Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения. Четвертый шаг.

Первые три шага создали прочную основу для работы над Четвертым шагом. С Первым шагом мы признали, что бессильны перед другими. Со Вторым – пришли к вере в Силу, более могущественную, чем наша собственная. И с Третьим – приняли решение передать нашу волю и нашу жизнь в руки Высшей Силы, как мы понимаем ее. Это – духовная основа для работы над Четвертым шагом. Мы также готовились через общение со спонсором, медитацию и молитвы.

Начиная работу над Четвертым шагом нам важно ответить себе на несколько вопросов:
- Каким образом работа над первыми тремя шагами поможет мне в работе над Четвертым шагом?
- Что для меня означает «бесстрашие» в контексте Четвертого шага?
- Что для меня означает «моральное исследование» в контексте Четвертого шага?
- Что поможет мне исследовать себя с нравственной точки зрения?
- Какие из предложенных далее рабочих таблиц я буду использовать для работы над этим шагом?

Четвертый шаг предполагает проведение тщательного и бесстрашного нравственного исследования. Именно в этом шаге мы начинаем осознавать свою роль и свой вклад в нашу жизнь и в наши отношения. Исследование направлено также и на анализ наших деструктивных качеств и проявлений. Однако же этот шаг не подразумевает чрезмерную критику и самобичевание, работа с этим шагом – приглашение к знакомству с правдой. Более того, процесс исследования себя – ярчайший акт любви, который мы можем подарить сами себе. Тем не менее, понимание того, насколько деструктивными бывают наши проявления, может быть очень болезненным. Однако куда более болезненным было бы оставлять этот нарыв внутри.

По мере работы с Четвертым шагом, мы перестаем беспокоиться о работе с дальнейшими шагами, продвигаясь вперед в комфортном для нас темпе. Мы отпускаем страх оценки – этот шаг учит нас честности с самими собой. Для некоторых из нас стыд – за жизнь, за обращение других с нами, за веру в обманы с самого детства – стал капканом порочного круга. Однако же если мы не изменим представления о себе, нам не удастся изменить привычные модели поведения. Четвертый шаг удивительным образом дает нам возможность избавления от стыда через осознание его. Мы начинаем видеть, что мы лишь совершали ошибки, но сами не являемся ошибкой.

Работая с Четвертым шагом, созависимые могут обнаруживать схожие дефекты и проявления. Один из наиболее ярких примеров модели контроля – стремление быть всегда правым. Нас учили тому, что быть правым означает быть сильным и пребывать в безопасности, держа ситуацию под контролем. Нас может пугать одна лишь мысль о том, что можно отпустить необходимость быть правым, но это всего лишь одна из привычных с детства моделей поведения, которая больше не работает.

Навязчивые мысли и беспокойства также наши давние спутники. Из высказываний созависимых: «Если бы я смог предотвратить все то, что может пойти не так, тогда бы я был готов к бесстрашной жизни. Однако же реальность никак не зависит от того, как сильно я беспокоюсь, и все происходит независимо от моих планов».

Еще одной схожей чертой многие созависимые отмечают непрерывное оценивание других, а также себя в сравнении с другими – в чем-то мы явно не дотягиваем, а в чем-то наоборот переборщили. Оценивая, критикуя, сравнивая, мы верим в то, что сможем защитить себя от уязвимости.

Перечисляя все наши проявления созависимости, мы начинаем проживать чувства, которые приходят с ними. Мы открываем для себя способность быть в гармонии с чувствами, включая боль. Это очень сильный шаг, через который мы приходим к более тесному взаимодействию с Высшей Силой, спонсором, другими выздоравливающими созависимыми. Мы переживаем опыт укрепления веры в Высшую Силу. Мы начинаем доверять себе и верить в возможность исцеления.

Нравственная инвентаризация помогает определить, до какой степени созависимость ограждала нас от себя самих. Этот шаг дает нам шанс поверить в то, что мы можем быть честными с собой, равно как и с Высшей Силой. Мы приходим к пониманию того, сколько потерь и боли мы пережили. Мы начинаем пробовать на вкус отношения, исполненные прямотой и открытостью с собой и с другими. Понимая, что процесс выздоровления не подчиняется никакому расписанию, мы отдаем себя на волю божественного исцеления.

Вера в Силу, более могущественную, чем наша, помогает нам отпускать контроль и передавать нашу жизнь заботе Бога, как мы понимаем Бога. Проводя бесстрашное моральное исследование, мы ни в коем случае не должны забывать о перечислении наших позитивных черт и проявлений, таких как сила, ценности, знания, таланты. Это может оказать особенно сложным для многих из нас. Мы можем держаться за идущие из прошлого представления о том, что сосредоточенность на своих положительных качествах ведет к заносчивости, хвастовству, самолюбованию. Четвертый шаг приглашает нас к знакомству со своими положительными качествами, чтобы сбалансировать результаты морального исследования.

Впоследствии мы можем неоднократно возвращаться к Четвертому шагу, чтобы прояснить какие-то модели поведения и выявить спровоцировавшие их мотивы. Работа с этим шагом не ограничивается одним разом, она многократна и длительна, а также дает прочную основу для процесса выздоровления. Равно как и с другими шагами, мы можем возвращаться к работе над этим шагом снова и снова по мере необходимости.

Мы идем к выздоровлению от созависимости. Мы стремимся к свободе, которая приходит через бесстрашное моральное исследование. Итак, мы начинаем. В любом удобном месте, в любое удобное время. Мы пишем.

Четвертый шаг предполагает работу несколькими способами:

- Работа со списком моделей созависимого поведения: приведение примеров по каждому пункту моделей (базовый вопрос для описания примера - «каким образом я проявляю эту модель поведения и как я причиняю этим вред себе и другим?»)


ИЛИ

- Работа со списком моделей созависимого поведения соответственно возрастным периодам нашей жизни (0-5 лет, 5-12 лет, 12-18 лет и так далее). Как проявлялись модели созависимого поведения в каждом возрастном промежутке? Какие позитивные, конструктивные модели поведения проявлялись в каждом возрастном промежутке?

- Анализ «Перечня моделей созависимого поведения» (см. далее) с указанием примеров из жизни по каждому пункту.

- Заполнение «Таблицы Четвертого шага» (см. далее)

Кроме вышеперечисленных форматов проработки Четвертого шага, нам также необходимо изучить и свои сильные стороны. Для этого также предлагается заполнение таблицы, в которой мы увидим свои адекватные, здоровые и любящие проявления. Мы можем отмечать там ситуации и людей, которым довелось пережить с нами наши конструктивные проявления.

- Заполнение «Таблицы позитивных моделей поведения» (см. далее)

После проведения исследования мы увидим, как далеко мы продвинулись по направлению к выздоровлению.

Перечень созависимых моделей поведения
( инструмент для самоидентификации)

Модель отрицания:
- мне трудно определить, что я чувствую,
- я занижаю, подменяю или отрицаю то, что действительно чувствую,
- я воспринимаю себя абсолютно бескорыстным, посвятившим себя другим,
- мне трудно сопереживать чувствам и потребностям других,
- я наделяю других своими собственными отрицательными качествами,
- я могу сам позаботиться о себе – без всякой посторонней помощи,
- я подменяю боль разнообразными проявлениями: гнев, юмор, изоляция и т. п.,
- я выражаю агрессию и гнев уклончиво, намеками либо не выражаю вовсе,
- я не признаюсь в том, что люди, к которым меня тянет, не подходят мне по тем или иным причинам.

Модель низкого самоуважения:
- мне трудно принимать решения,
- я оцениваю все, что я думаю, говорю или делаю, сбивчиво, всегда как недостаточно хорошее,
- я стесняюсь признания, похвал или подарков,
- я не прошу других идти навстречу моим нуждам или стремлениям
- я ценю одобрение своих мыслей, чувств и поведения другими людьми больше собственного,
- я не воспринимаю себя привлекательной, достойной личностью,
- я постоянно ищу признания, которого, как мне кажется, я заслуживаю,
- мне трудно признавать свои ошибки,
- мне необходимо быть всегда правым в глазах других, и я готов солгать ради этого,
- я воспринимаю себя особенным и исключительным на фоне других,
- я отслеживаю и оцениваю себя относительно других, чтобы чувствовать себя в безопасности,
- мне трудно начинать что-то, соблюдать установленные сроки выполнения работы, доводить дела до конца,
- я не умею определять и устанавливать здоровые приоритеты в жизни.

Модель уступчивости:
- я иду на компромисс с собственными ценностями и целостностью, чтобы избежать отвержения или гнева других,
- я очень чувствителен к тому, как чувствуют себя другие, и перенимаю те же самые чувства,
- я предельно лоялен, оставаясь во вредных для меня ситуациях слишком долго,
- я часто боюсь выражать свои чувства и мнения, отличные от других,
- я отказываюсь от собственных интересов и увлечений, чтобы сделать то, что хотят другие,
- я принимаю секс, когда на самом деле хочу любви,
- я принимаю решения, не задумываясь о возможных последствиях,
- я пренебрегаю своими интересами ради одобрения других или во избежание перемен.

Модель контроля:
- я считаю большинство других людей неспособными позаботиться о себе,
- я пытаюсь довести до сознания других людей, что им следует «думать» и что им следует «действительно» чувствовать,
- я обижаюсь, если другие отказываются от моей помощи,
- я свободно даю другим советы и указания, хотя меня не просят об этом,
- я щедро осыпаю подарками и любезностями тех, о ком забочусь,
- я использую секс, чтобы получить одобрение и принятие,
- мне необходимо «нужным», чтобы иметь отношения с другими людьми,
- я требую, чтобы другие во что бы то ни стало считались с моими нуждами,
- я использую обаяние, чтобы убедить других в своей способности быть заботливым и сочувствующим,
- я использую упреки и обвинения, чтобы манипулировать другими,
- мне трудно сотрудничать, идти на компромиссы, договариваться,
- я изображаю безразличие, беспомощность, властность или ярость, чтобы манипулировать другими,
- находясь в программе, я контролирую других, заявляя о том, какие условия важны для выздоровления,
- я делаю вид, что соглашаюсь с тем, что, по мнению других, мне нужно.

Модель избегания:
- я веду себя так, чтобы дать повод другим меня отвергать, позорить, выражать агрессию в мой адрес,
- я оцениваю и ищу негатив в том, что другие думают, говорят или делают,
- я избегаю эмоциональной, физической или сексуальной близости, чтобы сохранять дистанцию,
- я позволяю моей зависимости от людей, мест, вещей вставать на пути к истинной близости в отношениях,
- я взаимодействую с другими уклончиво, намеками, чтобы избежать противоречий и конфликтов,
- я занижаю свою готовность к здоровым взаимоотношениям, уклоняясь от использования всех инструментов для выздоровления,
- я подавляю мои чувства и потребности, чтобы не чувствовать себя уязвимым,
- я борюсь за внимание и притягиваю людей к себе, а после того, как они становятся ближе, отталкиваю их,
- я отказываюсь ослабить своеволие, чтобы обратить свою жизнь под защиту Высшей Силы,
- я считаю, что проявления эмоций – признак слабости,
- я сдерживаюсь в выражении признательности, благодарности, радости.

Таблица созависимых моделей поведения

  Модель (по пунктам) Каким образом я причиняю вред себе Каким образом я причиняю вред другим
пример Я отрицаю свои чувства Отрицаю боль, грусть, радость. Другие никогда не видят меня такой, какая я есть на самом деле. Изоляция от других, недостаток интимности. Отрицаю их чувства, проецирую свой гнев на других, обманываю других, пытаюсь контролировать чувства других
       
       
       
       
       
       
       

Таблица Четвертого шага
(пример заполнения)

Человек Мои созависимые проявления и реакции Чувства, повлекшие за собой созависимые проявления и реакции Последствия ситуации для этого человека, для меня и для отношений Мои чувства по отношению к моему поведению и его последствиям
Мать Я трижды обманывал ее, чтобы выпросить деньги, когда я разорился Стыд за неспособность контролировать мои расходы. Страх осуждения другими. Страх и гнев на то, что мне приходится нести финансовую ответственность за себя, а также просить о помощи. Я стал пусть и временно, но финансово зависимым от нее. Манипулировал ею, чтобы переложить финансовую ответственность за меня на нее. Занял детскую позицию, неадекватную для наших нынешних отношений. Грусть Стыд Вина
Отец Безмолвно терпел его оскорбления – словесные, физические, сексуальные – не пытаясь никак это прекратить. В то время как он считал, что все в порядке, так и должно быть. Страх, гнев и стыд от того, что приходится это переживать. Страх, что оскорблений станет больше, если я сообщу ему о посещении групп CoDa. Страх, что меня выставят сумасшедшим и изгоем в семье. Потеря любви и близости с ним. Риск проекции таких отношений на моих собственных детей. Занижение значимости моих чувств по поводу этого. Необходимость замещать боль, страх и стыд гневом и язвительностью. Так и не научился постоять за себя в общении с ним, а также с другими людьми, склонными к оскорблениям. Одиночество Грусть Стыд Страх Гнев
Жена (Муж) Она в гневе накричала на меня в парке, и я не разговаривал с ней пару дней. Страх того, что она озлобится еще сильнее или захочет порвать со мной, если я попытаюсь защитить себя. Страх, что она выберет другого. Страх и гнев из-за того, что она выставила виноватым меня. Отмахнулся от моих чувств об этой ситуации. Задвинул себя и отношения, не постояв за себя и обидевшись. Вызвал продолжение ее гнева. Контролировал ее через свое молчание. Усугубил отсутствие близости, наказывая ее молчанием. Одиночество Грусть Страх Стыд Вина
Дочь
Начальник
Далее перечислите всех значимых для Вас людей, а также тех, в общении с которыми Вы наблюдали проявления созависимости        

Таблица позитивных моделей поведения

Ситуация Действие или реакция Чувства Прогресс в выздоровлении
       
       
       
       
       

Четвертый шаг: В этот момент я желаю видеть себя тем, кем я являюсь на самом деле: растущим, развивающимся, духовным созданием. Я разделяю себя и свои поступки, понимая, что мое истинное «Я» - любящее, радостное и целостное.

Каждая группа должна быть самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или CoDa вцелом. Четвертая традиция.

В работе над Четвертым шагом мы проводим моральное исследование себя. В работе над Четвертой традицией мы можем использовать этот опыт, чтобы оценить, насколько каждое конкретное собрание, каждая группа через наше поведение, наше отношение влияют на сообщество в целом. Мы также можем обсудить с другими созависимыми этот вопрос. Мы используем шаги и традиции как путеводитель в поиске наших сердец на пути к выздоровлению.

Мы можем творчески подходить к нашим собраниям благодаря автономности, о которой заявляет эта традиция. В результате этого общение с согруппниками может проходить в различных форматах: в чате, по телефону, в работе малой группы по шагам, в совместном изучении программной литературы, в совместном процессе письменного анализа своего поведения, в раздельных группах для мужчин и женщин или для людей с различной сексуальной ориентацией и так далее. Созависимые могут быть более восприимчивы к работе в одном виде группового взаимодействия и менее восприимчивы – в другом. Мы с уважением относимся к праву группы быть автономной в стремлении нести идеи сообщества ее членам. Разнообразие вариантов групповой работы позволяет каждому найти то, что помогает выздоравливать именно ему.

Через уважение автономности мы начинаем больше ценить единство. В этой традиции мы понимаем, что мы – часть большого целого, сообщества Анонимных Созависимых. Каждое решение, которое мы принимаем от имени группы, должно иметь в основе стремление к нашему общему благополучию. Поскольку шаги, традиции и приамбула определяют суть CoDa, они зачитываются на каждом собрании. Структура и последовательность групповой работы – это то, на что мы всегда можем положиться. Тот факт, что собрания проводятся по единой схеме, независимо от страны и города их проведения, обеспечивает нам ощущение безопасности. Единая схема проведения собраний, включающая основные инструменты для выздоровления, является прочной почвой под ногами – как для новичков, так и для тех, кто посещает собрания уже в течение какого-то периода времени. Использование на собраниях литературы, не утвержденной для CoDa, снижает ощущение единства, а также может помешать новичку в восприятии основ CoDa.

В работе с Четвертой традицией очень важно обратить внимание на уровень доступности подачи информации для новичков. Забота о новичках через раскрытие сути основных инструментов CoDa, равно как и дружелюбная атмосфера, являются приоритетом на собрании, а также усиливают групповое сознание. Спонсоры, списки номеров телефонов, программная литература, а также готовность брать на себя обязанности, связанные с функционированием группы, также поддерживают цели CoDa.

Довольно непросто отслеживать функционирование других групп CoDa в целях обеспечения единства. Однако, обращаясь к шагам и традициям, мы делаем все, что можем, как для автономности, так и для единства. Мы отслеживаем вопросы, возникающие на собраниях, и оцениваем ответственность перед собой в рамках программы. Например, финансовое состояние группы (Традиция седьмая) – это вопрос ее автономности, но работа группы остается прозрачной через следование шагам и традициям. Мы осознаем важность следования принятой в CoDa структуре ведения собраний и функционирования групп. Седьмая традиция более прагматична и допускает для работы групп сбор добровольных пожертвований, мобильные телефоны групп, централизованный выпуск литературы, распределение организационных обязанностей. Таким образом мы признаем, что отдельные группы CoDa все вместе составляют единое целое сообщества.

Обмен опытом, силой и надеждой через посещение собраний и выполнение организационных обязанностей – лучший пример того, как каждый, будучи отдельной личностью, вносит свой вклад в благополучие сообщества. Через служение мы говорим и действуем от имени сообщества. На собраниях мы всегда помним о том, что мы – часть глобального сообщества Анонимных Созависимых.

Каждая группа должна быть самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или CoDa вцелом. Четвертая традиция.

Следующие вопросы могут помочь вам работать над Четвертой традицией:

1. Что означают слова «другие группы CoDa»? Как группа, собрания которой я посещаю, связана с сообществом CoDa?
2. Что означают слова «самостоятельность группы»?
3. Как я могу выражать уважение к автономности группы, даже если это не совсем то, что мне подходит?
4. Не сложно ли мне и группе, которую я посещаю, доступно освещать основы CoDa на собраниях? Если сложно – почему?
5. Почему использование неутвержденной для CoDa литературы на собраниях может быть не полезным для единства CoDa?

6. Какую роль играет Четвертая традиция для выполнения организационных поручений группы? Каким образом мои действия как спонсора или наделенного доверием исполнителя могут повлиять на единство CoDa?
7. Каким образом я или группа, которую я посещаю, может поддержать автономность других групп CoDa? Какой вклад в сообщество CoDa вношу я и группа, которую я посещаю?
8. Каким образом зачитывание на каждом собрании шагов, традиций и приамбулы поддерживают единство сообщества?
9. Что я предприму, если увижу, что в работе группы традиции не соблюдаются?
10. Являются ли организационные комитеты CoDa автономными группами?
11. Каким образом связаны Четвертый шаг и Четвертая традиция?

Наши рекомендации