Политика формирования собственного капитала
Эта политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в обеспечении её производственно-коммерческой деятельности. Политика формирования собственного капитала преследует две ключевые цели.
1. Создание за счёт собственного капитала необходимого объёма внеоборотных активов (собственного основного капитала - СОК). Его величину устанавливают по формуле:
СОК = BOA-ДО (28.1.)
где BOA - внеоборотные активы; ДО - долгосрочные обязательства, используемые для финансирования внеоборотных активов.
2. Образование за счёт собственного капитала определённой доли оборотных активов (собственного оборотного капитала - С0б.К):
С0б.К =ОА- ДО1-КО (28.2.)
где OA - оборотные активы; ДО1 - долгосрочные обязательства, направленные на финансирование оборотных активов; КО - краткосрочные обязательства, направленные на покрытие оборотных активов.
Превышение собственного капитала над величиной внеоборотных активов и долгосрочных обязательств представляет собой чистый оборотный капитал (ЧОК):
ЧОК = СК - (BOA - ДО) (28.3.)
где СК — собственный капитал.
Он характеризует сумму свободных денежных средств, которыми предприятие может маневрировать в отчётном периоде.
Коэффициент маневренности собственного капитала (КМск) определяют по формуле:
= (28.4.)
Рекомендуемое значение показателя - 0,2 - 0,3. Он определяет, какая часть собственного капитала находится в наиболее ликвидной (мобильной) форме.
Управление собственным капиталом связано не только с рациональным использованием накопленной его части, но и с образованием собственных источников финансовых ресурсов, обеспечивающих будущее развитие организации. В процессе управления собственным капиталом источники его формирования подразделяют на внутренние и внешние. В состав внутренних источников включают:
· нераспределённую прибыль - НП;
· средства, присоединяемые к собственному капиталу в результате переоценки (дооценки) основных средств – Доб.кап-л.;
· прочие внутренние источники (резервные фонды).
В состав внешних источников средств включают:
· мобилизацию дополнительного паевого капитала (путём взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал);
· привлечение дополнительного акционерного капитала (посредством повторной эмиссии и реализации акций);
· безвозмездную финансовую помощь от юридических лиц и государства;
· конверсию заёмных средств в собственные (например, обмен корпоративных облигаций на привилегированные акции);
· средства целевого финансирования, поступившие на инвестиционные цели;
· прочие внешние источники (эмиссионный доход, образуемый при продаже акций выше их номинальной стоимости).
Политика формирования собственных финансовых ресурсов (СФР) направлена на обеспечение самофинансирования предприятия. Данная политика включает в себя следующие основные этапы:
1) анализ образования и использования СФР в базисном периоде;
2) определение общей потребности в СФР на предстоящий (прогнозный) период;
3. оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников;
4. обеспечение максимального объёма привлечения СФР за счёт внутренних и внешних источников;
5. оптимизация соотношения внутренних и внешних источников образования СФР.
Первый этап:целью анализа формирования СФР в базовом периоде является определение финансового потенциала для будущего развития организации. На первой стадии анализа изучают: соответствие темпов прироста прибыли и собственного капитала темпам прироста активов (имущества) и объёмам продаж; динамику удельного веса собственных источников в общем объёме финансовых ресурсов. Целесообразно сравнить эти параметры за ряд периодов. Оптимальное соотношение между ними:
Тп>Твп>Тск>ТА>100%
где Тп - темп роста прибыли, %; Твп - темп роста выручки (нетто) от продаж товаров, %; Тск — темп роста собственного капитала, %; Та - темп роста активов, %.
Из этого неравенства видно, что прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, выручка от продаж - расти, а собственный капитал и активы (имущество) использоваться более эффективно за счёт ускорения их оборачиваемости. Однако на практике даже у стабильно работающих предприятий возможны отклонения от указанного выше соотношения.
Причины могут быть самые многообразные: освоение новых видов продукций и технологий, большие капиталовложения на обновление и модернизацию основного капитала, реорганизация структуры управления и производства и т.д. Эти факторы часто вызваны внешним экономическим окружением (например, усилением конкуренции на данном сегменте рынка) и требуют значительных капитальных затрат, которые окупятся в будущем.
На второй стадии анализа исследуют соотношения между внутренними и внешними источниками образования СФР, а также стоимость (цену) привлечения собственного капитала за счёт различных источников.
На третьей стадии анализа оценивают достаточность СФР, образованных в базисном периоде. Критерием такой оценки выступает коэффициент самофинансирования (Ксф) развития организации:
= (28.5.)
где СФР - собственные финансовые ресурсы, образованные в базисном периоде; ∆И(А) - прирост имущества (активов) в прогнозном периоде по сравнению с базисным (отчётным).
Второй этап:определение общей потребности в СФР на предстоящий период. Её устанавливают по формуле:
+ (28.6.)
где — общая потребность в собственных финансовых ресурсах в предстоящем периоде; Пк - общая потребность в капитале на конец прогнозного периода; Уск - удельный вес собственного капитала в общей его сумме на конец прогнозного периода, доли единицы; - сумма собственного капитала на начало периода; ЧПп - сумма чистой прибыли, направляемая на потребление в прогнозном периоде.
Третий этап:оценку привлечения собственного капитала из различных источников осуществляют в разрезе отдельных его элементов (акционерного капитала, нераспределённой прибыли и др.). Результаты такой оценки служат базой для принятия управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования СФР, обеспечивающих прирост собственного капитала.
Четвёртый этап:обеспечение максимального объёма привлечения СФР за счёт внутренних и внешних источников требует определения возможного перечня таких источников и их абсолютного объёма.
Основными внутренними источниками являются: чистая прибыль и амортизационные отчисления. В процессе их прогнозирования целесообразно предусмотреть возможности увеличения данных источников за счёт внутренних резервов. Следует иметь в виду, что применение ускоренных методов амортизации основных средств приводит к снижению массы прибыли. В данном случае для замены изношенных орудий труда следует предпочесть простое воспроизводство. После замены изношенных орудий труда на новые необходимо стремиться к расширению производственного потенциала компании за счёт чистой прибыли. Поэтому на отдельных этапах жизненного цикла возникает потребность в максимизации, как амортизационных отчислений, так и чистой прибыли.
АО + ЧП (28.7.)
где АО и ЧП - прогнозируемые объёмы амортизационных отчислений и чистой прибыли; - максимальная сумма СФР, образуемых за счёт внутренних источников.
Объём привлечения СФР из внешних источников (СФРвнеш.) призван покрыть дефицит той их части, которую не удалось сформировать за счёт внутренних источников. Расчёт осуществляется по формуле:
(28.8.)
где - потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счёт внешних источников; - общая потребность в источниках финансирования в прогнозном периоде; .- объём собственных финансовых ресурсов, намечаемых к привлечению за счёт внутренних источников.
К внешним финансовым источникам относятся: привлечение дополнительного паевого капитала участников (учредителей) хозяйственного товарищества или общества с ограниченной ответственностью; повторная эмиссия акций и др.
Пятый этап:процесс оптимизации соотношения внутренних и внешних источников образования СФР базируется на следующих критериях:
1. минимизации стоимости (цены) мобилизации СФР. Если стоимость СФР за счёт внешних источников значительно превышает прогнозную величину привлечения заёмных средств (облигационных займов и банковских кредитов), то от подобного их формирования следует отказаться;
2. сохранении управления компанией первоначальными учредителями (собственниками), если оно достаточно эффективно. Увеличение дополнительного паевого или акционерного капитала за счёт сторонних инвесторов может привести к потери такой управляемости.
Эффективность разработанной политики формирования СФР можно оценить с помощью коэффициента устойчивого экономического роста ( ):
= (28.9.)
где - сумма дивидендов, выплачиваемая акционерам; СК - средняя за период стоимость собственного капитала; - реинвестируемая чистая прибыль.
Показатель характеризует устойчивость и перспективы развития компании, т.е. какими темпами в среднем увеличивается её экономический потенциал (при сравнении данного коэффициента в динамике за ряд периодов).
Итак, успешная реализация политики формирования СФР обеспечивает:
1. максимизацию массы прибыли с учётом допустимого уровня финансового риска;
2. формирование рациональной структуры использования чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства;
3. разработку на предприятии эффективной амортизационной политики;
4. формирование рациональной эмиссионной политики (дополнительной эмиссии корпоративных ценных бумаг) или привлечение дополнительного паевого капитала.
Исходя из этих особенностей, стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счёт эмиссии привилегированных акций определяют по формуле:
(28.10.)
где - стоимость собственного капитала, привлекаемого с помощью привилегированных акций, %; - сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соответствии с контрактными обязательствами акционерного общества; — эмиссионные затраты, выраженные в долях единицы по отношению к общей сумме эмиссии.
Процесс управления стоимостью привлечения собственного капитала за счёт эмиссии акций сопряжён с большими трудностями и высоким риском для эмитента. Поэтому требует высокой квалификации финансового директора (главного финансового менеджера), отвечающего за данный процесс.
С учетом оценки стоимости отдельных элементов СК и удельного веса каждого из этих элементов в общей сумме его привлечения может быть рассчитан показатель средневзвешенной стоимости СКО.
Стоимость собственного капитала, по сути, представляет собой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность организации ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции организации в зависимости от изменения ожидаемых прибыли и дивидендов. Стоимость собственного капитала показывает привлекательность организации для потенциальных инвесторов, имеющих возможность стать ее совладельцами.
Процесс управления стоимостью привлечения СК за счет внешних источников характеризуется высоким уровнем сложности и требует высокой квалификации исполнителей. Это управление осуществляется путем разработки и реализации эмиссионной политики организации, а также дивидендной политики.
Резервный капитал.
Законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах.
В соответствие со ст. 35 федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года резервный фонд создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 % от его уставного капитала. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 % от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.
Средства резервного фонда общества предназначены для покрытия убытков, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован в иных целях.
Для предприятий других организационно-правовых форм создание резервного фонда не является обязательным.
Общество с ограниченной ответственностьюможет создавать резервный фонд в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества. При этом для ООО при создании резервных фондов не установлены его минимально необходимые размеры.