Составные части финансовой политики, их характеристика

Для того чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требо­вания к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений исходя из их сущности и содержания, следует рас­смотреть самостоятельные составные части финансовой поли­тики — налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредит­ную (монетарную) политику.

Налоговая политикапредставляет собой разработку, при­нятие и реализацию решений законодательного уровня относи­тельно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результа­тов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосу­дарственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирую­щую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиле­ние мотивов к труду, экономное расходование финансовых ре­сурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

В любом обществе государство использует налоговую или фискальную политику для выполнения своих функций и задач, достижения намеченных целей. В условиях развитых рыноч­ных отношений налоговая политика государства направлена на перераспределение ВВП в целях изменения структуры про­изводства, территориального экономического развития, повы­шения уровня доходов населения.

Налоговый механизм представляет собой совокупность ор­ганизационно-правовых норм, методов и форм государственно­го управления налогообложением через систему различных ин­струментов. Государство придает своему налоговому механиз­му юридическую форму посредством налогового законодатель­ства и регулирует его. Таким образом, налоги приобретают но­вое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирова­ния экономической активности, воздействия на процесс вос­производства.

Действующий в Республике Беларусь налоговый механизм не в полной мере выполняет свое предназначение. Высокий уро­вень налогообложения ограничивает финансовые возможности хозяйствующих субъектов в обеспечении роста производства, препятствует не только расширенному, но даже простому вос­производству. Кроме того, налоговую систему отличают запу­танность и непостоянство: с момента своего возникновения (1992 г.) она менялась более 10 раз, а количество налогов варьи­ровалось от 16 до нескольких десятков. Например, в 2001 г. в Беларуси действовало более 30 различных налогов, сборов и отчислений. Частый пересмотр видов, условий и норм налого­обложения оказывает негативное воздействие на экономику, ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует при­току иностранных инвестиций.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть фи­нансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отрасле­вому, целевому и территориальному назначению. Она ориенти­руется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Чаще всего задача государственной бюджетной политики состоит в преодолении бюджетных дефицитов, порой достигаю­щих критического уровня. Крупный бюджетный дефицит сти­мулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государствен­ного бюджета, бюджетная политика должна теснейшим обра­зом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

Активная роль государства в осуществлении экономичес­ких и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Это связано с дей­ствием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание назван­ных факторов на каждом из этапов развития государства по­рождает такую систему расходов, которая соответствует пот­ребностям экономики, типу и уровню управления ею. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюд­жета.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет. Она должна учитывать, что источни­ки не неисчерпаемы и бесконтрольное их использование спо­собно подорвать экономику страны и в конечном счете исто­щить каналы получения доходов.

Программа социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на 2001—2005 гг. и на период до 2010 г. основны­ми направлениями бюджетно-финансовой политики определи­ла инвестирование бюджетных средств в формирование конку­рентоспособной структуры национальной экономики, реализа­цию социально-экономических приоритетов и государственных программ. Программой предусмотрено использование низкоин­фляционных источников финансирования дефицита бюджета.

Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая поли­тика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюд­жетно-налоговую политику.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политиказаключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Рес­публики Беларусь при помощи Главного государственного каз­начейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономичес­ких целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие ин­фляции и устойчивый рост экономики.

Одной из основных функций казначейства является органи­зация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) по­литики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специ­альных решений правительства. Оба вида активно взаимодей­ствуют.

На настоящем этапе в республике постепенно снижаются налоговые ставки и одновременно увеличиваются государст­венные расходы, что характеризуется как мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная полити­ка, предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый эко­номический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Стра­на переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сек­тора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково: а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада; б) оно сдержи­вает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стаби­лизации денежно-кредитных отношений, представляющих ос­нову финансовой политики государства.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикойпонима­ют совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для дос­тижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Нацио­нальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные правила политики. Будучи квазигосударственным, он действует не ради прибыли, хотя и может получать ее от своих операций, а ради реализации тех мер, которые избрало руководство страны в рамках государственной политики, в том числе и финансовой.

Главная цель денежно-кредитной политики — создание ус­ловий для достижения и поддержания высокого уровня про­изводства, стабилизации цен, укрепления национальной де­нежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфля­ции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государ­ственных программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет).

Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, как то: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъ­ектов к эффективному использованию заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию бан­ковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реоргани­зация сберегательного и страхового дела.

Инструменты, используемые для достижения целей де­нежно-кредитной политики, различаются по принципу воздей­ствия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и кос­венными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки; к косвенным — операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).

В течение длительного времени монетарная политика оста­валась самым слабым звеном в финансовой политике прави­тельства республики. До 2000 г. ее воздействие на экономику страны было очень вялым и малоэффективным. Основная цель денежно-кредитной политики состояла в том, чтобы снизить бурно развертывавшуюся инфляцию (ИПЦ в 1994 г. — 2059,9 % в год, в 1995 г. — 344, в 1998 г. — 281,7, в 1999 г. — 351,2 %). Это ограничивало возможности экономической активности, росла доля убыточных предприятий, увеличивалось отрица­тельное сальдо платежного баланса. Требовалось переосмыс­лить роль монетарной политики, и в 1999 г. была принята Кон­цепция валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая носила рестрикционный характер (Рестрикция (от лат. restrictio — ограничиваю) — ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции.). Такой шаг позволил стабилизировать денежное обращение, заметно снизить инфляцию. С 2000 г. монетарная политика снова приобрела стимулирующий характер, но она велась одновре­менно с решением задачи по снижению темпов инфляции. В ре­зультате установился единый курс белорусского рубля, кото­рый стал укрепляться; наметился рост ВВП. Но при этом произошло снижение занятости населения.

Программа социально-экономического развития на 2001— 2005 гг. в части денежно-кредитной политики предусматрива­ла обеспечение устойчивого курса белорусского рубля (он дол­жен был составить 2000—2100 руб./дол. к 2005 г.) и снижение инфляции, усиление значения финансового рынка и повыше­ние роли банковского сектора в перераспределении капитала. Для достижения этих целей предполагалось использовать де­нежную эмиссию, процентные ставки, резервные требования и другие механизмы и инструменты.

На практике такие части финансовой политики, как денеж­но-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется стабилизационной.Каждая из ее составляющих может сдер­живать либо стимулировать экономику, соответственно этому различают четыре варианта стабилизационной политики:

1) «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;

2) «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;

3) «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;

4) «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.

Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жесткую монетарную политику, в результате которой сокраща­ется совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфля­ции, но может обернуться экономическим спадом.

И тогда целесообразно использовать второй вариант, т.е. из­менить только бюджетно-налоговую политику, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрица­тельного эффекта — вытеснение частных инвестиций.

Третий вариант смягчает обстановку, сложившуюся после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия для быстрого роста экономики.

При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса.

Следует отметить, что в большинстве случаев первичными являются мероприятия бюджетно-налоговой политики. Фис­кальные инструменты находятся в непосредственном ведении Правительства Республики Беларусь, а денежно-кредитная по­литика формируется Национальным банком страны. Послед­ний подотчетен Главе государства и в какой-то мере независим от Правительства. Тактические цели Национального банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулиро­вание показателей финансового рынка.

Весомым плюсом бюджетно-налоговой политики является срок проявления применяемых инструментов. Результат изме­нения налоговой нагрузки может сказаться уже в текущем го­ду, тогда как денежно-кредитная политика ориентирована на продолжительные периоды времени. Быстродействие способно стать решающим фактором в выборе варианта политики.

К преимуществам денежно-кредитной политики относятся ее гибкость и политическая приемлемость. За последние 15 лет меры денежно-кредитной политики успешно использовались как для снижения темпов инфляции, так и для преодоления экономического спада. Сегодня денежно-кредитная политика воспринимается как основной инструмент стабилизации эконо­мики.

Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно иными подходами к функциони­рованию народного хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налого­вой и кредитной систем, направленных на формирование ново­го финансового механизма.

Наши рекомендации