Особенности управления почтовым отделением России
Почта России является крупным территориально-распределенным предприятием, имеющим в своем составе порядка 42000 филиалов. Сами филиалы в основном являются небольшими организациями, имеющими типовые параметры. Рассмотрим особенности управления почтовым отделением России.
Что касается типовой организационно-управленческой структуры, то она представляется в виде трех уровней управления:
· верхнего;
· среднего;
· оперативного.
Рассмотрим каждый из уровней: к верхнему уровню организационно - управленческой структуры соответствует управленческая система предприятия и во главе ее стоит начальник. В задачи начальника входит:
· управление предприятием;
· руководство работой отделов, наделение обязанностями начальников отделов;
· разработка стратегий развития организации;
· заключение трудовых договоров;
· выполнение других должностных обязанностей.
В подчинении у начальника находятся: заместитель и главный инженер. Все отделы предприятия подчиняются выше стоящему руководству.
Средний уровень управленческой структуры является функциональной обеспечивающей предприятия. Относящиеся в его состав подразделения обеспечивают построение рабочего процесса деятельности предприятия и выполнение поставленных задач выше стоящим уровнем управления.
Низший уровень управления акцентирует свое внимание на непосредственное выполнение поставленных рабочему коллективу задач высшим уровнем управления.
В процессе своей деятельности филиал почты России взаимодействует с другими организациями.
Схематично типовая схема взаимодействия филиала с другими предприятиями показано на рисунке 2.
Рисунок 2 – Взаимодействие филиала ФГУП «Почта России» с другими предприятиями
Цели функционирования типового почтового отделения могут быть представлены в виде иерархии (рисунок 3).
На рисунке использованы следующие обозначения:
· С0 – Предоставление качественных почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг;
· С1 – Оказание почтовых услуг;
· С11 – Своевременность оказания услуг почтовой связи (письма, карточки, бандероли);
· С12 – Своевременность доставки посылок;
· С2 – Финансовые услуги;
· С21 – Выплата и доставка пенсий и пособий в указанный срок;
· С22 – Доставка в срок коммунальных платежей;
· С23 – Доставка в срок документов по погашению кредитов;
· С24 – Оперативное оказание страховых услуг;
· С25 – Быстрое осуществление почтовых переводов;
· С3 – Услуги для населения;
· С31– Продажа лотерей;
· С32 – Своевременное распространение печати по подписке.
Рисунок 3 – Цели предприятия
Анализ целей управления почтовым отделением представлен в таблице 1.
Таблица 1. – Анализ целей управления почтовым отделением
Наименование подцели | Средства достижения | Критерии достижения |
Оказание почтовых услуг | Своевременность оказания услуг почтовой связи (письма, карточки, бандероли); своевременность доставки посылок. | Снижение жалоб на своевременность оказания услуг почтовой связи, сокращение времени доставки |
Финансовые услуги | Выплата и доставка пенсий и пособий в указанный срок; доставка в срок коммунальных платежей; доставка в срок доку-ментов по погашению кредитов; оперативное оказание стра-ховых услуг; быстрое осуществление почтовых переводов. | Снижение жалоб на несвоевременность оказания финансовых услуг, увеличение оборота финансовых средств |
Услуги для населения | Продажа лотерей; своевременное распространение печати по подписке. | Снижение жалоб на своевременность доставки печатной продукции населению |
Основными источниками сведений о деятельности организации являются:
· различного рода документы – устав организации и другие регламентирующие документы;
· положение о функциях и обязанностях подразделений; должностные инструкции;
· сотрудники организации, описывающие ее деятельность в процессе бесед и опросов;
· непосредственное наблюдение за процессом деятельности организации.
Информационные потоки – это движение информации от места ее возникновения к месту ее непосредственного использования.
Основными документами, которые использует типовое почтовое отделение, являются:
· форма 2 бп статистический учет;
· дневник ф130;
· пенсионные поручения;
· отчет о доставке корреспонденции;
· отчет форма 5;
· отчет о письменных и устных жалобах клиентов.
Все документы предоставляются лично в руки начальнику почтамта.
Документооборот типового почтового отделения представлен на рисунке 5 и в таблице 2.
Рисунок 5 – Документооборот типового почтового отделения
Таблица 2 – Документооборот типового почтового отделения
Код документа | Наименование документа | Кем готовится | Кем используется | Периодичность | Количество экземпляров | ||
Пенсионные поручения | Начальник пенсионного отдела | Начальник Шпаковского почтамта | 1 раз в месяц | ||||
Дневник Ф130 | Главный бухгалтер | Начальник Шпаковского почтамта | 1 раз в месяц | ||||
Отчет о доставке корреспонденции | Начальник отдела доставки | Начальник Шпаковского почтамта | 1 раз в месяц | ||||
Отчет форма 5 | Начальник отдела подписки | Начальник Шпаковского почтамта | 1 раз в месяц | ||||
Отчет о письменных и устных жалобах клиентов | Начальник отдела эксплуатации | Начальник Шпаковского почтамта | 1 раз в месяц | ||||
Дневник Ф130 | Начальники почтовых отделений | Начальник Шпаковского почтамта | 1 раз в месяц | ||||
Форма 2бп статистический учет | Главный экономист | Начальник Шпаковского почтамта | 1 раз в месяц | ||||
В таблице 3 представлены функциональные области (ФО) и функциональные процессы (ФП), протекающие в этих областях.
Таблица 3 – Функциональные области и процессы
Функциональные области | Функциональные процессы |
ФО1 – Оказание почтовых услуг | ФП11 – оказание услуг почтовой связи ФП12 – доставка посылок |
ФО2 – Оказание финансовых услуг | ФП21 – доставка пенсий и пособий ФП22 – коммунальные платежи ФП23 – погашение кредитов ФП24 – страховые услуги ФП25 – почтовые переводы |
ФО3 – Оказание услуг для населения | ФП31 – продажа лотерей ФП32 – распространение печати по подписке |
В таблице 4 представлена организационная модель типового почтового отделения. Обозначения в таблице следующие:
· × – основной участник процесса;
· / – частичное участие в процессе;
· \ – основная ответственность за выполнение процесса.
Таблица 4 – Функциональная модель типового почтового отделения
Функциональные Области Ответственные Лица | ФО1 | ФО2 | ФО3 | ||||||
ФП11 | ФП | ФП21 | ФП22 | ФП23 | ФП24 | ФП25 | ФП31 | ФП32 | |
Начальник | / | / | / | / | / | / | / | / | / |
Заместитель начальника | \ | \ | |||||||
Главный инженер | \ | \ | |||||||
Бухгалтер | \ | \ | \ | \ | |||||
Экономист | / | / | / | ||||||
Оператор | × | × | × | ||||||
Страховой агент | × | × | × | ||||||
Специалист по доставке | × | × | |||||||
Специалист пенсионного отдела | × | ||||||||
Начальники почтовых отделений | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ | \ |
ФГУП «Почта России» действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ФГУП «Почта России», Положением о филиале, приказами и распоряжениями ФГУП «Почта России».
Для осуществления своей деятельности ФГУП имеет счета в банках, круглую печать, с изображением эмблемы «Почта России» и штампы.
Рисунок 6 - Символика ФГУП «Почта России»
В ведомстве ФГУП «Почта России» Кировской области находятся все почтовые отделения Кировской области. Кировский почтамт по роду своей деятельности доставки почтовых отправлений и всех видов выплат охватывает 4 района, расположенных на территории г. Кирова: Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Нововятский.