Опрос населения в пилотных и контрольных регионах проекта
При проведении базового уровня исследования уровня финансовой грамотности населения в 2012 году были определены два пилотных и соответствующие им два контрольных региона, для Калининградской области – Ярославская область, для Волгоградской области – Оренбургская область. Пилотные регионы выбирались исходя из списка регионов, в которых Министерство финансов РФ при поддержке Всемирного банка реализовывало проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Контрольные регионы отбирались с использованием типологии, разработанной в Независимом институте социальной политики, в основу которой были положены три основополагающих компонента: индикаторы человеческого потенциала, социально-экономические показатели и показатели финансовой активности населения регионов.
Во вторую волну исследования в качестве пилотных регионов была выбрана группа, которая включает 8 регионов:
1. Республику Татарстан
2. Алтайский край
3. Краснодарский край
4. Ставропольский край
5. Архангельскую область
6. Саратовскую область
7. Томскую область
8. город Москву
Важно подчеркнуть, что подбор контрольных регионов проводился не для каждого отдельного региона, а для группы регионов в целом. Соблюдая аналогичный подход, были отобраны Мурманская, Ростовская области и Хабаровский край в качестве контрольных регионов во вторую волну.
Репрезентативные выборки в каждом субъекте РФ формировались по аналогичному принципу, который использовался как при формировании репрезентативной выборки населения Российской Федерации в целом, так и при сравнении двух волн измерений. Однако полное копирование всероссийской выборки на региональный уровень вне зависимости от волны невозможно в силу иной территориальной структуры субъекта РФ. Эти изменения в дизайне региональных выборок касаются только первой ступени отбора.
При формировании выборки по всей России в качестве первичных единиц отбора (ПЕО) были использованы базовые административно-территориальные единицы, в то время как при построении региональных выборок и в 2012 и в 2015 годах они не могут выступить в качестве ПЕО, в основном потому, что внутри каждого региона таких базовых АТЕ не более 100.
Для проведения опроса в пилотных и контрольных регионах использовался дизайн стратифицированной, территориальной, вероятностной выборки - трёхступенчатой для городского населения и двухступенчатой для сельского населения. На первой ступени в качестве первичных единиц отбора (ПЕО) и для городского и для сельского населения выступали населённые пункты, на второй ступени - вторичными единицами отбора (ВЕО) в городских населённых пунктах отбирались избирательные участки, а сельских населённых пунктах домохозяйства (жилища, адреса). Также как и в первой волне далее проводился натурный обход адресов жилищ и отбор респондента для опроса внутри домохозяйства используя карточки Киша. Данные процедуры реализовывались с помощью специальных инструкций, которые не менялись и полностью идентичны в 2012 и 2015 годах.
Общий объём выборки во всех регионах одинаковый и составляет 800 человек, при этом из них 500 человек составляют региональную выборку для опроса населения, а 300 человек – дополнительная выборка в целевой группе «учащиеся». Минимальное число респондентов в одной точке опроса неизменно и составляет 25 человек. Описание генеральных совокупностей совпадает: постоянно проживающие на территории каждого региона мужчины и женщины в возрасте от 14 до 79 лет. Всего во всех регионах опрошено 12 000 человек.
Таким образом, исходные данные, принципы построения, последовательность отбора, объём выборки населения в пилотных и контрольных регионах в 2012 и 2015 годах аналогичны друг другу и сопоставление двух волн измерений уровня финансовой грамотности корректно.
Опрос среди подростков в возрасте 14-17 лет
И на региональном и на всероссийском уровне и в первую и вторую волны измерений для построения выборки подростков в возрасте 14-17 лет использовались данные Росстата о распределении этой группы по каждой из 38 ПЕО для всероссийской выборки или по населённым пунктам для региональных выборок. Далее во всероссийских выборках определялись доли подростков данного возраста, живущих в городских и сельских поселениях, входящих в страты.
Процедура распределения выборки студентов по первичным единицам отбора во всероссийской выборке второй волны полностью повторяла распределение, применяемое в первую волну из-за отсутствия доступной статистики[1]. Для распределения выборки целевых групп необходимо знать статистику распределения этих групп по типам единиц отбора и структуру ПЕО по каждой из 38 ПЕО.
Опрос учащихся проводится по месту получения образования. В каждом регионе были опрошены по 120 школьников (14-17 лет, т.е. 8-11 классы) и 180 студентов, из которых 120 – студенты высших учебных заведений и 60 – средне-специальных (всего 300 учащихся).
На первом этапе проводился выбор учебного заведения из списков школ, вузов и ссузов, действующих на территории субъекта РФ (механизм - собственно случайная выборка). В каждом учебном заведении опрашивалось по 15 человек, т.е. в каждом регионе опрос проводился в 20 учебных заведениях (8 школ, 8 вузов и 4 ссуза). На втором этапе был сформирован список учебных групп (для школ – классов) и выбиралась (методом собственно случайной выборки) одна учебная группа в каждом из отобранных образовательных учреждений. На третьем этапе использована гнездовая выборка, т.е. к участию в опросе приглашались все ученики отобранного класса, все студенты учебной группы.
Таким образом, исходные данные, принципы построения, последовательность отбора, объём выборки целевых групп в пилотных и контрольных регионах в 2012 и 2015 годах аналогичны друг другу и сопоставление двух волн измерений уровня финансовой грамотности корректно.