Организация бюджетного процесса в России
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Продолжительность бюджетного процесса: более года 1 и 2 стадии, год (с 1 января по 31 декабря) – исполнение, около полугода – составление отчета об исполнении и его утверждение.
Задачи бюджетного процесса:
- максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях экономического развития страны;
- определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объёма в соответствии с прогнозами и целевыми программами;
- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
- осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйствования, экономическими регионами;
- повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных и социально-экономических программ.
Принципы организации бюджетного процесса:
· единство – единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации;
· самостоятельность – обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;
· балансовый метод – установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и стоимостными показателями.
Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:
1 стадия. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Ему предшествует разработка планов – прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории РФ. В денежной форме он выражает социально – экономическое развитие страны.
Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами а также налоговыми и таможенными органами, Министерством Экономики РФ, Государственным Комитетом по статистике. При составлении бюджетов используются разные методы:
1) метод экономического анализа – определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения;
2) нормативный метод – в его основе лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода;
3) экстраполяционный метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.
Сопоставленный и согласованный проект федерального бюджета Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную думу. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:
1. предварительные итоги социально-экономического развития страны за истекший период;
2. прогноз социально – экономического развития страны на будущий год;
3. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;
4. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
5. основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;
6. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов федерации на предстоящий год;
7. федеральная адресная инвестиционная программа и др.
2 стадия. Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах – Государственной Думе РФ, представительных органов субъектов Федерации и местных самоуправлений.
Проект федерального бюджета и указанные документы, полученные Советом Государственной Думы, в течение 3 дней направляются в его комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете» к рассмотрению в Государственной думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату на заключение. Государственная дума рассматривает бюджет в четырех чтениях.
При рассмотрении Федерального бюджета в первом чтении, в течение 40 дней со дня предоставления, Государственная дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме того, рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета на предстоящий год.
При рассмотрении проекта во втором чтении (20 дней от даты утверждения в первом чтении) Государственная дума утверждает расходы государственного бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объёма расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.
При рассмотрении в третьем чтении (30 дней) обсуждаются расходы по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении, а также, перечень защищенных статей Федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.
В четвертом чтении в течение 10 дней рассматриваются поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита. На пленарном заседании законопроект ставится на голосование в целом.
Принятый закон «О федеральном бюджете» на предстоящий год в соответствии со статьей Конституции в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, а затем Президенту.
В случае, если Федеральный закон не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство имеет право расходовать бюджетные средства по соответствующим разделам расходов бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов на предшествующий год.
3 стадия. Исполнение бюджета начинается после утверждения законодательными органами и подписи Президентом. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей. Организация исполнения бюджета и внебюджетных фондов возложена на Федеральное казначейство, которое обеспечивает принцип единства кассы в отношении Федеральных средств. Суть его в том, что с создание казначейской системы все платежи из бюджета (или иных централизованных государственных финансовых ресурсов) должны осуществляться с единого счета казначейства, тем самым быть полностью ему подконтрольным.
Исполнением доходной части бюджета занимается государственная налоговая служба, а также государственный таможенный комитет, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет и предоставляют необходимую информацию в казначейство.
4 стадия. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Минфин и его органы, МНС, таможенный комитет. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о бюджете докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Для осуществления контроля за исполнением бюджета Совет Федераций и Государственная Дума образуют Счетную палату.
2.5. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Президент РФ;
Государственная Дума ФС РФ;
Совет Федераций ФС РФ;
Правительство РФ;
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство;
Федеральная налоговая служба;
Центральный банк РФ;
Счетная палата РФ;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, которым делегированы законодательством Российской Федерации бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Литература
1. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
3. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008. № 11.
4. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.
5. Буретин Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.