Управление в условиях нестабильности предприятия
УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Конспект лекций по дисциплине
для студентов всех форм обучения
Тематический план дисциплины
№ раздела | Наименование раздела дисциплины |
Учет угроз нестабильности в управлении предприятием | |
Управления предприятием в условиях априорной нестабильности | |
Управления предприятием в условиях латентной нестабильности | |
Управления предприятием в условиях реальной нестабильности | |
Управления предприятием в условиях легальной нестабильности | |
Управления предприятием в условиях катастрофической нестабильности | |
Особенности управления отдельными категориями нестабильных предприятий |
Тема 7. Особенности управления отдельными категориями нестабильных предприятий
Осуществляемые в рамках рассмотрения дела о несостоятельности антикризисные процедуры имеют некоторые особенности применительно к таким категориям хозяйствующих субъектов, как градообразующие, сельскохозяйственные, финансо-вые, стратегические предприятия и организации, а также субъекты естественных монополий. Данные особенности касаются как участников, так и содержания антикризисных процедур.
Градообразующие организации
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек. В силу особо значимых социальных последствий банкротства таких организаций предусматриваются дополнительные возможности для восстановления их платежеспособности. Указанные возможности касаются следующих позиций:
Финансовые организации
К этой разновидности организаций относятся кредитные и страховые организации, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Признаком наступления острого преодолимого кризиса кредитной организации является отклонение показателей ее деятельности от установленных Банком России нормативов. В зависимости от величины данного негативного отклонения под жестким контролем Банка России применяются три основных формы предотвращения банкротства: финансовое оздоровление, реорганизация, назначение временной администрации.
Финансовое оздоровление кредитной организации произво-дится по следующим направлениям:
- изменение организационной структуры;
- оказание финансовой помощи учредителями (участниками) и иными лицами;
- изменение структуры активов и пассивов.
Изменение организационной структуры кредитной организа-
ции предусматривает изменение состава подразделений, численности и состава сотрудников, сокращение и (или) ликвидацию обособленных и иных структурных подразделений.
Более жесткими формами предотвращения банкротства кре-дитной организации являются ее реорганизация или назначение временной администрации. Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме ее слияния или присоединения.
Временная администрация кредитной организации назнача- ется Банком России на срок не более шести месяцев. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. В состав администрации могут включаться служащие государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
В случае, если названные выше антикризисные процедуры не принесли желаемого результата и не обеспечили стабильной платежеспособности кредитной организации, она переходит в стадию острого непреодолимого кризиса. При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации в арбитражном процессе по делу о банкротстве, участвует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за страховой деятельностью. Именно этот орган наряду с самой страховой организацией и ее кредиторами вправе подать заявление о признании страховой организации банкротом.
При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования. В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.
При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.
Данные органы, а также клиенты профессионального участника, должны быть в обязательном порядке уведомлены о введении в отношении него процедур банкротства. Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг. С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам. Арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника может (в ходе внешнего управления) или обязан (в ходе конкурсного производства) передать эти ценные бумаги другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50 % общей суммы выручки. В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ, с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности .
Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ, с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные законом более чем на три месяца.
В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
При продаже имущества и имущественных прав должника- сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Под стратегическими предприятиями и организациями пони-маются:
- федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
- организации оборонно-промышленного комплекса – произ-водственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Одним из основных субъектов антикризисного управления стратегическими предприятиями и организациями является Правительство РФ, которое:
- организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий, организаций и их платежеспособности;
- проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;
- осуществляет погашение, образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа, задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями;
- обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
- содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;
- проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций.
Внешним признаком несостоятельности стратегических предприятий (организаций) считается неспособность их в течение шести месяцев удовлетворить требования кредиторов, составляющие в совокупности не менее, чем пятьсот тысяч рублей.
Правительство РФ устанавливает дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, участвующего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Указанные требования касаются таких позиций:
- наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;
- участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
- наличие высшего юридического, или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.
В числе лиц, участвующих в деле о банкротстве стратегических предприятий (организаций), выступает федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляют деятельность данные хозяйствующие субъекты. По ходатайству указанных органов может быть введена процедура финансового оздоровления стратегических предприятий (организаций). В данные органы направляется план внешнего управления до его рассмотрения собранием кредиторов.
План внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные:
- с продажей предприятия;
- отчуждением или обременением недвижимого имущества;
- распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника;
- получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручи-
тельств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника;
- отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных
товариществ и обществ;
- заключением договоров простого товарищества.
Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения
договоров должника, а также отчуждать его имущество, если они связаны с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности.
Неотъемлемыми условиями конкурсной продажи стратегиче-ского предприятия (организации) являются обязательства покупа-теля:
- обеспечивать сохранение целевого назначения имущественного комплекса должника;
- выполнять договоры должника, связанные с выполнением
работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.
При продаже стратегического предприятия (организации) РФ имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.
Под субъектом естественной монополии понимается органи-зация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Внешние признаки несостоятельности субъектов естественных монополий аналогичны таким же признакам для стратегических предприятий и организаций.
В деле о банкротстве субъекта естественной монополии уча-ствует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в
отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
В случае, если субъектом естественной монополии (до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом) подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.
Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника-субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
Внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров должника перед потребителями и отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии.
Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.
Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются:
- согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров по профилю естественной монополии;
- принятие покупателем на себя обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (если деятельность должника подлежит лицензированию).
При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, РФ (субъекты РФ и муниципальные образования) в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества.
УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Конспект лекций по дисциплине
для студентов всех форм обучения
Тематический план дисциплины
№ раздела | Наименование раздела дисциплины |
Учет угроз нестабильности в управлении предприятием | |
Управления предприятием в условиях априорной нестабильности | |
Управления предприятием в условиях латентной нестабильности | |
Управления предприятием в условиях реальной нестабильности | |
Управления предприятием в условиях легальной нестабильности | |
Управления предприятием в условиях катастрофической нестабильности | |
Особенности управления отдельными категориями нестабильных предприятий |