно-правовых форм и форм собственности. Такой вид контроля необходим как самим организациям, так и органам гос управления. Аудиторский контроль является частью аудиторской деятельности, к-я в соответствии с законодательством РБ рассматривается как предпринимательская деят-ть по независимой проверке бух учета, бух и финн отчетности организации, инд предпринимателей с целью выражения мнения о достоверности отчетности и соответствии совершенных финн операций действующему законодат-ву.
Аудиторский контроль не заменяет гос и ведомственного контроля, а является доп инструментом финн контроля. Аудиторская деят-ть вкл в себя:
· аудиторский контроль
· сопутствующие аудиту услуги
Аудиторский контроль бывает внутренний и внешний.
Внешний :
- обязательный, который проводится в отнош-и опред субъектов хоз-я, перечень которых определен конкретными норм-прав актами. В РБ это ОАО, банки, НКФО, биржи, страховые организации, страховые брокеры
- инициативный (добровольный), к-й проводится с целью получения инф-и о реальном финн положении орг-и, о состоянии финн отношений с налоговыми и др гос органами, с поставщиками - для принятия оптим управл реш-й.
- аудит по спец аудиторским заданиям. Проводится при проверке отдельных статей бух отчетности при оценке имущества, а-зе эф-и и т.д.
Внутренний: пров-ся работниками этой же орг-и с целью проверки и оценки фин-хоз деят-ти орг-и в интересах ее руководства.
Результаты аудиторского контроля оформляются аудиторскими заключениями, к-е могут быть безусловно положительными; условно положит-ми; отрицат-ми – отказ аудитора выразить свое мнение о достоверности бух отчетности.
Сопутствующими ауд контролю услугами, к-е могут оказываться аудит. организациями и аудиторами, явл-ся:
- помощь в составлении бух и фин отчетности
- составление декларации о доходах
- консультирование по вопросам составления бух и фин отчетности и др.