Составные части финансовой политики
ФП в ее широком понимании включает налоговую (НП), бюджетную(БП), денежно-кредитную политику (ДКП).
НП - это целенаправ. деят-ть гос-ва, включающая разработку, принятие и реал-ю мероп-й в рамках налог. сис-мы для достиж-я необход. обществу эк. и соц. резул-в.
В совр. эк-ке роль налогов исключительно велика. Они не только являются основным каналом наполнения доход. части бюджета, но и проявляют себя во всех сферах и звеньях фин. системы, опосредуют фин. отношения гос-ва с юр. и физ. л.. Свое назначение в обществе налоги выполняют через присущие им функции: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную.
Фиск. – прояв-ся в обесп-и гос-ва необх. фин. рес-ми для осущ-я своих важнейших задач. Распред. - проявляется в проц-е распред-я, и перераспред-я части стоимости ВВП. Регул. - налоги, учавствуя в процессе перераспр-я, оказывают влияние на воспр-во путем стим-я расширения произ-ва или, наоборот. Стим. - реализуется через сис-му льгот, ставок, исключений, преференций. Контр. - для осуществления контроля за полнотой и своевременностью налог. поступлений в б-т.
Цель НП - обеспечить при мин. затратах макс. возможную моб-ю дох-в, необ. гос-ву для выпол-я его фун-й, и создать условия для эк. и соц. стаб-ти в обществе.
НП разрабатывается важнейшими гос. органами упр-я фин-ми и определяет:
- степень участия субъектов налог. отн-й в формир-и налог. дох-в гос-ва;
- виды налогов и роль каждого вида в реализации основной цели налог. сис-мы – форм-я фин. базы гос-ва для выполнения им своих функций;
- основы построения налогового механизма.
БП - это сов-ть целей, задач, принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, направленных на распределение фонда ден. ср-в по отраслевому, террит-му, целевому назначению.
Содержание БП, ее осн. направления зависят от ур. развития науки о роли гос-ва в развитии общества и соответ. теорет. концепций, определяющих степень участия гос-ва в управлении эк-й и использовании отдельных инстр-в реализации БП.
Стратег. цели БП: обесп-е полного и устойч. выполнения фин. обяз-в гос-ва, на всех ур-х управ-я; устранение дестимулир. и развитие стим. элементов БП; снижение ур-ня издержек функц-я гос-ва; уменьшение долговой нагрузки на гос-во.
ДКП— сов-ть мероприятий, направ. на изменение ден. массы в обращении, V кредитов, уровня % ставок и других показателей ден. обращения и рынка ссудных капиталов. Цель ДКП – регул-е хоз. процессов путем воздействия на состояние кредит. отношений и ден. обращения. Она направлена либо, на стим-е кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.
Вырабатывая и реализуя ДКП, гос-во устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Таким органом является ЦБ. Важнейшие направлениями деятельности ЦБ в области ДКП:
- разработка ДКП в виде формулирования целей пол-ки и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей:
- реализация пол-ки с помощью операций на денежном, валютном и фондовом рынках, регламентация поведения участников денежных отношений.
10. Понятие об управлении финансами, его содержание.
Управление представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения определенного результата.
Управление финансами – осознанное воздействие органов управления на финансы страны и на все фин. процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.
Объекты упр-я - виды фин. отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централ. и децентрализ. фондов ден. ср-в. Субъекты – те органиизац-е струк-ры, кот. осуществ. управление.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, кот. является составной частью общегосударственного аппарата управления народным хозяйством.
Гос-во использует финансы в кач-ве инструмента управления народным хозяйством, воздействует с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным.
В управлении финансами можно выделить такие взаимосвязанные элементы, как планирование, оперативное управление и контроль.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами. При планировании всесторонне оценивается состояние финансов того или др. субъекта хозяйствования, выявляются возможности увеличения фин. рес-в, направления их более эффективного использования.
Оперативное управление представляет собой комплекс мероприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей фин. ситуации; их цель – получение макс. эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при мин. затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании фин. ресурсами.
Контроль как элемент управления осуществления как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления.
В теории финансов различают: стратегическое управление (Выражается в определении финансовых ресурсов ч-з прогнозирование на перспективу. Это обязанность парламента, администрации президента, минфина, мин. по налогам и сборам рб.), оперативное ( является главной функцией аппарата финансовой сис-мы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовыми службами предприятий, отраслевых министерств и комитетов, работниками минфина, мин-ва эк-ки, по налогам и сборам)
11. Система финансовых планов в РБ, их взаимосвязь.
Результатом финансового планирования являются различные финансовые планы – от сметы определенного учреждения до сводного финансового баланса страны.
Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду параметров.
По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные и индикативные.
По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы.
По способу разработки и исполнения: твердые планы и скользящие.
По географической зоне применения: на общенац уровне и ниже существуют планы гос-ные, национальные, региональные, отраслевые и планы предприятий.
Внутри страны фин планы имеются у всех звеньев фин системы. Форма фин плана, состав его показателей отражают специфику звена фин системы.
По своей значимости и объемам перераспределяемых ресурсов государственный бюджет является важнейшим централизованным финансовым планом.
Республ и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой эк и соц развития страны и ее регионов. Гос бюджет является координирующим фин планом соответствующих территорий.
Корпоративное (внутрифирменное) фин. план-е опирается на фин. пол-ку предприятия, разработанную им фин. стратегию и одновременно учитывает требования фин., в том числе налог. и денежно-кредитной пол-ки гос-ва.
Фин план хоз субъекта — это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий и долгосрочный период. Может составляться в форме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерческих организациях — в форме сметы. Отечественные предприятия сами определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов.
Бюджет – фин план, отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и фин деятельности предприятия.
Смета — форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
В настоящее время текущее финансовое планирование может быть представлено годовым финансовым планом, кредитным, налоговым и валютным планами, планом движения денежных средств по видам деятельности, инвестиционным планом.
Разрабатываемые на предприятиях планы имеют различные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал базовые составляющие основных видов планов и обладал достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обоснование его стратегий и тактических мер их осуществления.
С развитием рыночных начал в экономике Беларуси бизнес-планы - необходимые плановые документы, используемые для обоснования:
текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;
возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов;
предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
целесообразности оказания мер государственной поддержки;
приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности.
В зависимости от цели составления бизнес-план может включать различное кол-во разделов (от 4 до 12). Фин обоснование - обязательный элемент бизнес-плана, подразумевает: прогноз объемов реализации (выручки); план доходов и затрат; баланс денежных расходов и поступлений; прогноз баланса активов и пассивов; график достижения безубыточности.
12. Общегосударственные финансовые планы, их состав и характеристика
Общегосударственные финансовые планы – это республиканский бюджет и бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН).
В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» бюджет страны определен как основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц».
Республиканский и местные бюджеты разрабатываются форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экономического и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, рационального распределения и экономного использования бюджетных средств, сбалансированности бюджета, удержания дефицита бюджета в пределах законодательных норм, определения источников финансирования дефицита бюджета.
Республиканский бюджет является основным финансовым планом гос-ва, его структура включает 2 раздела: доходы и расходы.
Кроме того, в состав республиканского бюджета включаются и др фин планы общегосударственного ур-ня:
- сметы доходов и расходов гос целевых бюджетных фондов;
- сметы доходов и расходов инновационных фондов.
Государство в законодательном порядке устанавливает источники и порядок формирования доходов и направления использования средств таких фондов.
Бюджет ФСЗН по своей структуре включает так же доходы и расходы фонда.