Под реструктуризацией кредиторской задолженности понимается комплекс мероприятий, направленных на сокращение обязательств предприятия перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами.
Реструктуризация кредиторской задолженности организации ведет к снижению объема нагрузки (давления) обязательств на финансы организации в текущем периоде и тем самым позволяет повысить или восстановить его платежеспособность.
Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности организации, принимаются тогда, когда отсутствуют возможности увеличения притока денежных средств для погашения кредиторской задолженности или возможности есть, но они неэффективны и невыгодны.
Процесс реструктуризации кредиторской задолженности может состоять из следующих этапов:
1. Определение и анализ состава кредиторской задолженности. Каждое обязательство, включая различные его составляющие (основная сумма, проценты, пени), рассматривается в отдельности по каждому конкретному кредитору. Составляется список первоочередных кредиторов и список кредиторов второй очереди, сумма обязательств которых составляет около 80 % всей задолженности. Оставшиеся кредиторы с 20 - процентной долей в сумме долга представляются как «прочие кредиторы». Однако эту часть кредиторов в планах по реструктуризации задолженности нельзя игнорировать, поскольку возможно, что некоторые из них могут обратиться в суд и инициировать процедуру банкротства в случае, если по организации-должнику еще не проводятся слушания в арбитражном суде. Очередность погашения обязательств определяется с точки зрения последствий задержки платежа. Так, поставщик материалов и сырья для изготовления продукции является приоритетным кредитором. Банки, владеющие залоговыми требованиями, налоговые органы должны быть отнесены к первоочередным кредиторам, к ним же должны быть отнесены заказчики, которые проплатили авансы за неполученную продукцию, и т. д.
Учитывая неравномерность поступления денежных средств должнику по объему и срокам, рекомендуется придерживаться определенной очередности погашения долгов организации до рассмотрения в судебном порядке дел о признании организации несостоятельной.
Первая очередь:
- просроченная задолженность более трех месяцев;
- просроченная задолженность на сумму более 100 тыс. руб.;
- задолженность перед бюджетом и фондами.
Вторая очередь:
- просроченная задолженность более трех месяцев постоянным поставщикам, но менее 100 тыс. руб.;
- просроченная задолженность, отягощенная штрафами, пенями.
Третья очередь:
- просроченная задолженность кредиторам менее трех месяцев (в зависимости от значимости их для предприятия);
- просроченная задолженность по заработной плате.
Четвертая очередь:
- задолженность перед дочерними и зависимыми предприятиями;
- другие долги.
2. Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.
3. Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств. План погашения имеющейся кредиторской задолженности разрабатывается на основе характеристики каждого способа реструктуризации, возможности его применения в зависимости оттого, насколько положительно он может быть воспринят тем или иным кредитором.
4. Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.
Выбор методов реструктуризации зависит от специфики производства, состояния различных активов организации, характера деловых отношений с различными кредиторами и других факторов. Здесь не может быть общих рекомендаций, выбор определяется конкретной внутренней и внешней ситуацией. В любом случае реструктуризация кредиторской задолженности организации должна проводиться на основе критерия эффективности: максимум эффекта в результате сокращения задолженности, минимум затрат.
В числе чрезвычайных организационных преобразований (инноваций) на предприятии, оказавшемся в сложном положении, чаще всего используются:
- смена руководителей подразделений (если есть очевидные признаки их некомпетентности);
- изменение организационной структуры предприятия: сокращение аппарата управления, централизация контрольно-плано-вых функций, возможно, продажа отдельных филиалов и подразделений (хотя до разработки более долгосрочной стратегии с последним необходимо быть осторожнее);
- психологическая переориентация персонала;
- сокращение номенклатуры продукции и услуг (немедленный отказ от очевидно убыточных производств);
- усиленный маркетинг (до разработки стратегии маркетин-говые службы могут разобраться с возможностями продажи части активов предприятия, выявить дополнительный спрос на продукцию предприятия).
В любом случае объективным выходом из-под угрозы банк-ротства может быть:
• сжатие, если не полное исчезновение обанкротившегося производства, как лишнего в данной отрасли;
• частичное или полное перепрофилирование предприятия, что может оказаться выгодным при достаточных темпах роста других отраслей и подотраслей экономики.
При этом следует помнить, большая эффективность данных организационных преобразований достигается в том случае, если они проводятся не в авральном режиме, а в рамках долгосрочных стабилизационных мер финансового оздоровления предприятия.