Характеристика сфер и звеньев финансовой системы РБ.
В финансовой системе гос-ва выделяют две крупные сферы: 1)финансы субъектов хозяйствования разных фом собственности (децентр.- е финансы);2) государственные или общегосударственные финансы(центр.-е)
Определяющим признаком для выделения отдельных сфер, а также их звеньев является наличие конкретных субъектов финансовых отношений. К таким крупным ,глобальным субъектам в любом государстве относятся субъекты хозяйствования и государство.
Финансы субъектов хозяйствования- это система финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий .Речь идет о финансовых отношениях, которые возникают между предприятиями; предпр. и вышестоящими организациями;предпр. и входящими в них структ. подразделениями; предпр. и гос. бюджетом; предпр. и учрежд. банков.
Гражд кодекс разграничевает суб. хозяйствования не коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими являются те юр. лица, которые преследуют извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности и распределяющие прибыли между участниками. Юр. лица,являющиеся коммерч. организациями, могут создаваться в форме: хоз. тавариществ, произв-х кооперативов : унитарных предприятий : фермерских хозяйств.
Финансы коммерч. предприятий являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку имено на этих предприятиях в процессе производства создается доля Нац. дохода страны- главного источника формирования как централизованных так и децентрализованных фондов.
Некоммерческие организации – это организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками .Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов ; обществееных и религиозных организаций; благотваорительных и др. фондов.
К субъектам хозяйствования относятся так же и дом. хозяйства.Под дом. хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами,проживающимим совместно и имеющими общий бюджет.
Государственные финансы –это система денежных отношений,связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и испрользования их для выполнения функций государства.Сюда вкл след звенья:гос. бюджет, гос целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Гос бюджет является одним из ведущих звеньев финансовой системы .Сего помощью государство концентрирует в сыоих руках знач часть фин ресурсов.В дох части указываются источники поступления ден средств и их количественные праметры. Врасходной части указ-ся конкретные напрвления ден средств.По размерам дох и расходн частей обычно судят об уровне экономического развития страны и материального полож основной части населения.
Внебюджетные фонды предст собой ср-ва правительства и местных органов власти, связанные с формированием расходов, не вкл в бюджет. Мобилизация и использование средств внебюдж фондов осущ-ся в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено гос финансов.
Гос кредит явл-ся важным общегосударственным звеном ,посредствам кроторогоосущ-ся фрмирование дополнительных финансовых ресурсов государства. Гос кредит- совокупность денежных отношений, возикающих между государством как заемщиком и физ лицами,иностранными прав-ми в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Основной необходимостью гос кредита –нехватка средств гос бюджета для удовлетворения потребностей общества. Гос кредит –внешний(размещ-ся в др странах)и внутренний( размещ-ся внутри страны).
Основными органами упревления являются : Нац собрание (обсуждают и утверждают респ бюжет ,принимают законы о бюджете ,налогах и сборах и др законы.)Президент страны(законы, указы, декреты )Правительство РБ является представителеи исполнительной власти . Также значит роль играют:Мин фин,МНС(Мин по налогам и сборам),Таможенный комитет и др.
8. Финансовая политика, ее содержание, цели и задачи.
Большинство своих функций гос-во реализует ч-з эк. пол-ку. Основу эк. пол-ки составляет финансовая политика (ФП), кот. рассмат-ся как один из инструментов гос. регулирования эк-кой, связанный с обеспечением фин. централизации, концентрации фин. рес-в для эк. преобразований.
Важнейшим субъектом ФП выступает гос-во в лице законод-х и испол-х органов, кот. и определяют основные направления развития фин-в, устанавливают конкретные формы фин. отношений, методы и способы формирования и использовании фин. ресурсов.
Объектами ФП являются сов-ть фин. отношений и сов-ть фин. ресурсов, кот. формируются и используются в различных сферах и звеньях фин. системы.
ФП - основанная на фин. отношениях особая сфера деят-ти гос-ва в области формирования и использования фин. ресурсов как на макро так и на микро ур. с целью эк. и соц. развития.
Стратегической целью ФП является обеспечение эк., фин. и соц. стабильности в стране на базе экономического роста. Различают три основных типа ФП: классическую, регулирующую, планово-директивную.
Деятельность государства по разработке и реализации ФП складывается из следующих этапов.
1. Выработка научно обоснованной концепции развития фин-ов. В совр. условиях ФП большинства гос-в основывается на различных концепциях гос. регул-я эк-ки. В зависимости от стадии эк. цикла (эк. спад, депрессия (стагнация), оживление, эк. подъем), на кот. находится эк-ка страны, субъекты власти используют следующие виды ФП: стимулирующую (стабилизационную), и держивающую.
Этап 2. Опред-е осн. направлений, подходов, механизмов и средств достижения прогнозируемых резул-в на перспективу и текущий период. На практике данный этап ФП реал-ся в процессе разработки фин. стратегии и фин. тактики.
Этап 3. Осуществление практических действий ч-з разработанные конкретные механизмы реализации ФП.
Этап 4. Корректировка механизмов реализации ФП с учетом результатов их применения в реальной практической деятельности.
Задачи ФП:
- моб-я необходимого V фин. ресурсов, изыскание доп. резервов их увеличения для обеспечения эк. и соц. развития гос-ва, отдельных терр-й, отрас-й, предп-й;
- установление и соблюдение оптимальных пропорций в процессе распределения фин. рес-в по разл. сферам общественной деят-ти, уровням управления, терр-м, отраслям, предприятиям;
- эффективное использование фин. ресурсов по всем направлениям с обязательным осуществлением контроля.
- ФП строится на принципах:
- объективности и научной обоснованности (отражение в ФП объективных процессов, происходящих в экономике, финансах, обществе; в основе такой политики должна лежать научно обоснованная эк. и соц. концепция);
- преемственности (цель, задачи, концептуальные подходы и направления ФП не должны меняться при смене руководства страны в текущем и стратегическом плане до тех пор, пока не будет достигнут прогнозируемый эк. и соц. эффект);
- обязательности (положения ФП должны быть обязательны для исполнения всеми ее субъектами и закреплены нормами фин. права);
- гласности (ФП должка быть открытой и подконтрольной обществу).