Тема 2. Управления предприятием в условиях априорной нестабильности

Управленческие процедуры в условиях априорной угрозы экономической безопасности ориентированы на предвидение и профилактику кризисных ситуаций на предприятии. Они реа-лизуются с момента создания предприятия и включают в себя прежде всего определение элементов и сфер активации кризиса. Как отмечалось выше, в основе кризиса предприятия лежат его противоречия с внешней средой. Обострение этих противоречий может быть вызвано как внешней средой, так и самим пред-приятием. Поэтому по отношению к предприятию всю совокуп-ность элементов активации угроз экономической безопасности можно разделить на экзогенную и эндогенную составляющие. Экзогенные элементы активации объединяют в себе основные потенциальные источники угроз экономической безопасности, находящиеся во внешней по отношению к предприятию среде. Эндогенные элементы представлены основными факторами внутренней среды самого предприятия. Состав основных элементов активации кризиса предприятия представлен на рисунке 3. Представленная номенклатура элементов и сфер активации кризиса, безусловно, носит своего рода «рамочный» характер и уточняется применительно к различным отраслям и направлениям специализации хозяйствующего субъекта. В рамках каждой из сфер активации можно определить характерные отклонения, выступающие в качестве потенциальных источников кризиса.

Следующей составляющей антикризисных процедур на стадии потенциального кризиса является определение механизма активации кризиса по линии отклонения в сфере активации (источники активации) - отклонения объемных показателей деятельности предприятия - отклонения показателей эффективности деятельности предприятия - неплатежеспособность предприятия. При этом речь идет, в первую очередь, об отклонениях, амплитуда которых существенно превышает среднюю величину и имеет тенденцию к нарастанию.

Безусловно, механизм активации имеет свои особенности

применительно к каждому из элементов и сфер.


  Органы власти     Конкуренты   Поставщики   Потребители   Случайные явления
  ЭЛЕМЕНТЫ ЭКЗОГЕННОЙ АКТИВАЦИИ КРИЗИСА  
КРИЗИС ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
  ЭЛЕМЕНТЫ ЭНДОГЕННОЙ АКТИВАЦИИ КРИЗИСА  
    Техниче-ские ресурсы     Технологи- ческие ресурсы     Кадровые ресурсы     Простран-ственные ресурсы     Организаци-онная структура     Информаци-онные ресурсы   Финансо-вые ресурсы     Стиль работы


Рис.3 - Элементы активации угроз экономической безопасности предприятия

Безусловно, механизм активации имеет свои особенности применительно к каждому из вышепредставленных элементов и сфер.

Данная исходная позиция учитывается при разработке заключительных антикризисных процедур на стадии потенциального кризиса, состоящих в формировании различных сценариев активации кризиса и моделировании поведения предприятия в рамках каждого из возможных сценариев.

В рамках моделирования следует исходить из минимизации риска такого развития конфликта с внешней средой, который поставит под угрозу само существование предприятия. Слово «риск» пришло из французского языка и означает опасность потерь, опасность действий наудачу. Риск является объективным явлением, природа которого определена неоднозначностью событий будущего. Эти события несут реальную угрозу потери предприятием части своих доходов в результате осуществления предпринимательской деятельности. В зависимости от глубины этих потерь различают следующие виды рисков:

- вызывающие упущенную выгоду;

- вызывающие ущерб;

- вызывающие потери;

- вызывающие банкротство.

Риск банкротства является наиболее тяжелым и представ­ляет собой опасность полной потери предпринима­телем собственного капитала и неспособности его рассчи­тываться по взятым на себя обязательствам. Традиционными методами снижения риска являются:

- избежание – простое уклонение от деятельности или обстоятельств, содержащих риск;

- передача – перевод ответственности за риск другой стороне, главным образом страховой компании;

- сокращение – проведение собственных специальных мер по ограничению размера риска, создание специальных систем предотвращения ущерба (системы контроля, безопасности, технические средства охраны, пожаротушения);

- удержание – сохранение ответственности за риск, готовность и способность покрыть все возможные убытки за счет собственных средств.

Для снижения степени риска применяются различные способы защиты:

- страхование (самострахование);

- хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятность в будущем изменения курсов (цен), встречных тем, которые несут риск;

- распределение рисков между участниками сделок;

- гарантии;

- лимитирование (установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.);

- формирование резервных фондов;

- залог.

При моделировании антикризисной стратегии предприятия следует помнить о необходимости соблюдения таких правил принятия управленческого решения в условиях риска, как:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить соб-ственный капитал;

- всегда надо думать о последствиях риска;

- положительное решение принимается лишь при от­сутствии сомнения;

- нельзя рисковать многим ради малого;

- при наличии сомнения принимаются отрицатель­ные решения;

- нельзя думать, что всегда существует только одно решение, возможно, есть и другие варианты.

При моделировании антикризисного поведения предприятия следует исходить из возможности применения как защитной, так и наступательной тактики.

Защитная антикризисная тактика предприятия ограничивается применением опе­ративных процедур, направленных:

- на оптимизацию объема производства путем определе­ния порога его рентабельности, снятие с производства убыточной продукции, установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластич­ности спроса, достижение безубыточности основного производства;

- на сокращение затрат на производство и сбыт продук­ции (в том числе на содержание имущественного ком­плекса, энергозатрат, накладных расходов, затрат на ре­монтные и профилактические работы); ужесточение контроля затрат, выявление и использование внутри­производственных резервов; оптимизация норм расхода ресурсов и контроль за их соблюдением, со­вершенство-вание учетной и налоговой политики; прове­дение анализа по причинам и центрам ответственности;

- решение узловых проблем; оптимизацию используе­мых ресурсов; выявление и использование внутренних ре­зервов роста объема производства;

- сокращение численности работников аппарата уп­равления, кадровые перестановки; централизацию кон­трольно-плановых функций и создание центров финан­совой ответственности; высвобождение излишнего пер­сонала и обеспечение социальных льгот для него; рест­руктуризацию;

- совершенствование организации труда; повышение его культуры; укрепление дисциплины труда в производ­стве и управлении;

- оптимизацию управления товарно-денежными по­токами;

- укрепление наработанных хозяйственных связей;

- изменение политики расчетов, включая уточнение дебитор­ской задолженности и ее истребование, реструктуриза­цию задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, списание безнадежных долгов; улаживание дел с креди­торами и заключение с ними мирового соглашения пу­тем подписания договора об отступном с предоставлени­ем кредиторам в виде отступного акций предприятия, созданного на базе имущества должника; реструктуриза­цию и погашение просроченной задолженности;

- улучшение структуры активов предприятия путем передачи объектов в залог, продажи или сдачи в аренду имущества бесперспективных про­изводств, объектов незавершенного строительства; реа­лизацию долгосрочных финансовых вложений, дочерних и зависимых фирм, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; освобождение от бремени со­держания социальной сферы и передача ее в собствен­ность местных органов управления, формирование на их основе самостоятельных дочерних предприятий (напри­мер, кондоминимумов);

- повышение оборачиваемости оборотных средств;

- франчайзинг, лизинг.

Наступательная антикризисная тактика озна­чает проведение мероприятий реформаторского характе­ра, направленных на приток инвестиций извне либо на обеспечение условий для прироста выручки от реализации продукции, привлечения венчурного капитала, кредитов, средств за счет повышения эффективности использова­ния имущества, ис­требования государственной поддержки, налоговых льгот, участия в конкурсах инвестиционных проек­тов.

Корректируются философия и принципы функцио­нирования предприятия, т.е. меняется его стратегия. Это находит отражение в новой концепции финансо­вого, производственного, кадрового оздоровления, в со­ответствии с которой разрабатываются финансовая, мар­кетинговая, инвестиционная программы по улучшению финансового благополучия предприятия. Принимаются нестандартные управленческие решения, рас­считанные на длительную перспективу:

- пополнение оборотных средств за счет увеличения уставного капитала путем привлечения соучредителей (дополнительных взносов в уставный капитал) либо в результате дополнительной эмиссии акций и облигаций;

- изменение организационной структуры предпри­ятия, подготовка нового командного состава предпри­ятия, переподготовка кадров и их психологическая пере­ориентация, налаживание в короткие сроки деятельно­сти тех служб, которые обеспечат предприятию развитие его конкурентных преимуществ, радикальное изменение форм и методов управления;

- укрепление имиджа предприятия в деловом мире;

- поиск оптимальной модели развития, выявление по­тенци-альных партнеров;

- создание комплекса взаимно интегрированных бизнесов;

- реанимация, реабилитация и перепрофилирование существующих видов производств, изменение видов дея­тельности;

- участие в финансово-промышленных группах;

- искоренение первопричин, порождающих нестабиль­ность функционирования предприятия;

- проведение активного маркетинга, формирование банка данных о рыночной конъюнктуре, изучение и за­воевание новых рынков сбыта, формирование собствен­ной сбытовой базы;

- проведение политики более высоких цен;

- обновление ассортимента, максимальное повыше­ние объемов производства перспективных видов продук­ции и обеспечение их заказами;

- повышение инвестирования собственного произ­водства;

- обновление основных фондов, внедрение прогрес­сивных техники и технологии;

- сокращение норм расходов ресурсов всех видов за счет внедрения прогрессивных технологий;

- сокращение трудоемкости производства;

- обеспечение деятельности нематериальными акти­вами (лицензиями, патентами);

- разработка пакета бизнес-планов с учетом рисков;

- проведение экспертизы платежеспособности заказ­чиков;

- формирование корпоративной культуры предпри­ятия;

- налаживание управленческого и финансового учета.

Как отмечалось ранее, кризисный статус любого хозяйству-ющего субъекта определяется уровнем его платежеспособности. В свою очередь платежеспособность зависит от следующих факторов:

- баланса интересов, полномочий и ответственности лиц, заинте­ресованных в деятельности предприятия;

- уровня качества и цен товаров и услуг, поставляемых на рынок;

- интенсивности и регулярности мероприятий, обеспечивающих своевременные продажи товаров и услуг;

- прибыльности предпринимательской деятельности, которую осуще­ствляет данный хозяйствующий субъект в текущих спросовых и ре­сурсных ограничениях;

- длительности эксплуатации и степени износа основных средств;

- рациональности распределения средств финансового потока;

- ко­личества владельцев акции (долей) уставного капитала, принадлежа­щих как работникам данного хозяйствующего субъекта, так и сторонним лицам, а также от должностного статуса работающих в кампании акционеров.

В условиях определенной неразвитости рыночных механизмов хозяйствования формирование кризисной ситуации на предприятии в значительной степени может определяться экзогенными элементами активации кризиса. На снижение влияния указанных элементов направлены соответствующие меры государственного антикризисного регулирования. Антикризисное регулирование проводится государством на макроуровне и направлено на предотвращение банкротства предприятия вследствие возникновения его систематической неплатежеспособности.

Антикризисное регулирование содержит меры организаци-онно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликви-дацию в случае неэффективности его дальнейшего функциони-рования.

Основными направлениями государственного антикризисного

регулирования являются:

- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- принятие мер по преодолению кризиса неплатежей;

- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

- создание института арбитражных управляющих;

- формирование организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства;

- осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных экономически или социальнозначимых предприятий, включая оказание государственной поддержки и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий.

Список экономически или социально значимых предприятий формируется ежегодно и включает в себя, прежде всего, организации:

- входящие в число 200 крупнейших компаний России по ры-ночной стоимости (капитализации);

- имеющие фактическую численность работников, превыша-ющую 5 тыс. человек, но не менее десяти крупней­ших (по численности работников) промышленных организаций, действующих на территории каждого субъекта РФ;

- у которых среднемесячная выручка за последний отчетный
период превышает 100 млн. руб.;

- признаваемые субъектом естественной монополии.

Остановимся на содержании работ, осуществляемых в рамках обозначенных направлений.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве)объеди-­

няет весь опыт отношений между субъектами гражданского права по вопросам урегулирования долга, является важнейшей составной частью всего законодательства о предпринимательстве, предопределяет эффективность делового оборота, представляет собой сбалансированный механизм удовлетворения интересов кредиторов и сохранения действую­щего предприятия.

Действующее российское законодательство о несостоятель-ности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, которые можно разделить на три группы:

- нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

- нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности: об очередности удовлетворения требований кредиторов, за доведение должника до банкротства и др.;

- нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Законодательство в области несостоятельности развивается по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу общих законов, прежде всего, следует отнести Гражданский кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, введенный в действие с 1 сентября 2002 г. В соответствии со ст.33 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным этим кодексом, с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве. Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено Законом о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специфика правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, находит свое отражение в Законе о банкротстве, в Законе о банкротстве кредитных организаций и в Законе об особенностях банкротства субъектов естественных монополий.

Центральное место в системе правового регулирования несо-

стоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. Задачами этого закона являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой, предоставление добросовестным предпринимателям возможности улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее динамично развивающихся и дискуссионных областей права. В частности, действующая в настоящее время редакция закона о несостоятельности является уже третьей (первые две редакции приняты в 1992г. и 1998г.).

Государственное антикризисное регулирование осуществляется соответствующими органами власти и управления в пределах их компетенции. В частности, Правительство РФ определяет:

- порядок подачи заявлений уполномоченными органами;

- порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства;

- определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций;

- осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.

- Правительство РФ утверждает следующие правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации:

- общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов;

- правила проведения финансового анализа;

- правила проверки наличия признаков фиктивного и предна-

меренного банкротства;

- правила проведения и сдачи теоретического экзамена;

- правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;

- правила проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих.

Правительство РФ также определяет порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротства.

Федеральные органы исполнительной власти, задействованные в процессе государственного антикризисного регулирования, подразделяются на уполномоченные и регулирующие.

Уполномоченные органы представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам.

Регулирующие органы:

- осуществляют контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

- проводят проверки деятельности саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством РФ;

- обращаются в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

- обращаются в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;

- оказывают поддержку саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;

- участвуют в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена;

- утверждают единую программу подготовки арбитражных управляющих;

- ведут единый государственный реестр саморегулируемых

организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных

управляющих и т.д.

На регулирующий орган, осуществляющий указанные полномочия, не могут быть возложены функции уполномоченного органа, представляющего законные интересы государства как кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, и (или) собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Наши рекомендации