Правовые аспекты осуществления финансирования инвестиционных проектов. Особенности финансирования проектов в нефтегазовой сфере
Значительная часть инвестиционных проектов, реализуемая в настоящий момент, несмотря на изначальную ориентированность государства на привлечение непосредственно прямых иностранных инвестиций за счёт собственных средств иностранных инвесторов, вынуждена прибегать к смешанным методам финансирования. Проиллюстрировать сложившуюся ситуацию следует через демонстрацию следующей схемы.
Для начала, обратимся к базовым положениям белорусского законодательства касательно источников осуществления инвестиций, в том числе – и иностранных. По общему правилу, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, таковыми являются:
собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;
заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.
Что касается самих возможных схем финансирования инвестиционных проектов, то ряд авторов, в том числе Л.Л. Игонина, предлагает выделить такие как :
– самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;
– формы долевого финансирования (такие как акционирование и т.п.);
– кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков);
– лизинг;
– бюджетное финансирование;
– смешанное финансирование на основе различных комбинаций рассмотренных способов;
– проектное финансирование [27] .
Рассмотрим основные признаки наиболее распространённых форм осуществления финансирования иностранных инвестиций.
В.А. Демченко проводит достаточно подробный анализ такого схемы использования капитала, как самофинансирование. Являясь формой осуществления инвестиций за счёт собственных средств , такой способ характеризуется высокой степенью надёжности и вовлеченностью в процесс меньших категорий возможных рисков для инвестора. В то же время, нельзя не отметить некоторую ограниченность в объёмах возможного использования капитала, что является эффективным лишь на протяжении становления и развития предприятия, когда доступ к заёмным источникам финансирования несколько затруднён. В связи с вышеуказанным обстоятельством, подчёркивается значение надлежавшего правового регулирования использования заёмных средств при осуществлении иностранных инвестиций. Если обратиться к изучению правового регулирования привлечения заёмных средств для осуществления иностранных инвестиций, то отметим такое безусловное преимущество, как возможность привлечения значительного объёма средств, а также осуществление контроля за их использованием ввиду наличия достаточной прозрачности процедуры и установления возможности управления инвестором потоками привлекаемого извне капитала [28, с.45-48].
Следующий возможный источник - государственное финансирование инвестиций в Республике Беларусь. Он может осуществляться в таких формах, как:
– финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;
– финансирование в рамках целевых программ;
–финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.
Что касается схемы проектного финансирования, то её сущность состоит в многообразии операции, включающих в себя кредитование и финансирование инвестиционных проектов за счёт собственных средств или привлечённых средств с принятием на себя всех рисков кредиторами.
Среди используемых в зарубежной практике моделей проектного финансирования можно выделить схемы, которые могут быть применены в отношении белорусских субъектов хозяйствования. Одной из таковых является схема финансирования под будущие поставки продукции, что находит своё применение при осуществлении нефтяных, газовых и других сырьевых проектов. Кроме того, подобные примеры нередко находят своё отражение в белорусских реалиях осуществления подобных инвестиционных проектов. Р.Б. Нестеренко предлагает рассматривать подобную схему финансирования в качестве формы финансирования с ограниченным регрессом на заемщика, подкрепляемым контрактами, в которых предусматриваются безусловные обязательства покупателя типа «брать и платить» (take and pay) и «брать или платить» (take or pay) с третьими кредитоспособными сторонами. Данная схема предполагает участие как минимум трех сторон: кредиторов (банковский консорциум), проектной компании (специальной компании, занимающейся непосредственной реализацией инвестиционного проекта), посреднической компании, являющейся покупателем продукции. Механизм действия рассматриваемой схемы следующий. Банковский консорциум, осуществляющий финансирование проекта, предоставляет кредит посреднической компании, которая, в свою очередь, передает денежные средства проектной компании в форме аванса за будущую поставку последней определенного количества продукции по фиксированной цене, достаточной для погашения долга. Погашение кредитов увязывается с движением денежных потоков от реализации поставляемой продукции [29, с. 67-70 ] .
Предлагаем выявить ключевые особенности данной схемы финансирования на примере ряда инвестиционных проектов, заключённых таким крупным субъектом предпринимательства в нефтехимической сфере, как Открытое Акционерное Общество «Нафтан». Исходя из изучения основного содержания инвестиционного договора, действующего на данный момент, приходим к выводу, что основная его цель: успешная реализация инвестиционных проектов «Реконструкция установки гидроочистки Л-24/744», «Реконструкция установки гидроочистки 2ГЧ-24/7 и схем КИПиА блока Мегох44», входящих в состав инвестиционного проекта «Строительство комплекса замедленного коксования». Под успешной реализацией здесь имеется в виду, прежде всего, наличие перспективы наладить выпуск новых видов продукции и увеличить объёмы производства. Так, в настоящий момент коксование – является одним из основных инструментов глубокой переработки нефти, высокая потребность которого объясняется отсутствием, наряду с указанным методом, других, более дешёвых гидрогенизационных методов переработки нефтяных остатков. А процесс замедленного коксования относится к одной из наиболее динамично развивающихся тенденций в сфере в мировой нефтепереработки, в комбинации с группой специализированных процессов, его применение позволит довести глубину переработки нефти до 90% с получением моторных топлив высокого качества.
В случае ОАО «Нафтан» указанный инвестиционный проект реализуется в рамках следующей схемы финансирования :
15 % от общей стоимости проекта финансируется за счёт собственных средств Общества;
85 % - обеспечивается кредитным соглашением (Facility Agreement) с банком-нерезидентом.
Отметим, что практика использования подобной модели реализации инвестиционного договора говорит о том, что наибольшие объёмы инвестиций из-за рубежа поступают в форме иностранных кредитов, которые предоставляются под гарантии Правительства Республики Беларусь на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Привлечение и погашение иностранных кредитов осуществляются на условиях, предусмотренных кредитным соглашением ( Facility Agreement) , которое само по себе представляет собой уникальный пример того, как подобные проекты с избранной Обществом схемой финансирования реализуются в европейских странах. Так, по условиям соглашения банк-нерезидент, предоставляющий кредит ОАО «Нафтан» настоял на страховании риска невозврата кредита, что в целом, является довольно распространённой практикой, однако предполагает дополнительные издержки и значительное увеличение финансового бремени для Общества. К тому же, в качестве дополнительной гарантии исполнения контрактных обязательств, банк выразил своё требование о необходимости проведения юридических экспертиз заключаемого соглашения относительно его соответствия обеспечиваемому кредитом Контракту на Поставку (Supply Contract) применяемому в соглашении английскому праву исключительно в интересах банка, предоставляющего кредит. Что же касается контроля за целевым и своевременным использованием иностранных кредитов, а также своевременным погашением задолженности по иностранным кредитам осуществляется :
банком-агентом,
банком-гарантом,
Министерством финансов Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления ,в подчинении которого находится инвестор (заёмщик). В отношении ОАО «Нафтан» такую функцию осуществляет Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим»).
Ещё одним из отличительных моментов, используемых в упомянутом ранее кредитном соглашении оказалось использование IFRS (МСФО, т.е Международных стандартов финансовой отчетности в рамках кредитного соглашения. Внедрение которых осуществляется в Беларуси с 2010-ого года, однако все ещё сталкивается с рядом определённых трудностей. Правовое регулирование осуществляется в рамках двух основополагающих законов:
Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» [30];
Закона Республики Беларусь N 56-З «Об аудиторской деятельности» [31].
Так, специалисты отмечают, что действующая система на данный момент нуждается в проведении синхронизации законодательства, регулирующего вопросы бухгалтерского учёта и налоговой отчётности ссылка. Однако, несмотря на некоторые сложности в правоприменении, использование таких общепризнанных стандартов является необходимым условиям участия государство в международной экономической интеграции. Так, подобная практика в значительной мере способствует привлечению иностранного капитала и улучшению общего инвестиционного климата в целом.
Что же касается особенностей самого Supply Contract, то он был заключен с использованием такой типовой формы контракта, как Open Book (открытая книга), которая широко используется при реализации сделок соответствующей направленности в различных регионах Европы. В Республике Беларусь возможность осуществления порядка организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов появилась c принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь №650 от 30 июля 2015 года, которое внесло ряд изменений и дополнений в Положение о порядке организации проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов [32]. Так, отныне нефтеперерабатывающие заводы Республики Беларусь стали практиковать заключение «Open Book Contracts», которые оговаривают порядок ценообразования по методу компенсации затрат cost+fee. Основное преимущество подобной схемы проявляется в том, что изначально определяется General Contract Price (Ориентировочная сумма Контракта), которая включает в себя Budget Contract Price (бюджетную оценку оборудования), Fee(фиксированную прибыль продавца), Cost of Services (услуги по закупке). Окончательный базис поставки определяется, как правило, дополнительным соглашением на поставку каждой партии оборудования и формируется в зависимости от сумм итоговых цен оборудования и фиксированной прибыли. Порядок оплаты регламентируется в зависимости от тех условий, которые будут определены выбранными заводами-изготовителями, и также предусматривает оформление отдельного дополнительного соглашения[33].
Вывод по главе