Руководство и лидерство. Групповая динамика. Власть и личное влияние. Партнерство.
В фирмах, учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится и рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером. В последнее время все более принимается идея партиципативного менеджмента, т.е. такого управления делами организации, фирмы, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации.
Значение менеджеров ныне настолько возросло, что на Западе говорят о "революции менеджеров", управляющих крупнейших фирм, корпораций, экономическая и научно-техническая значимость которых в мире сравнима со значимостью крупных и средних государств.
В науке управления, психологии различают руководство и лидерство. Руководство всегда связано с властью, это феномен, производный от официальных, формальных отношений, а лидерство порождено системой неформальных (неофициальных) отношений. Руководитель, как правило, назначается извне, вышестоящими инстанциями, получая от них властные полномочия, в том числе право на применение позитивных и негативных санкций. Лидер выдвигается стихийно, в штатных расписаниях он никогда не предусматривается. Он признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, однако эти санкции также неформальные. Лидерство по своей сути психологический феномен.
Несмотря на явные различия руководства и лидерства, они имеют немало общего. Р. Л. Кричевский выделяет следующие три общие черты: 1) руководитель и лидер выполняют роль координаторов, организаторов членов социальной группы; 2) и руководитель и лидер осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами; 3) и руководитель и лидер используют субординационные отношения, хотя в первом случае они четко регламентированы, во втором – заранее не предусмотрены.
Эффективность руководства определяется не столько личными качествами руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным. Оптимальный стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации и вида деятельности.
Проблемы личности руководителя.
Каков же, по научным представлениям, психологический портрет современного руководителя? Основываясь на исследованиях американского психолога М. Шоу, отечественный ученый Р. Л. Кричевский в обобщенный портрет руководителя включает: 1) биографические характеристики; 2) способности; 3) личностные черты.
Биографический подход становится все более популярным в психологии. В отечественной психологической науке его плодотворно разрабатывают К. А. Абульханова-Славская и Л. И. Анцыферова.
Зарубежные ученые, исследуя возрастные особенности руководителей, выявили много интересного. Так, средний возраст президентов крупных японских компаний составлял 63,5 года, в американских же компаниях – 59 лет. Оптимальные сроки вступления в должность менеджера – от 30 до 50 лет и более (в Японии). Зафиксирован солидный возраст многих крупных менеджеров. К примеру, Ли Якокка в 36-летнем возрасте стал вице-президентом, а затем и президентом автомобильной компании Форда, второй в мире по величине, а четверть века спустя привел к триумфу бывшую на грани катастрофы корпорацию "Крайслер". Сам он протестовал против установления потолка в 65 лет для руководителей. В своей книге "Карьера менеджера" он писал: "Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправлять в отставку. Мы должны полагаться на старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью".
В многочисленных психобиографических исследованиях отечественных ученых употребляется такое понятие, как "психологический возраст". Действительно, возраст – это не только природная, но в значительной мере социально детерминированная характеристика человека.
Как правило, менеджмент считается мужским делом и женщин-менеджеров мало, хотя некоторые предсказывают стремительный рост их числа в скором будущем.
Важным биографическим показателем признается высокое образование руководителей. По данным японских исследователей, типичный японский менеджер имеет университетский диплом по инженерной специальности или социальным наукам, а иногда и два диплома. Многие российские менеджеры также имеют и гуманитарное, социально-экономическое образование.
Способности руководителя представляют собой второй блок его характеристик. Они делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения и др.). Нельзя думать, что руководители сплошь высокоодаренные. Американские исследователи выяснили, что наиболее эффективными руководителями оказались не те, которые имеют чрезмерно высокие или низкие показатели интеллекта, а те, у кого они занимают промежуточное положение. Замечена такая закономерность: не все, кто отлично учится, становятся отличными руководителями. Р. Л. Кричевский, отмечая подобные наблюдения, предлагает шире использовать термин нашего психолога Б. М. Теплова, который он употребил в известной классической работе "Ум полководца" – "практический интеллект". Это, конечно, некая противоположность теоретическому (считаемому высоким) интеллекту, способному к большим обобщениям. Однако, по мнению Теплова, "нет ни малейшего основания, считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического".
Специфические способности личности – это специальные знания, умения, компетентность, информированность. Эти способности чаще проявляются у руководителя, в его конкретной деятельности.
274. Стратегическое планирование как функция управления, его сущность и основные этапы.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специальных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Формирование и выбор целей являются исходным пунктом управления. Цели определяют содержание основных функций управления, выбор методов и структуры управления, средства достижения целей функционирования системы. Цель – это генеральный императив действий, обеспечивающий желаемое состояние объекта управления и его отдельных параметров в будущем.
Роли целей:
1. Функция инициативы: отражают глубинные мотивы и особенности поведения индивидуумов и организации в целом.
2. Инструмент управления: концентрируют внимание на определенных направлениях, влияющих на формирование структуры и процедуры.
3. Критерий принятия решений: служат в качестве механизма для обоснования затрат и выбора альтернатив.
4. Инструмент координирования: хорошо сформированная система целей, воспринятая коллективом, позволяет избежать конфликтов меду лицами, принимающими и исполняющими решения.
5. Инструмент контроля: служат нормативом, с которым следует сопоставлять результаты.
Основные этапы разработки стратегии:
1. миссия организации;
2. цели организации;
3. анализ внешней и внутренней среды организации;
4. разработка стратегических альтернатив;
5. анализ стратегических альтернатив;
6. выбор стратегии;
7. оценка и контроль.