Знание основ финансовой арифметики

В ходе исследования респондентам предлагалось ответить на серию вопросов из области финансовой арифметики, охватывающей базовые навыки и знания.

Серия из 6 вопросов-задач была направлена на определение отдельных сложных финансовых тем. Правильные ответы респонденты чаще всего давали при определении размера скидки (68% верных ответов), при расчете простых процентов (52%), определении влияния инфляции на покупательскую способность (44%), а также при вычислении процентной ставки по кредиту (42%) и при определении связи между темпами роста дохода и ценами (45% верных ответов). Минимальное число правильных ответов было получено при обсуждении задачи со сложными процентами (33%).

По сравнению с данными опроса, проведенного в 2013 году, сократилась доля правильных ответов на все тестовые вопросы в среднем на 14 п.п. (исключение - задача про процент по кредиту).

Диаграмма 23. Тестовые вопросы по финансовой грамотности, в % от всех опрошенных (синим указана доля правильных ответов в 2013 году)

«Вопрос Т8. Предположим, что Вы положили 100 000 рублей на счет в банк на два года под 8% в год. Сколько денег будет на Вашем счете через 2 года, если Вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?»   Знание основ финансовой арифметики - student2.ru
«Вопрос Т9. Предположим, что Вы положили 100 000 рублей на счет в банк на пять лет под 10% в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на Вашем счете через 5 лет, если Вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?»   Знание основ финансовой арифметики - student2.ru
«Вопрос Т10. Представьте себе, что год назад Вы положили деньги на счет со ставкой 8% в год, а уровень инфляции составил 10% в год. Как Вы думаете, сегодня на деньги с Вашего счета в среднем можно купить больше, меньше или столько же товаров и услуг, что и год назад?»     Знание основ финансовой арифметики - student2.ru
«Вопрос Т11. Предположим, что через три года Ваш доход вырастет в два раза, при этом также в два раза вырастут цены. Как Вы думаете, через три года Вы сможете купить больше, меньше или столько же товаров и услуг, что и сегодня?»   Знание основ финансовой арифметики - student2.ru
«Вопрос Т12. Предположим, что Вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1500 рублей с первоначальной цены, а в другом – 10% с первоначальной цены. Что выгоднее – скидка в 1500 рублей или в 10%?»     Знание основ финансовой арифметики - student2.ru
«Вопрос Т13. Предположим, что Вы взяли в банке кредит на год в размере 10 000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему Вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по Вашему кредиту» Знание основ финансовой арифметики - student2.ru


Сравнительный анализ ответов подростков, представляющих пилотные и контрольные регионы, показывает отсутствие существенных отличий, средняя разница менее 2 п.п.

Таблица 13. Тестовые вопросы по финансовой грамотности, доля правильных ответов, в % от опрошенных в каждой группе

% в группе Вклад, простые проценты ("Более 108000 руб.") Вклад, капитализация процентов ("Более 150000 руб.") Инфляция, прошлое ("Меньше, чем год назад") Инфляция, прогноз ("Меньше, чем сегодня") Скидка ("Скидка 1500 руб.") Проценты по кредиту ("Ровно 6%")
РФ, 2013
РФ, 2015
Пилотные
Контрольные
Волгоградская область
Калининградская область
Оренбургская область
Ярославская область
Республика Татарстан
Алтайский край
Краснодарский край
Ставропольский край
Архангельская область
Саратовская область
Томская область
Город Москва
Мурманская область
Ростовская область
Хабаровский край


Правильные ответы по всем шести вопросам чаще всего давали опрошенные в Ростовской области (среднее превышение общероссийских данных составляет около 15 п.п.), а также в Саратовской и Калининградской областях (около 10 п.п.).

[1] Основные статистические данные для распределения выборки по обеим целевым группам по отобранным населенным пунктам были взяты из монографии: Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года).– М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010.

[2] Индикатор рассчитан в сумме для всех респондентов, отвечавших на вопросы блоков С1 и С2.

[3] Подвыборка: те, кто пользовался хотя бы одной из следующих услуг (отметил ее в вопросе Д1): 3 – ипотека, 5 – банковская кредитная карта, 6 – банковский кредит, 7 – кредит, полученный в кредитном кооперативе, 19 – деньги, взятые в долг под процент частного лица (nрф=778).

[4] Подвыборка: мужчины до 59 лет и женщины до 54 лет включительно.

[5] Индикатор рассчитан в сумме для всех респондентов, отвечавших на вопросы блоков С1 и С2.

[6] Все возможные ответы кроме «затрудняюсь ответить» и «не имеет смысла обращаться».

Наши рекомендации