Тема 2. Управления предприятием в условиях априорной нестабильности
Управленческие процедуры в условиях априорной угрозы экономической безопасности ориентированы на предвидение и профилактику кризисных ситуаций на предприятии. Они реа-лизуются с момента создания предприятия и включают в себя прежде всего определение элементов и сфер активации кризиса. Как отмечалось выше, в основе кризиса предприятия лежат его противоречия с внешней средой. Обострение этих противоречий может быть вызвано как внешней средой, так и самим пред-приятием. Поэтому по отношению к предприятию всю совокуп-ность элементов активации угроз экономической безопасности можно разделить на экзогенную и эндогенную составляющие. Экзогенные элементы активации объединяют в себе основные потенциальные источники угроз экономической безопасности, находящиеся во внешней по отношению к предприятию среде. Эндогенные элементы представлены основными факторами внутренней среды самого предприятия. Состав основных элементов активации кризиса предприятия представлен на рисунке 3. Представленная номенклатура элементов и сфер активации кризиса, безусловно, носит своего рода «рамочный» характер и уточняется применительно к различным отраслям и направлениям специализации хозяйствующего субъекта. В рамках каждой из сфер активации можно определить характерные отклонения, выступающие в качестве потенциальных источников кризиса.
Следующей составляющей антикризисных процедур на стадии потенциального кризиса является определение механизма активации кризиса по линии отклонения в сфере активации (источники активации) - отклонения объемных показателей деятельности предприятия - отклонения показателей эффективности деятельности предприятия - неплатежеспособность предприятия. При этом речь идет, в первую очередь, об отклонениях, амплитуда которых существенно превышает среднюю величину и имеет тенденцию к нарастанию.
Безусловно, механизм активации имеет свои особенности
применительно к каждому из элементов и сфер.
Органы власти | Конкуренты | Поставщики | Потребители | Случайные явления |
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКЗОГЕННОЙ АКТИВАЦИИ КРИЗИСА |
КРИЗИС ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА |
ЭЛЕМЕНТЫ ЭНДОГЕННОЙ АКТИВАЦИИ КРИЗИСА | |||||||
Техниче-ские ресурсы | Технологи- ческие ресурсы | Кадровые ресурсы | Простран-ственные ресурсы | Организаци-онная структура | Информаци-онные ресурсы | Финансо-вые ресурсы | Стиль работы |
Рис.3 - Элементы активации угроз экономической безопасности предприятия
Безусловно, механизм активации имеет свои особенности применительно к каждому из вышепредставленных элементов и сфер.
Данная исходная позиция учитывается при разработке заключительных антикризисных процедур на стадии потенциального кризиса, состоящих в формировании различных сценариев активации кризиса и моделировании поведения предприятия в рамках каждого из возможных сценариев.
В рамках моделирования следует исходить из минимизации риска такого развития конфликта с внешней средой, который поставит под угрозу само существование предприятия. Слово «риск» пришло из французского языка и означает опасность потерь, опасность действий наудачу. Риск является объективным явлением, природа которого определена неоднозначностью событий будущего. Эти события несут реальную угрозу потери предприятием части своих доходов в результате осуществления предпринимательской деятельности. В зависимости от глубины этих потерь различают следующие виды рисков:
- вызывающие упущенную выгоду;
- вызывающие ущерб;
- вызывающие потери;
- вызывающие банкротство.
Риск банкротства является наиболее тяжелым и представляет собой опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам. Традиционными методами снижения риска являются:
- избежание – простое уклонение от деятельности или обстоятельств, содержащих риск;
- передача – перевод ответственности за риск другой стороне, главным образом страховой компании;
- сокращение – проведение собственных специальных мер по ограничению размера риска, создание специальных систем предотвращения ущерба (системы контроля, безопасности, технические средства охраны, пожаротушения);
- удержание – сохранение ответственности за риск, готовность и способность покрыть все возможные убытки за счет собственных средств.
Для снижения степени риска применяются различные способы защиты:
- страхование (самострахование);
- хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятность в будущем изменения курсов (цен), встречных тем, которые несут риск;
- распределение рисков между участниками сделок;
- гарантии;
- лимитирование (установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.);
- формирование резервных фондов;
- залог.
При моделировании антикризисной стратегии предприятия следует помнить о необходимости соблюдения таких правил принятия управленческого решения в условиях риска, как:
- нельзя рисковать больше, чем это может позволить соб-ственный капитал;
- всегда надо думать о последствиях риска;
- положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
- нельзя рисковать многим ради малого;
- при наличии сомнения принимаются отрицательные решения;
- нельзя думать, что всегда существует только одно решение, возможно, есть и другие варианты.
При моделировании антикризисного поведения предприятия следует исходить из возможности применения как защитной, так и наступательной тактики.
Защитная антикризисная тактика предприятия ограничивается применением оперативных процедур, направленных:
- на оптимизацию объема производства путем определения порога его рентабельности, снятие с производства убыточной продукции, установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса, достижение безубыточности основного производства;
- на сокращение затрат на производство и сбыт продукции (в том числе на содержание имущественного комплекса, энергозатрат, накладных расходов, затрат на ремонтные и профилактические работы); ужесточение контроля затрат, выявление и использование внутрипроизводственных резервов; оптимизация норм расхода ресурсов и контроль за их соблюдением, совершенство-вание учетной и налоговой политики; проведение анализа по причинам и центрам ответственности;
- решение узловых проблем; оптимизацию используемых ресурсов; выявление и использование внутренних резервов роста объема производства;
- сокращение численности работников аппарата управления, кадровые перестановки; централизацию контрольно-плановых функций и создание центров финансовой ответственности; высвобождение излишнего персонала и обеспечение социальных льгот для него; реструктуризацию;
- совершенствование организации труда; повышение его культуры; укрепление дисциплины труда в производстве и управлении;
- оптимизацию управления товарно-денежными потоками;
- укрепление наработанных хозяйственных связей;
- изменение политики расчетов, включая уточнение дебиторской задолженности и ее истребование, реструктуризацию задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, списание безнадежных долгов; улаживание дел с кредиторами и заключение с ними мирового соглашения путем подписания договора об отступном с предоставлением кредиторам в виде отступного акций предприятия, созданного на базе имущества должника; реструктуризацию и погашение просроченной задолженности;
- улучшение структуры активов предприятия путем передачи объектов в залог, продажи или сдачи в аренду имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализацию долгосрочных финансовых вложений, дочерних и зависимых фирм, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; освобождение от бремени содержания социальной сферы и передача ее в собственность местных органов управления, формирование на их основе самостоятельных дочерних предприятий (например, кондоминимумов);
- повышение оборачиваемости оборотных средств;
- франчайзинг, лизинг.
Наступательная антикризисная тактика означает проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо на обеспечение условий для прироста выручки от реализации продукции, привлечения венчурного капитала, кредитов, средств за счет повышения эффективности использования имущества, истребования государственной поддержки, налоговых льгот, участия в конкурсах инвестиционных проектов.
Корректируются философия и принципы функционирования предприятия, т.е. меняется его стратегия. Это находит отражение в новой концепции финансового, производственного, кадрового оздоровления, в соответствии с которой разрабатываются финансовая, маркетинговая, инвестиционная программы по улучшению финансового благополучия предприятия. Принимаются нестандартные управленческие решения, рассчитанные на длительную перспективу:
- пополнение оборотных средств за счет увеличения уставного капитала путем привлечения соучредителей (дополнительных взносов в уставный капитал) либо в результате дополнительной эмиссии акций и облигаций;
- изменение организационной структуры предприятия, подготовка нового командного состава предприятия, переподготовка кадров и их психологическая переориентация, налаживание в короткие сроки деятельности тех служб, которые обеспечат предприятию развитие его конкурентных преимуществ, радикальное изменение форм и методов управления;
- укрепление имиджа предприятия в деловом мире;
- поиск оптимальной модели развития, выявление потенци-альных партнеров;
- создание комплекса взаимно интегрированных бизнесов;
- реанимация, реабилитация и перепрофилирование существующих видов производств, изменение видов деятельности;
- участие в финансово-промышленных группах;
- искоренение первопричин, порождающих нестабильность функционирования предприятия;
- проведение активного маркетинга, формирование банка данных о рыночной конъюнктуре, изучение и завоевание новых рынков сбыта, формирование собственной сбытовой базы;
- проведение политики более высоких цен;
- обновление ассортимента, максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами;
- повышение инвестирования собственного производства;
- обновление основных фондов, внедрение прогрессивных техники и технологии;
- сокращение норм расходов ресурсов всех видов за счет внедрения прогрессивных технологий;
- сокращение трудоемкости производства;
- обеспечение деятельности нематериальными активами (лицензиями, патентами);
- разработка пакета бизнес-планов с учетом рисков;
- проведение экспертизы платежеспособности заказчиков;
- формирование корпоративной культуры предприятия;
- налаживание управленческого и финансового учета.
Как отмечалось ранее, кризисный статус любого хозяйству-ющего субъекта определяется уровнем его платежеспособности. В свою очередь платежеспособность зависит от следующих факторов:
- баланса интересов, полномочий и ответственности лиц, заинтересованных в деятельности предприятия;
- уровня качества и цен товаров и услуг, поставляемых на рынок;
- интенсивности и регулярности мероприятий, обеспечивающих своевременные продажи товаров и услуг;
- прибыльности предпринимательской деятельности, которую осуществляет данный хозяйствующий субъект в текущих спросовых и ресурсных ограничениях;
- длительности эксплуатации и степени износа основных средств;
- рациональности распределения средств финансового потока;
- количества владельцев акции (долей) уставного капитала, принадлежащих как работникам данного хозяйствующего субъекта, так и сторонним лицам, а также от должностного статуса работающих в кампании акционеров.
В условиях определенной неразвитости рыночных механизмов хозяйствования формирование кризисной ситуации на предприятии в значительной степени может определяться экзогенными элементами активации кризиса. На снижение влияния указанных элементов направлены соответствующие меры государственного антикризисного регулирования. Антикризисное регулирование проводится государством на макроуровне и направлено на предотвращение банкротства предприятия вследствие возникновения его систематической неплатежеспособности.
Антикризисное регулирование содержит меры организаци-онно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликви-дацию в случае неэффективности его дальнейшего функциони-рования.
Основными направлениями государственного антикризисного
регулирования являются:
- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
- принятие мер по преодолению кризиса неплатежей;
- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;
- создание института арбитражных управляющих;
- формирование организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства;
- осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных экономически или социальнозначимых предприятий, включая оказание государственной поддержки и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий.
Список экономически или социально значимых предприятий формируется ежегодно и включает в себя, прежде всего, организации:
- входящие в число 200 крупнейших компаний России по ры-ночной стоимости (капитализации);
- имеющие фактическую численность работников, превыша-ющую 5 тыс. человек, но не менее десяти крупнейших (по численности работников) промышленных организаций, действующих на территории каждого субъекта РФ;
- у которых среднемесячная выручка за последний отчетный
период превышает 100 млн. руб.;
- признаваемые субъектом естественной монополии.
Остановимся на содержании работ, осуществляемых в рамках обозначенных направлений.
Законодательство о несостоятельности (банкротстве)объеди-
няет весь опыт отношений между субъектами гражданского права по вопросам урегулирования долга, является важнейшей составной частью всего законодательства о предпринимательстве, предопределяет эффективность делового оборота, представляет собой сбалансированный механизм удовлетворения интересов кредиторов и сохранения действующего предприятия.
Действующее российское законодательство о несостоятель-ности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, которые можно разделить на три группы:
- нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности: об очередности удовлетворения требований кредиторов, за доведение должника до банкротства и др.;
- нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).
Законодательство в области несостоятельности развивается по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.
К числу общих законов, прежде всего, следует отнести Гражданский кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, введенный в действие с 1 сентября 2002 г. В соответствии со ст.33 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным этим кодексом, с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве. Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено Законом о банкротстве, применяются положения АПК РФ.
Специфика правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, находит свое отражение в Законе о банкротстве, в Законе о банкротстве кредитных организаций и в Законе об особенностях банкротства субъектов естественных монополий.
Центральное место в системе правового регулирования несо-
стоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. Задачами этого закона являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой, предоставление добросовестным предпринимателям возможности улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее динамично развивающихся и дискуссионных областей права. В частности, действующая в настоящее время редакция закона о несостоятельности является уже третьей (первые две редакции приняты в 1992г. и 1998г.).
Государственное антикризисное регулирование осуществляется соответствующими органами власти и управления в пределах их компетенции. В частности, Правительство РФ определяет:
- порядок подачи заявлений уполномоченными органами;
- порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства;
- определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций;
- осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.
- Правительство РФ утверждает следующие правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации:
- общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов;
- правила проведения финансового анализа;
- правила проверки наличия признаков фиктивного и предна-
меренного банкротства;
- правила проведения и сдачи теоретического экзамена;
- правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
- правила проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих.
Правительство РФ также определяет порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротства.
Федеральные органы исполнительной власти, задействованные в процессе государственного антикризисного регулирования, подразделяются на уполномоченные и регулирующие.
Уполномоченные органы представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам.
Регулирующие органы:
- осуществляют контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
- проводят проверки деятельности саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством РФ;
- обращаются в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
- обращаются в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;
- оказывают поддержку саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;
- участвуют в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена;
- утверждают единую программу подготовки арбитражных управляющих;
- ведут единый государственный реестр саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных
управляющих и т.д.
На регулирующий орган, осуществляющий указанные полномочия, не могут быть возложены функции уполномоченного органа, представляющего законные интересы государства как кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, и (или) собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.