Особенности бухгалтерского и налогового учета в торговых организациях

Изначально характер взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы России соответствовал континентальной концепции, но с течением времени, под воздействием изменения экономической, политической среды, трансформации целей правительства, и стремления российских компаний к выходу на мировой рынок и привлечению инвестиций, привело к нарастающему обособлению бухгалтерского учёта от налогового.

Целями и задачами бухгалтерского учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основным стимулом к разделению налогового и бухгалтерского учёта является различие конечных целей. Основная цель бухгалтерского учёта - предоставление качественной, достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия пользователями финансовой отчётности экономических решений. При этом существенным элементом составления отчётности является профессиональное суждение бухгалтера, которое в свою очередь, обязано соответствовать принципам нейтральности и независимости.

Таким образом, данные бухгалтерского учёта нацелены на интересы инвесторов, кредиторов, банков. Данную группу субъектов интересует, прежде всего, платежеспособность организации, прибыль, дивидендная политика, величина задолженности. Иными словами, чем больше прибыль, чем выше платежеспособность и меньше задолженностей имеет организация, тем она привлекательней для инвесторов, тем больше вероятность получения кредитов от банков. Однако рост прибыли связан с ростом налогов, что в свою очередь снижает чистую прибыль.

Целями и задачами налогового учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

· обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций

Основная цель налогового учёта - обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей. Следуя исключительно нормам налогового законодательства, не является возможным предоставить финансовую отчётность, которая в полной мере, по сравнению с составленной по нормам бухгалтерского учёта являлась бы для инвесторов привлекательной.

В настоящее время, каждая организация имеет законодательно обусловленную возможность сделать выбор в отношении учтенных правил, а именно, будет ли проводится максимально возможное сближение бухгалтерского и налогового учёта. В таком случае, бухгалтерский учёт подстраивается под правила налогового. Это предполагает линейный способ начисления амортизации, одинаковый срок полезного использования, определённый согласно Классификатору основных средств, первоначальная стоимость не уменьшается на величину амортизационной премии, поскольку в бухгалтерском учёте такая возможность отсутствует, не используются повышающие коэффициенты.

Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета в настоящее время играет очень важную роль на предприятии.

Существуют как общие черты бухгалтерского и налогового учета, так и различия.

Для начала необходимо отметить некоторые общие чертыбухгалтерского и налогового учета:

· используемые измерители – денежное выражение (рубли);

· объект учета – организация в целом;

· периодичность составления в предоставлении отчетности;

· обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций;

· отражение результатов отчетных (прошлых) периодов;

· пользователи информации как внутренние, так и внешние.

Цели ведения обоих учетов одинаковые – формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.

Так, можно отметить следующие различия в ведении бухгалтерского и налогового учета:

· Способ(метод) начисления амортизации объектов основных средств: в бухгалтерском учете используется линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); в налоговом учете – линейный и нелинейный методы;

· порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств: в бухгалтерском учете затраты сразу включаются в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг; в налоговом учете признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены;

· способ (метод) оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода: в бухгалтерском учете производится по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по каждой группе (виду) материально-производственных запасов; в налоговом учете по стоимости единицы запасов (товаров), по средней стоимости, ФИФО;

· порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных расходов): в бухгалтерском учете признаются полностью или частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности; в налоговом учете – отсутствует вариантность способа;

· порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу): в бухгалтерском учете признаются полностью или частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности; в налоговом учете отсутствует вариантность способа.

В настоящее время в практической деятельности организаций сложились несколько вариантов взаимодействия бухгалтерского и налогового учета:
1. формирование данных налогового учета на счетах бухгалтерского учёта;
2. параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета;

3. ведение учета по правилам налогового учета

Первый подход основан на том, что данные налогового учета получают на основе регистров бухгалтерского учета и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учета. Этот подход к ведению учета менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.

Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета основано на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учета на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учета, а также регистры налогового учета и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учета.

Ведение учета по правилам налогового учета основано на корректировке учетных данных для их соответствия правилам бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Применение такого подхода может повлиять на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности, так как достоверной и полной считается отчетность, сформированная из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету

Содержание и порядок составления бухгалтерской и налоговой отчетности торговых организаций

Бухгалтерская отчетность - это основной финансовый отчет юридического лица перед государством. В законе дается такое определение: "Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства". Это определение содержится в Федеральном законе России «О бухгалтерском учете».

В России бухгалтерская отчетность на законодательном уровне регулируется законом 402-ФЗ, Положениями о бухгалтерском учёте (ПБУ), а также частично - Налоговым кодексом РФ. В мире действуют Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО — IFRS), и в России с 1998 года действует специальная программа по приведению российской отчетности в соответствие с МСФО. В практическом плане бухгалтерская отчетность - это ряд документов, которые необходимо заполнять и представлять в контролирующие органы всем организациям - коммерческим, бюджетным, страховым и прочим. Это:

· бухгалтерский баланс;

· отчёт о финансовых результатах;

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

· Отчет об изменениях капитала

· Отчет о движении денежных средств

· Отчет о целевом использовании денежных средств

Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно.

В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация.

Каждый существенный показатель должен представляться в бухгалтерской отчетности отдельно. Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.

Рассмотрим основные этапы составления бухгалтерской отчетности:

· Проверка соответствия информации на счетах бухгалтерского учета первичным документам.

· Инвентаризация кассы и имущества.

· Корректировка данных бухучета при выявлении отклонений.

· Закрытие счетов.

· Реформация баланса.

· Непосредственно составление бухгалтерской отчетности.

Правила составления бухгалтерской отчетности предприятия.

Порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99 и включает следующие группы правил:

1. Принципы, применимые при составлении бухгалтерской отчетности. К ним, в частности, относятся:

· Необходимость соблюдения достоверности отражаемой информации.

· Отражение данных с учетом сведений о филиалах, представительствах и подразделениях.

· Соблюдение актуальных форм.

· Заполнение отчетов с учетом показателей как минимум 2-летнего периода.

· Соблюдение порядка раскрытия информации в зависимости от значения показателей. Если числовые значения по тому или иному показателю отсутствуют, проставляется прочерк. Если показатели существенные, они отражаются обособленно, если несущественные — раскрываются в пояснениях.

· Отчетная дата — последний день отчетного периода.

· Отчетный период — с 1 января по 31 декабря. Для новых организаций и ИП — с даты внесения сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по 31 декабря. Если же регистрация произошла после 30 сентября, то отчетный период начинается с даты регистрации, а заканчивается 31 декабря года, следующего за годом образования лица.

· Наличие в формах отчетности всех необходимых реквизитов, например, наименования составителя, периода.

· Составление на русском языке.

· Применение валюты РФ.

· Подписание руководителем (или лицом, наделенным соответствующими полномочиями).

2. Принципы составления бухгалтерского баланса.

………………………………………………………..

3. Правила, распространяющиеся на отчет о финансовых результатах:

· Необходимо разделить расходы на связанные с деятельностью организации или ИП и прочие.

· Выручка отражается за вычетом НДС, акцизов и прочих налогов.

· Себестоимость должна быть сформирована без учета коммерческих и управленческих расходов.

· Приводятся показатели формирования чистой прибыли.

4. Правила, действующие для пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах:

· Пояснения должны служить раскрытием сведений учета в соответствии с учетной политикой.

· В пояснениях необходимо указать, что порядок составления бухгалтерской отчетности должен соответствовать действующему законодательству.

· Пояснения представляют собой расшифровку информации о разных аспектах хозяйственной жизни, например, о движении нематериальных активов, основных средств и т. д.

· Пояснения при составлении бухгалтерской отчетности приводятся посредством применения специальных форм.

· В пояснениях необходимо отражать информацию о движении денежных средств и изменении капитала.

· Пояснения должны содержать сведения об основном виде деятельности, среднесписочной численности работников, исполнительном органе компании.

Налоговая отчетность является составной частью налогового контроля. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Наши рекомендации