Основные виды дивидендных политик, их преимущества и недостатки. Особенности дивидендной политики российских организаций.

Основными типами дивидендных политик являются:

1. Остаточная политика дивидендных выплат

Дивиденды выплачиваются после покрытия предприятием потребности в инвестиционных ресурсах. Если инвестиционная деятельность компании способна обеспечить инвесторам большую доходность, чем доходность по дивидендам, менеджерам следует принимать политику остаточного дивиденда.

Преимущество политики: она позволяет обеспечить высокие тем­пы развития и повысить финансовую устойчивость компании.

Недостаток политики: нестабильность размеров дивидендных выплат и отказ от их выплат в период высоких инвестиционных воз­можностей отрицательно сказывается на формировании уровня ры­ночного курса акции компании.

2. Политика постоянного или устойчивого увеличения диви­денда на акцию

Фирмы устанавливают определенный годовой дивиденд на акцию, а затем поддерживают его, увеличивая годовой дивиденд, только если становится ясным, что будущая прибыль будет достаточной, чтобы выплатить его.

Преимущества политики: обеспечение высокой рыночной стои­мости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях.

Недостаток политики: отсутствие гибкости в ее проведении и по­стоянное возрастание финансовой напряженности.

3. Политика стабильного размера дивидендных выплат

Предполагает выплату неизменной суммы дивидендов на протяже­нии продолжительного периода.

Преимущество политики: надежность. Стабильность дивидендов характеризует компанию с положительной стороны (невысокий уро­вень риска).

Недостаток политики: слабая связь с финансовым результатом деятельности компании, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли ее инвестици­онная деятельность может быть сведена к нулю.

4. Политика стабильного коэффициента дивидендного выхода.

Фирмы, проводящие эту политику, выплачивают постоянную про­центную часть прибыли в дивидендах. Основной показатель — коэф­фициент «дивидендный выход». Это отношение суммы дивидендов, выплачиваемой по обыкновенным акциям, к сумме прибыли, доступ­ной владельцам обыкновенных акций.

Дивидендная политика посто­янного коэффициента выплат предполагает неизменность значения коэффициента «дивидендный выход».

Недостатки политики: не максимизирует рыночную цену акции, т.к. большинство акционеров не приветствуют колебаний в размерах получаемых дивидендов. Если размер прибыли существенно варьирует в динамике, политика генерирует высокую угрозу банкротства.

5. Политика низкого регулярного дивиденда плюс приплаты (политика «экстрадивиденда»).

Дивиденд состоит из двух частей:

• Первая — минимальный стабильный дивиденд.

• Вторая — приращение минимального дивиденда в стабильные годы.

Преимущество политики: дает фирме гибкость.

Недостаток политики: не дает инвесторам определенности в от­ношении получения конкретной суммы дивидендов. В случае продол­жительной выплаты минимальных размеров дивидендов инвестицион­ная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

Особенности дивидендной политики российских организаций:

- диспропорции в развитии отдельных отраслей и структуре фондового рынка (основной рост приходится на нефтегазовый сектор, металлургию и телекоммуникации. Неравномерное развитие различных отраслей оказывает влияние как на получаемые предприятиями доходы, так и на их распределении: около 80% всех дивидендов выплачивают нефтегазовые компании)

- состав собственников, обусловленный особенностями механизма приватизации предприятий, в результате чего значительная доля акций принадлежит государству, узкому кругу лиц или менеджменту;

- информационная закрытость и непрозрачность многих предприятий;

5. Экономика знаний и требования к управлению нематериальными активами.

Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний. Это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал.

Элементами ресурсного потенциала экономики знаний являются, прежде всего, знания, информация, человеческий, интеллектуальный и трудовой потенциал, человеческий и интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы, ресурсы, интеллектуальная собственность, нематериальные активы.

В соответствии со стандартами международного учета и отчетности под нематериальными активами (intangible assets) понимаются средства, не имеющие физической осязаемой формы, но приносящие предприятию доход. Для целей бухгалтерского учета определение нематериального актива дано в инструкции Минфина (ПБУ 14/2000 от 18.12.2000) - актив не имеет материально-вещественной структуры, может быть идентифицирован, используется в процессе хозяйственной деятельности и в течение периода времени свыше 12 месяцев способен приносить доход, отражен в должным образом оформленной документации.

Требования к управлению нематериальными активами:

1. нематериальный актив должен быть отделим от других активов компании и, что особенно важно, от деловой репутации. Под этим подразумевается, что его можно продать, обменять, сдать в аренду без потери экономических выгод, генерируемых другим имуществом. Требование идентифицируемости также считается выполненным, если нематериальные активы возникают из договорных или иных юридических прав вне зависимости от того, могут ли эти права быть отделены от других прав или от компании в целом.

2. в большинстве случаев возможность контролировать актив предполагает существование юридических прав на его использование. Именно по критерию контроля можно отличить нематериальные активы от нематериальных ресурсов. К последним могут относиться квалификация персонала (это прежде всего топ-менеджмент и «звезды»), лояльность аудитории, доля медиарынка и прочее, однако, как правило, компания не может продемонстрировать возможность получения экономических выгод от использования этих ресурсов, поскольку вряд ли сможет контролировать действие таких внешних факторов, как поведение персонала, реакция конкурентов и аудитории.

3. будущие экономические выгоды. Нематериальный актив может быть отражен в отчетности компании, если его использование позволит в будущем получить дополнительную прибыль, снизить расходы, увеличить объем продаж и т. д. Важно отметить, что возможность получения предприятием подобных экономических выгод определяется на основании профессионального суждения, подкрепленного соответствующим обоснованием.

6. Модель оценки стоимости финансовых активов (CAPM). Характеристическая линия ценной бумаги SML. Модель арбитражного ценообразования APT.

Модель оценки CAPM была разработана экономистом, а впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике Уильямом Шарпом и изложена в его книге 1970 года «Портфельная теория и рынки капитала». Его идея начинается с того, что отдельные инвестиции включают два вида рисков:

  1. Систематические. Это рыночные риски, которые не могут быть диверсифицированы. Их примерами являются процентные ставки, спады и войны.
  2. Несистематические. Также известны как специфические. Они специфичны для отдельных акций и могут быть диверсифицированы увеличением количества ценных бумаг в инвестиционном портфеле. Говоря техническим языком, они представляют собой компонент биржевой прибыли, который не коррелирует с общими движениями рынка.

Современная портфельная теория говорит о том, что специфический риск может быть устранен с помощью диверсификации. Проблема заключается в том, что она по-прежнему не решает проблему систематического риска. Даже портфель, состоящий из всех акций фондового рынка, не может устранить его. Поэтому при расчете справедливого дохода систематический риск больше всего досаждает инвесторам. Данный метод является способом его измерить.

Портфель М, включающий все существующие активы и структурно копирующий рынок, называется рыночным. Очевидно, что его ожидаемая доходность Rm и риск σМ будут соответствовать среднерыночным значениям.

Также предположим, что на рынке существует некоторый безрисковый актив F, например, ценные бумаги, эмитированные государством. Тогда формула САРМ имеет вид:

Основные виды дивидендных политик, их преимущества и недостатки. Особенности дивидендной политики российских организаций. - student2.ru i =Rf+ βi( Основные виды дивидендных политик, их преимущества и недостатки. Особенности дивидендной политики российских организаций. - student2.ru m - Rf), где Rf – безрисковая ставка, βi – бета-величина ценной бумаги (отношение ее риска к риску на рынке в целом –количественная мера систематического риска), Rm – ожидаемая доходность, (Rm - Rf) – премия за риск.

βi=1 – средняя степень риска, сложившаяся на рынке ценных бумаг

βi<1 – актив менее рисковый по сравнению с рынком

βi>1 – актив более рисковый по сравнению с рынком

Основные виды дивидендных политик, их преимущества и недостатки. Особенности дивидендной политики российских организаций. - student2.ru

Линия SML – это получаемая из модели САРМ линейная зависимость между ожидаемой доходностью и риском актива, в которой риск представлен как «бета»-коэффициент, или, что то же самое, как ковариация ценной бумаги с рыночным активом. Наклон линии равен (Rm – Rf)/ σ2м, при этом числитель характеризует превышение доходности рыночного портфеля над безрисковой ставкой. Это премия за риск инвестирования в рыночный портфель. Знаменатель – риск рыночного портфеля. Таким образом, наклон прямой показывает величину премии за единицу рыночного риска. Другими словами, наклон линии определяет требуемую доп. доходность на каждую доп.единицу рыночного риска. На линии SML находятся как широко диверсифицированные, так и неэффективные портфели и активы. Если у инвесторов оптимистичные прогнозы на будущее, то наклон SML - менее крутой. Однако в условиях ухудшающейся конъюнктуры линия SML примет более крутой наклон, так как инвесторы в качестве компенсации потребуют более высокую ожидаемую доход- ность на приобретаемые активы для тех же значений риска (рис. 20.7). То есть происходит поворот линии SML.

Теория арбитражного ценообразования АРТ

Согласно этой теории доходность рисковых активов зависит от некоторого числа систематических факторов, а собственные риски не принимаются во внимание, т.к. поддаются диверсификации. В основе АРТ лежит фундаментальный закон единой цены, который гласит, что на совершенном рынке портфели или активы с одинаковым риском должны иметь одинаковую цену и соот-но доходность. Иначе возникает возможность арбитража- извлечения безрисковой прибыли за счет одновременной купли-продажи активов или портфелей по разным ценам на одном и том же рынках без вложений со стороны инвестора. Для этого нужно купить портфель по более низкой цене и тут же продать по более высокой. Заработанная при этом разница будет полож.величиной, поскольку позиции (купля- продажа) взаимно компенсируются. Проведение арбитражных операций в конечном счете приводит к восстановлению рыночного равновесия цен, и арбитраж выступает основным механизмом рыночного ценообразования.

Формула:

Основные виды дивидендных политик, их преимущества и недостатки. Особенности дивидендной политики российских организаций. - student2.ru i=Rf+ βin( Основные виды дивидендных политик, их преимущества и недостатки. Особенности дивидендной политики российских организаций. - student2.ru n - Rf),

Где Rf – безрисковая доходность, βin - коэф, отраж.чувствительность актива i к изменениям фактора n; n – общее число факторов системат.риска, Основные виды дивидендных политик, их преимущества и недостатки. Особенности дивидендной политики российских организаций. - student2.ru n – Rf – премия за системат.риск по фактору n

Это основное уравнение модели АРТ, согласно которой активы или портфели с одинак. Чувствельностью к базовым факторам должны иметь одинак. ожидаемую дох-ть, иначе появляются возможности для арбитража. При этом каждый отд.фактор может оказывать как положит, так отриц. влияние на дох-ть актива.

В целом АРТ ближе к реальности, чем САРМ. Проведенные рядом заруб. исследователей тестирвоания АРТ показали, что она более адекватно по сравнению с САМР описывает процессы ценообразования на рынке капиталов.


Наши рекомендации