Аналог в России: ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

За период с 2004 г. по 2008 г. СМСФО вносил поправки в ряд пунктов IAS 38, которые применяются в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2009 г. или по­сле этой даты.

Правила учета и раскрытия в отчетности для нематери­альных активов (далее - НМА) определяются междуна­родным стандартом финансовой отчетности IAS 38. В рос­сийском законодательстве правила учета НМА закреплены в ПБУ 14/2007.

Целью стандарта IAS 38 является установление порядка учета НМА. В соответствии с данным стандартом организа­ция обязана признавать НМА только в том случае, если он удовлетворяет определенным критериям. Стандарт также устанавливает способ оценки балансовой стоимости НМА и требует раскрытия определенной информации.

Нематериальный актив - это идентифицируемый не­монетарный актив, не имеющий физической формы.

Перечень НМА

Научные или технические знания.

Разработка и внедрение новых процессов или систем.

Лицензии.

Интеллектуальная собственность.

Знание рынка.

Товарные знаки, включая торговые марки и издатель­ские права.

Компьютерное программное обеспечение.

Патенты.

Авторские нрава.

Кинофильмы.

Списки клиентов.

Права обслуживания ипотеки.

Импортные квоты.

Франшизы.

Отношения с клиентами или поставщиками.

Лояльность клиентов.

Доля рынка.

Права на сбыт.

Не признаются НМА:

-внутренне созданная деловая репутация и приравнен­ные к ней активы (внутренне созданная деловая репута­ция - это приращение собственного капитала, т.е. прира­щение стоимости акций к номинальной стоимости);

-затраты на пусковые работы по основным средствам;

-затраты на начало производства новой продукции или на начало новой деятельности;

-расходы, связанные с учреждением юридического лица.

При покупке одной компанией акций другой компании возникает разница между рыночной и номинальной стои­мостью акций. Данная разница носит название гудвилл.

Гудвилл(деловая репутация) - это превышение стои­мости покупки над приобретенной долей в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов, ко­торое неотделимо от приобретаемой компании.

Гудвилл может быть как положительным, так и отри­цательным. Положительный гудвилл (goodwill в переводе означает «добрая воля») это надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Если компания покупает акции другой компании по цене выше их номинальной стоимости, она это делает по доброй воле из экономических соображений, а именно, предпола­гая, что купленный ею актив в будущем будет приносить экономическую выгоду. Положительный гудвилл - это ак­тив.

Отрицательный гудвилл (badwill) - это скидка с цены, получаемая при продаже акций компании по цене ниже ры­ночной стоимости. Отрицательный гудвилл - это пассив. В целях достижения максимальной прозрачности финан­совой отчетности руководство компаний стремится иден­тифицировать положительный гудвилл, оформив докумен­тально переплату в цене, к примеру, в виде торговой марки, и перевести положительный гудвилл в статью НМА.

Признание НМА

Нематериальный актив должен признаваться в слу­чаях:

-определения НМА;

-соответствия критериям признания;

-будущие экономические выгоды, относящиеся к этому активу, будут поступать в организацию;

-стоимость актива поддается достоверной оценке.

-НМА удовлетворяет критерию идентифицируемости, если он:

-является отделяемым, т.е. может быть продан, пере­дан, защищен лицензией, предоставлен в аренду и пр.;

-является результатом договорных отношений.

Идентифицируемость НМА означает также и то, что он должен быть отличим от гудвилла. Гудвил, признанный при объединении бизнеса, является активом, представляющим будущие экономические выгоды от приобретаемых при объединении бизнеса активов, которые сами в свою очередь не поддаются индивидуальной идентификации.

Для контроля над НМА предприятию необходимо об­ладать правом на получение будущих экономических выгод от использования данного актива. Контроль обычно возни­кает при обладании юридическими правами на актив, кото­рые могут быть реализованы в судебном порядке. При от­сутствии юридических прав продемонстрировать наличие контроля сложнее. Тем не менее возможность реализации права в судебном порядке не является обязательным усло­вием контроля, поскольку предприятие может иметь возможность контролировать будущие экономические выгоды иным способом.

При расчете амортизации НМА применяются такие по­нятия, как амортизируемая величина, остаточная стоимость и срок полезного использования.

Амортизируемая величина - это себестоимость НМА или другая сумма, заменяющая себестоимость, за вычетом его остаточной стоимости.

Остаточная стоимость НМА - это расчетная сумма, которую предприятие получило бы в настоящий момент времени от выбытия актива после вычета расчетных за­трат на выбытие, если бы данный актив уже достиг того возраста и состояния, которые ожидаются к концу сро­ка его полезного использования.

Срок полезного использования - это:

- период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет иметься в наличии для исполь­зования предприятием;

- количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые предприятие ожидает получить от ис­пользования актива.

Для распределения амортизируемой стоимости актива на систематической основе на протяжении срока его полез­ной службы могут использоваться различные методы амор­тизации. К ним относятся метод равномерного начисления, метод уменьшаемого остатка и метод количества единиц производства.

Наши рекомендации