Понятие информационной системы и ее виды
В качестве официального определения информационной системы (ИС) можно рассматривать определение, которое дает Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1]: «Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
Информационной системой называют такую систему обработки информации и такие информационные ресурсы, которые способны обеспечить и распространить информацию [2].
Таким образом, к информационным системам относится такая совокупность средств, методов и персонала, которая взаимосвязана между собой и применяется не только для хранения информации, но и для ее обработки и выдачи, достигая при этом определенной цели управления. Но и, ни для кого не будет большим секретом, что в современном мире основным средством обработки этой информации, конечно же, является компьютер. Так же следовало бы отметить, что в основном информационные системы преобразуют не столько информацию, сколько данные и поэтому правильнее будет, если мы будем называть эти системы не информационными, а системами обработки данных [17].
Основные функции и процессы в информационной системе
Теперь рассмотрим более подробно функции, используемые в информационных системах [10]:
· Во-первых, основной функцией информационных систем, конечно же, является сбор информации;
· Во-вторых, немаловажной функцией является функция хранения этой информации;
· В-третьих, в информационных системах никак не обойтись без поиска различной информации;
· В-четвертых, немаловажную роль играет и передача информации.
То есть если говорить кратко, то в информационной системе происходят следующие процессы [8]:
· Ввод информации от источников информации;
· Обработка (преобразование) информации;
· Хранение входящей и обработанной информации;
· Вывод информации для правок пользователю;
· Возможно ввода информации от пользователя через обратную связь.
Определение структуры информационной системы
Основу системного построения информационной системы составляет ее структура, которая должна быть достаточно полной. Средствами структуризации есть процедуры декомпозиции (анализа) и композиции (синтеза) системы. Поэтому важным этапом проектирования информационной системы является структуризация системы – локализация ее границ и выделения структурных составных частей [23].
В современной информационной системе компьютер играет роль аппаратно-программной части.
Аппаратная часть: (Нагdwаге, «твердая часть» – «железо») состоит из соединенных между собой различных устройств, таких как: процессор, запоминающее устройство, внешние устройства ввода-вывода, контроллеры внешних устройств.
Программное обеспечение (ПО): (Software, «мягкая») состоит из набора различных программ, управляющих работой компьютера, поддерживают диалог с пользователем, обрабатывают разнообразную информацию, помогают создавать различные программы.
Аппаратная часть не может выполнять операции по обработке информации без различных программ, благодаря которым устройства выполняют свои функции. Для обеспечения работоспособности компьютера и выполнения определенной работы нужна совокупность программ, которая создает программное обеспечение.
Программное обеспечение осуществляет управление устройствами компьютера во время ввода, обработки, вывода и хранения информации, создает условия для работы пользователя на компьютере и тому подобное [12].
Автоматизированная информационная система
Автоматизированная ИС – система, реализующая информационную технологию в сфере управления для совместной работы комплекса технических средств с управленческим персоналом. Ее предназначение – автоматизированный сбор, регистрация, хранение, поиск, обработка и выдача информации по запросам пользователей (управленческого персонала) [8].
ИС должна обеспечивать [16]:
· Постоянное наблюдение за текущим состоянием объекта управления и его характеристиками;
· Адаптацию, то есть приспособление к принятой практике бизнеса, и модификацию, если такая практика меняется;
· Общую поддержку профессиональной деятельности управленческих работников;
· Взаимодействие с руководством;
· Осуществление сбора и анализа данных для управления и автоматического выполнения программными средствами при наступлении заданного времени с формированием необходимой отчетности;
· Реализацию удобной системы подсказок и рекомендаций для пользователей;
· Эффективное сохранение данных в базе данных и возможность доступа к ним любого пользователя со своего рабочего места;
· Взаимодействие пользователей между собой на основе непрерывной технологии.
В зависимости от целей выделяют такие типичные функции ИС как: прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование.
Классификация автоматизированных ИС
Автоматизированные ИС можно классифицировать по типу поддержки, которую они обеспечивают организации.
Существуют системы первого класса или системы обеспечения операций, которые обрабатывают генерируемую информацию и применяется в деловых операциях и системы второго класса или системы обеспечения менеджмента, которые оказывают помощь менеджерам в принятии решений [19].
Системы 1-го класса делятся на 3 группы: системы обработки операций, автоматизированные системы управления технологическими процессами, системы сотрудничества в ораганизации.
Системы 2-го класса делятся на такие виды: информационные менеджерские системы – системы обеспечения менеджмента, системы поддержки принятия решений, управленческие.