Условия утверждения мирового соглашения арбитражным судом.
Сегодня возникла проблема соотношения норм, регламентирующих мировое соглашение с налоговым законодательством, которая заложена в Законе о банкротстве. С одной стороны, мировое соглашение может содержать условия об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, как это предусмотрено в части 1 ст. 156 Закона, но следующим абзацем установлено, что условия соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах. Это законодательство не допускает возможности заключения какого-либо соглашения, предусматривающего изменения сроков, порядка уплаты и тем более скидки с долгов, а частичное прощение долга и скидка перманентно присущи условиям мирового соглашения.
Мировое соглашение – это компромисс, всегда построенный на уступках, а в имущественных отношениях одна из них – уступить часть того, что тебе причитается, переводя на деньги часть долга. Среди новых общих положений можно отметить следующую техническую правовую норму: если принимается решение о введении конкурсного производства, то в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение арбитражного суда о признании должника банкротом не подлежит исполнению.
В Законе прямо указано, что введение мирового соглашения не подлежит согласованию с арбитражным управляющим. Но это не касается мирового соглашения, заключенного в процедуре внешнего управления, где от имени должника его заключает сам управляющий. Эта норма является проекцией на практические проблемы, когда законодатель пытался связать возможность заключения мирового соглашения с волеизъявлением арбитражного управляющего.
Мировое соглашение распространяется только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, на котором принимается решение о заключении соглашения. Практика показала, что часть кредиторов, основываясь на этом праве, пытаются вовсе не заявлять свои требования о банкротстве, чтобы не попасть в реестр требований кредиторов в тех случаях, когда есть основание полагать, что мировое соглашение будет заключено. Делают они это для того, чтобы, как только мировое соглашение будет подписано и производство по делу прекращено, немедленно предъявить свои требования к должнику, не будучи связанными договором, и получить их удовлетворение на основании, предусмотренном законодательством РФ.
Есть другая форма, когда кредитор, обладая убеждением, что мировое соглашение будет заключено, предъявляет в арбитражный суд требование с просьбой исключить его из реестра требований кредиторов. Закон на этот счет ничего не устанавливает: можно ли потребовать своего удаления из реестра? Исходя из положений гражданского права РФ, едва ли можно отказать кредитору, который волен сам распоряжаться своими требованиями. Другое дело, что право не должно содействовать в появлении этих злоупотреблений. Этого можно избежать, если принять за основу то, что исключение требований кредитора из реестра требований кредиторов аналогично отказу от исполнения в исполнительном производстве.
Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней с даты заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения.
К заявлению об утверждении мирового соглашения должны быть приложены:
текст мирового соглашения; протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения; список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности; реестр требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; решение органов управления должника – юридического лица в случае, если необходимость такого решения предусмотрена настоящим Федеральным законом; возражения в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения, при наличии таких возражений.