Технология формирования общественного мнения.
Общественное мнение (ОМ) - такое проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе существующих общественных отношений.
ОМ как социально-психологическое явление обладает некоторыми специфическими особенностями: 1) ОМ выражается в форме коллективного и оценочного суждения; 2) динамичность и конкретность ОМ; 3) гласность и распространенность
Работа организаций в области ОМ должна учитывать следующие его особенности:
- ОМ меняется - недостаточно его неоднократно сформировать - с ним надо работать постоянно;
- потенциальная направленность поведения общественности определяется реальностями действительности;
- не существует единой и унифицированной широкой общественности в работе с ней - влияние на ОМ должно ориентироваться на конкретные группы, или сегменты общественности;
- ОМ обычно меняется в большей степени событиями, чем словами;
- мнение общественности определяется ее интересами.
Какие действия нужно произвести, чтобы изменить ОМ?
1. Изучение и анализ общественного мнения;
2. Изменение самой организации в соответствии с данным мнением;
3. Разработка информационного продукта;
4. Продвижение данного продукта;
5. Контроль за эффективностью информационного воздействия.
Основные этапы изучения мнения:
1) изучение мнения руководства организации;
2) изучение мнения среднего звена управления и сотрудников организации;
3) изучение мнения агентов и партнеров организации;
4) изучение мнения клиентов организации;
5) изучение мнения журналистов;
6) изучение мнения общественности;
7) изучение статистики.
В процессе изучения ОМ фиксируется: а) направленность мнения (положительное или отрицательное); б) его интенсивность (слабое или сильное); в) степень интереса к проблеме, ее дискуссионность; г) суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы
Управление ОМ предполагает решение следующих задач:
- формирование повестки дня (списка приоритетов): что именно и в каком аспекте обсуждается ОМ;
- переключение ОМ с одного аспекта на другой;
- введение в ОМ новых тем и ситуаций;
- организация поддержки инициатив управленческих структур (команды руководителей высшего звена) с помощью ОМ;
- контрпропагандистская работа, заключающаяся в ответе на информационные действия других источников.
Техники и приемы управления ОМ
Приемы контрпропагандистской деятельности, уменьшающие эффективность чужого сообщения: глушение; сообщение нейтрализуется суммарным действием иных сообщений; сообщение заменяется в массовом сознании другим из-за введения сообщений с более важными приоритетами; критике подвергается не сообщение, а говорящий.
Решаемые коммуникационные задачи можно представить, отталкиваясь от стандартной модели коммуникации (источник - процесс кодирования - сообщение - канал - шум- процесс декодирования - получатель).
Существуют следующие варианты таких решений:
1. Изменение источника - подмена источника другим.
2. Изменение канала. Переход с официальных каналов на неофициальные типа слухов для распространения нужных сообщений.
3. Изменение получателя. "Утечка" информации, когда получатель принимает информацию, якобы ему не предназначавшуюся.
4. Изменение сообщения. Здесь целью может быть как изменение приоритетов того или иного события.
5. Изменения в шуме. Может, наоборот, резко возрасти роль шума, который в стандартной схеме служит лишь источником помех.
Приемы, увеличивающие эффективность воздействия и создания сообщений в условиях альтернативных коммуникаций:
1. Акцент следует делать на совпадение интересов, на совпадении прошлого и настоящего, задачей которого является максимальное сближение с аудиторией. Возникающее при этом хорошее отношение к говорящему переносится на само сообщение.
2. Привлечение авторитета для выдачи нужного сообщения (доверие к говорящему перенесется на сообщаемое).
3. Присоединение к мнению большинства - сообщение выдается как мнение большинства (все так думают, все так считают), в то время как "противник" подается как представитель меньшинства. Человеческая психология выталкивает нас на присоединение к большинству.
4. Подача предлагаемого решения как прогрессивного, представляя противоположное решение как отсылающее к прошлому.
5. Перевод спора в плоскость негативных характеристик самого оппонента, развенчание противника в другой области, поскольку плохой человек не может говорить правильные вещи.