Перспективы российско-германского сотрудничества в условиях мировой экономической нестабильности.аафу31к

Перед тем как обозначить перспективы российской-германского сотрудничества, необходимо более подробно проанализировать экономику Германии и России.

Германии является ведущей экономикой среди стран Европейского Союза. Основными положительными чертами германской экономики являются:

• защита свободного рынка, базирующего на частной собственности, свободном ценообразовании и создании;

• Значительная роль банков в функционировании экономики страны. Так, в современной Германии банки являются крупными акционерами промышленных компаний. Германия банковская система

• высокая степень индустриализации экономики и ее экспортная ориентированность. В Германии очень развита промышленность, особенно наиболее передовые и высокотехнологичные отрасли. Около 45% экспортируемой продукции приходится на машиностроение и оборудование. Благодаря знаменитым маркам, автомобилей, Германия занимает престижную нишу в международном рынке.

В Германии достаточно высокий уровень заработной платы и социальных пособий. Этоfможет вызывать как положительный характер на экономику страны, так и отрицательный. Из-за незначительной разности между заработной платой и социальными пособиями по безработице (заработная плата выше пособий) возникает явление социального иждивенчества.

Следует отметить, что для Германии характерен достаточно высокий показатель долговременной безработицы – в среднем 8,5 – 9% от экономической активного населения . Этот факт может стать угрозой для экономики страны.

Еще одной чертой и одновременно проблемой германской экономики является неравномерное территориальное экономическое развитие и в чaстности,aзадача интеграции и модернизации экономики восточных земель Германии (территория бывшей ГДР), вошедших в состав страны в 1990 году. На цели адаптации восточных земель к новому хозяйственному конкретному Германию за последние 20 лет направила около 2 трлн. долл. США. Следует отметить, что трансформация экономической структуры в этом регионе сопровождалась возникновением высокой безработицы. Подвести итог вышесказанного можно в виде SWOT – анализа.

Таблица 21.

SWOT-анализ Германии в системе МЭО.

Сильные стороны Старые стороны
  1) высокие стандарты труда 2) сильная позиция в Европе 3) участник Европейского Союза 4) высокая заработная плата       1) затяжной характер безработицы 2) низкая рождаемость 3) заниженная оценка затрат на модернизацию Восточной Германии  
Возможности Угрозы
  1) военная сила 2) высокая степень индустриализации экономики 3) значительная роль банков 4) защита свободного рынка       1) высокие социальные пособия 2) достаточно выраженное прямое вмешательство государства в хозяйственную деятельность


Отмеченные проблемы, вытекающие из социальной составляющей германской экономики, вытекающие из социальной составляющей германской экономики, cпособствуют снижению показателей экономическое роста и эффективности функционирования экономики страны, а также ее международной конкурентоспобости в целом.

В перспективе развития российско-германских отношений ожидается, что прирост импорта будет происходить примерно такими же темпами, что и экспорта. Следует ожидать усиления структурных изменений в германском импортном спросе. Сохраниться тенденция преобладания удельного веса готовых товаров, особенно высокотехнологичных, и снижения доли сырьевых товаров. Тенденция сокращения расхода сырьевых товаров на единицу произведенного ВВП сохранится, а возможно даже увеличиться.

Для российского товарного экспорта в Германию будет характерно следующие: энергоносители останутся абсолютно преобладающими в российской товарном экспорте в Германию. Импортная зависимость в энергоснабжении Германии к 2020 г. достигнет 75%, что существенно выше прогнозируемой Комиссией ЕС зависимости Евросоюза в целом (60%). К 2010 по важнейшим энергоносителям, нефти и природному газу, она достигнет соответственно 99% и 90%; стоимостные показатели роста российского экспорта энергоносителей в Германию будут меньшими, чем рост его физического объема; Россия будет занимать устойчивое положение на германском рынке целого ряда химических товаров, минеральных удобрений, продукции лесопромышленного комплекса; ожидается увеличение российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств в Германию, но его масштабы останутся очень незначительными; возможен рост экспорта российских услуг в Германию, прежде всего в следующих областях: информационно-коммуникационные услуги; банковские и страховые услуги; «рыночные услуги» (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент; авиакосмос (предоставление услуг по выводу в космос спутников связи).

Таким образом, важнейшей стратегической задачей внешнеэкономического комплекса России на долгосрочную перспективу является изменение структуры экспорта из страны, постепенный отход от его сырьевой ориентации, повышение в нем доли товаров с высокой добавленной стоимостью, прежде всего машино-технических и наукоемких.

Повышение эффективности товарного экспорта России возможно путем: увеличения доли продукции с более высокой степенью переработки; повышения качества и технического уровня российских готовых изделий, приведения их в соответствие с мировыми стандартами и требованиями германского рынка, сертификации российских предприятий по международным стандартам; патентования наиболее прогрессивных научно-технических достижений, капитализации отечественной интеллектуальной собственности; более эффективного использования инфраструктуры поставок российских нефти и газа на германский рынок; выход на германский рынок с принципиально новыми товарами, в т.ч. на базе ИКТ; повышение условий кредитования и страхования экспорта готовой продукции.

На основе взаимных экономических интересов и заявленной политической воли государств, основные цели стратегического российско- германского торгово-экономического сотрудничества на средне- и долгосрочный период, следует направить на устранение существующих препятствий на пути двух стран, а именнно:

• существенно более полную реализацию имеющегося потенциала экономического сотрудничества и повышения его эффективности: обеспечение более динамичного, масштабного и устойчивого развития взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества; выход на общепринятые в мировой практике рамочные условия сотрудничества;

• гораздо более широкомасштабное привлечение производственного, технологического и инвестиционного потенциала Германии для реконструкции и модернизации российской экономики, повышения конкурентоспособности российских готовых изделий на мировых рынках, обеспечения экономически оптимального включения России в систему мировых рыночных хозяйственных связей;

• переход от преимущественно простых экспортно-импортных операций к действительно стратегическому взаимодействию сторон, с использованием новых, перспективных форм экономического сотрудничества (производственная кооперация, совместные крупные инвестиционные проекты, региональное сотрудничество, кооперирование на уровне малого и среднего предпринимательства и т.д.);

• развитие и совершенствование договорно-правовой, инфраструктурной и организационной баз сотрудничества.

Как отмечалось ранее, сотрудничество между ФРГ и РФ, осуществляется также в контексте углубления Европейской интеграции. В связи с этим представляет интерес рассмотреть концепцию Общего Экономического пространства (ОЭП), основу экономической интеграции ЕС и РФ. Принятие четырех «дорожных карт» на московском саммите в 2005 г., заложило основу создания общего экономического пространства. По сути ОЭП новый подход к региональной интеграции, сочетающий как горизонтальные, так и вертикальные цели. Планируется, что деятельность ОЭП будет направлено на решение вопросов торговли товарами, созданием и функционированием компаний, движения людей, связанное с их экономической деятельностью, в том числе рассматриваются проблемы стандартизации, технические норма, таможенные правила. Т.е. по сути ОЭС представляет собой горизонтальную основу четырех свобод с выделением отдельных приоритетных секторов.

Так, в связи с реализацией Концепции ОЭП, представляется возможным выделить конкретные и наиболее приоритетные направления развития:

1. конвергенция законодательства в различных секторах;

2. общее укрепление внешнеэкономического потенциала в сфере услуг;

3. совместное регулирование государственных закупок;

4. создание единого правового рынка интеллектуальной собственности;

5. государственное стимулирование экспорта услуг, в первую очередь наукоемких

6. содействие торговле и упрощению таможенного контроля;

7. создание единой телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры;

8. формирование единого информационного общества;

9. углубление сотрудничества по космосу, окружающей среде и энергетике;

10. преодоление определенного застоя этого сотрудничества на региональном уровне, обозначившегося в последние годы.

Следует особо отметить, что вопрос о свободной торговле не упоминается в «дорожной карте», степень желаемой интеграции пока не обозначена не ясно, список приоритетных секторов неокончателен. Подразумевается, что в будущем ОЭС станет именно зоной свободной торговли, в частности приоритет отдается энергетике, транспорту, экологии, науке, образованию и телекоммуникациям.

Специалисты Федерального министерства образования и исследований Германии (ФМОиИ) признают взаимовыгодных характер и наличие значительного потенциала дальнейшего расширения научно-технического сотрудничества с Россией. При этом в ФРГ исходят из того, что для российских научных организаций кооперация с зарубежными партнерами является одним из способов выживания, а научно-техническое сотрудничество с Западом на государственном уровне важно для России для укрепления рыночных условий функционирования отечественной науки.

В апреле 2005 г. было подписано совместное российско-германское правительственное заявление о стратегическом партнерстве между Россией и ФРГ в области образования, научных исследований и инноваций.

В течение последних пяти лет ФМОиИ было выделено 60 млн. евро на развитие двустороннего сотрудничества в сфере науки и образования. Также германская сторона ежегодно выделяет 17 млн. евро на реализацию программ академического обмена. Кроме того, существует около 550 проектов сотрудничества между высшими учебными заведениями России и ФРГ. Ежегодно от каждой страны около 6300 ученых, исследователей и студентов работают и учатся в научных и исследовательских учреждениях страны - партнера.

По оценке ФМОиИ, наиболее актуальными и перспективными направлениями сотрудничества между учеными и исследователями России и ФРГ являются:

Реализуемая с сентября 2003 г. в России программа присоединения к «болонскому процессу» с целью введения в Европе единых образовательных стандартов. ФМОиИ осуществляет в этой связи поддержку программ обмена опытом между учреждениями высшего образования, научными и исследовательскими организациями.

Физические и химические технологии. Особое значение имеет сотрудничество в области оптических технологий, в первую очередь, лазерной техники. 12 сентября 2005 г. в Москве открыт Российско-германский исследовательско-консультационный центр лазерной техники. ФМО и И выделило на его создание 1,16 млн. евро, еще 400 тыс. евро поступило от германской промышленности. Расходы российской стороны составили 540 тыс. евро.

Фундаментальные физические исследования. Ряд проектов с участием российских ученых реализуется на базе исследовательских центров в Гамбурге (DESY), Дармштадте (GSI) и Берлине (BESSY). Работы ведутся, в основном, на германском оборудовании в сферах исследования элементарных частиц, жесткого рентгеновского излучения и т.д.

Морские и полярные исследования. С 2002 года в объединении северогерманских университетов и Санкт-Петербургском университете существует совместный образовательный курс «Кооперационный учебный курс по прикладным морским и полярным исследованиям». При участии российско- германской Лаборатории морских и полярных исследований им. О.Шмидта (г. Санкт-Петербург) проводятся совместные научные экспедиции.

Исследования и защита окружающей среды. На базе соглашения об исследовании водных ресурсов и развитии экологических технологий в течение нескольких лет ведется интенсивный обмен опытом в области исследования процессов загрязнения водных бассейнов и внедрения единых стандартов контроля и предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде. Примером сотрудничества в данной области является совместный российско- германский проект по контролю и использованию водных ресурсов на Волге и Рейне.

Исследования космоса. В связи с вышеизложенным в качестве приоритетного направления российско-германского сотрудничества можно выделить авиационно-космическую промышленность. В настоящее время реализуется более 20 совместных проектов, которые находятся в процессе реализации или в стадии разработки. Особо можно выделить:

Реализацию совместного проекта по созданию информационной спутниковой системы управления и контроля на российских железных дорогах;

Проведение медицинских исследований на борту международной космической станции (фирма «Kaiser Trade», Мюнхен); Реализация малых ракетоносителей российского производства (предприятие «Еврокот», Бремен);

адаптация полезной нагрузки российских ракет «Космос», «Днепр», и «Рокот», а также участие в научно-исследовательских экспериментах, в рамках проекта «Рубин-Х» (фирма «ОНВ Systems», г. Бремен); выведение на орбиту с помощью российского ракетоносителя «Космос ЗМ» спутников немецкой стратегической разведывательной системы SAR-Lupe (фирма «ОНВ Systems», г. Бремен);

использование российского «ноу-хау» в проекте по созданию многоразовой ракеты носителя «RLV», совместная разработка и создание ракетных двигателей нового поколения, исследование технологий возврата космического корабля на землю «IRDT»;

сотрудничество с российскими партнерами по программе межпланетных полетов «Express Astrium АМ-33\34» (фирма «EADS Astrium», г. Фридрихсхафен);

установка германского двигателя BR-715 на самолеты «Бе-200» и «Ту- 334» для их сертификации и продажи на мировом рынке (фирма «Rolls­Royce Deutschland»)

совместная с НПО «ИРКУТ» реализация на мировом рынке российского самолета амфибии «Бе-200»;

совместная разработка с АХК «Сухой» системы управления и жизнеобеспечения для российских пассажирских авиалайнеров; реализация совместного с МВЗ им. M.JI. Миля и Казанским вертолетным заводом проекта по созданию вертолета «МИ-38» (компания «Eurocopter»)

— проект SAliS по аренде самолетов АН-124-100 для стратегических авиаперевозок стран Евросоюза и НАТО.

Информация и документация. По инициативе ФМОиИ создано 8 российских информационно-технических центров. Эти учреждения предоставляют ученым со всего мира услуги в области патентной информации, математики и кристаллографии.

Информационные и коммуникационные технологии. В феврале 2005 г. подписано соглашение о сотрудничестве между ФРГ и РФ в области информационных и коммуникационных технологий. Основными направлениями сотрудничества являются: создание параллельных компьютеров и процессоров повышенной производительности; математическое моделирование; разработка программного обеспечения, программы в области виртуальной реальности; обработки информации по биологическим принципам; менеджмент научных знаний; исследования в области новых технологий связи и интернет- технологий.

В течение последних 10 лет реализовано около 50 совместных проектов, в первую очередь в секторах биосенсорики, нейробиологии и экологически чистых биотехнологий. Активно работает совместное «Российско-германское кооперационное объединение в области биотехнологий», содействующее повышению эффективности обмена опытом в данной области. Важное значение имеет российско-германское сотрудничество в рамках европейских проектов в сфере биотехнологий, например, участие России в координируемом ФРГ проекте ERA-NET в области системной биологии.

Инновационная политика. В феврале 2005 г. достигнута договоренность об активизации совместной работы между ответственными ведомствами России и ФРГ в области инновационной политики, в частности, в рамках европейского проекта TACIS по развитию стратегии трансферта технологий и использования единого «интеллектуального пространства».

Кроме того, в качестве приоритетных направлений развития следует особо отметить проект сотрудничества «РЖД» и «Дойче Бан», по ускорению транзита грузов между Европой и Дальним Востоком, пока еще находящийся в стадии переговоров проект концерна «Сименс» по строительству в России высокоскоростных поездов и создание соответствующей инфраструктуры и сервисной базы, а также программы реализуемые в рамках гуманитарного сотрудничества.

Таким образом, подводя итог данной главы, следует отметь, что евроинтеграция остается мощным геополитическим фактором, который необходимо учитывать при выстраивании нашей политики на европейском континенте и в международных делах в целом.

Приоритетным направлением остается запуск переговоров по разработке базового договора РФ-ЕС, который заложил бы новую правовую основу сотрудничества с ЕС взамен СПС, первоначальный десятилетний срок действия которого истекает 1 декабря 2007 г. Однако правовой вакуум нашим отношениям не угрожает, т.к. стороны могут проследить действующее СПС. В любом случае это, прежде всего, в интересах самого Евросоюза.

Нерешенным остается вопрос между ЕС и РФ о ратификации Договора к Энергетической Хартии и подписание Россией протокола по транзиту, который в нынешней редакции не отвечает нашим национальным интересам. Однако, с Российской стороны выражается готовность выработать единые правила энергетического сотрудничества на основе принципов, содержащихся в Энергохартии.

Следовательно, в рамках предстоящих переговоров по договору о стратегическом партнерстве, целесообразно сконцентрироваться на задачах комплексного и долгосрочного регулирования наших отношений, обеспечивая сочетание общих ценностей и взаимных интересов на равноправной и взаимовыгодной основе, в строительстве Европы без разделительных линий.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. ФРГ - постиндустриальная, высокоразвитая страна, с открытой экономикой интенсивного типа. Роль Германии как «локомотива» европейской интеграции обеспечивается не только и не столько политическими средствами, сколько ее экономической мощью. Не обладая большими запасами полезных ископаемых, страна сумела достичь экономических успехов за счет использования высокого качества человеческого капитала, достижений научно- технического прогресса и других факторов, что позволяет говорить об инновациях как ключевом факторе развития германской экономики.

На современном этапе она удерживает позиции одного из лидеров мировой экономики и ведущей державы Европейского Союза, занимая 2-е место в мире по объему экспорта и импорта, 3-е по размеру ВВП, одно из ведущих мест в рейтингах международной конкурентоспособности.

2. Вместе с тем, экономика Германия постепенно теряет свою динамичность, что обусловлено рядом причин: зрелостью экономической системы страны, спадом мировой деловой активности, ослаблением экспортных позиций, оттоком национального капитала, высоким уровнем зависимости от общемировой конъюнктуры, поскольку главная ставка в ее развитии делается на внешние факторы, т.е. экспорт, а не на самоподдерживающийся рост. Таким образом, ФРГ, можно отнести к категории «новых вымирающих экономик», отличительными признаками которой являются зрелость, неспособность гибко исправлять ошибки экономической политики и реагировать на вызовы времени с точки зрения обеспечения своевременной институционально- и организационно-правовой модернизации.

3. Необходимость и возможность решения накопившихся проблем в экономике ФРГ тем более важна, что в основе концепции ее экономического роста лежит модель социально-рыночного хозяйства, предполагающая органичное соединение конкуренции, частной инициативы с социальным прогрессом, обеспеченным высокой производительностью и активным участием государства в регулировании экономики. В классическом варианте такая модель экономики соответствует более раннему этапу развития хозяйства Германии, а по мере «созревания» она требует не только постоянного обновления, но и существенного реформирования. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германия хуже справляется со своей ролью локомотива развития ЕС и становится одной из самых дорогостоящих экономических систем в мире. Стремление изменить положение нашло отражение в Лиссабонской стратегии и Повестке дня - 2010, в соответствие с которыми проводится современная политика построения «нового социально-рыночного хозяйства».

4. Конкурентоспособность экономики ФРГ в системе современных мирохозяйственных связей складывается под влиянием: а) гипертрофированного характера государственной активности в экономической сфере; б) кризиса концепции социально-рыночного хозяйства; в) относительно высокими издержками на заработную плату в расчете на единицу продукции по сравнению с другими промышленно развитыми странами; г) поспешностью в реализации заявленного внешнеэкономического курса; д) трансфертностью экономики, обусловленной конвергенцией Восточной и Западной Германии.

5. Реальная социально-рыночная система и экономическая политика в Германии - это комплекс разнообразных элементов, как дополняющих, так и противоречащих друг другу. Налицо эрозия концепции социально-рыночного хозяйства, что в конечном итоге выражается в высоком уровне безработицы, неэффективной системе социального обеспечения, в потере динамики развития экономики, что в целом негативно воздействует на функционирование экономической системы страны. В результате созданная развивающаяся по собственным законом экономическая система испытывает постоянную нехватку финансовых средств, что сопровождается ростом налогового гнета на предпринимателей (с каждых 100 евро в среднем уплачивается около 80 евро в форме налогов и взносов) и падением деловой активности.

Парадокс состоит в том, что данная и другие проблемы трансформации экономики, имеющие структурный характер, порождены гипертрофированным участием государства в экономике, но не могут быть решены без его участия. При этом современная система управления германской экономики все более не соответствует потребностям самой экономики и требованиям мирового хозяйства. В результате, экономическая база ослабевает и стране становиться трудно противостоять внешним угрозам устойчивости экономической безопасности. Таким образом, эндогенные факторы роста ослабевают, в результате чего происходит падение конкурентоспособности отдельных отраслей хозяйства. При сохранении в неизменном виде гигантского «социального распределителя», в которое превратилось современное германское государство, никакой перспективной экономической политики проводить невозможно.

6. Современная экономика ФРГ характеризуется низким уровнем производительности труда (103% от общеевропейского): сокращение отработанных часов в неделю (41,6 часа в неделю) на фоне увеличения почасовой оплаты (27 евро в час) и дополнительных трудовых затрат (около 80% заработной платы), что придает ей статус страны с самыми высокими затратами на труд в мире.

7. Германия, будучи страной основательницей европейской интеграции, как ни какое другое государство зависит от общехозяйственной конъюнктуры ЕС и даже отдельных стран-членов. В-первую очередь, это связано с принятым регламентом формирования общеевропейских фондов и бюджета ЕС, который реально перераспределяет денежные ресурсы страны а пользу других государств. Поэтому перманентные расширения ЕС для Германии чреваты обострением ее внутренних проблем, в том числе и ростом конкуренции на рынке рабочей силы.

8. Объединение двух Германий продемонстрировало на практике насколько дорого обходится государству и его гражданам реализация политических интересов. На сегодняшний день восточные земли потребляют около 90 млрд. евро бюджетных средств ФРГ ежегодно. Превышению объемов конечного потребления над национальным производством товаров и услуг нет аналогов в мировой экономической истории, поскольку процесс конвергенции экономик двух Германий, с точки зрения выравнивания конкурентоспособности восточных и западных земель, не завершен. На современно этапе можно говорить о дивергенции в их экономическом развитии.

9. Объединение ФРГ и ГДР оказало существенное влияние на современное экономическое положение государства, особенно с точки зрения фискальной политики, что является одной из основных причин его слабого роста. Очевидно, что со временем проблема не утратит свою остроту и не исчезнет, поскольку финансовые вливания в экономику восточных земель отрицательным образом сказываются на экономическом состоянии страны в целом. Положение усугубляется тем, что в западных землях тоже есть структурно слабые регионы, усиливающие отрицательное влияние на экономический рост ФРГ.

10. Изменения структуры ВВП по основным показателям - по объему, стоимости, занятости и в целом - соответствуют общим тенденциям, свойственным развитым странам. Германская экономика диверсифицирована по отраслям и для ее структуры характерна «сверх индустриализация»: почти 30% ВВП создается в промышленности, что превышает средний показатель по промышленно развитым странам.

— Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой высокотехнологичной продукции: автомобилестроение, приборостроение, химическая и электронная промышленность, что соответствует общемировым тенденциям развития традиционных и новейших отраслей. Одновременно сокращается производство в традиционных, неконкурентоспособных отраслях (горнодобывающей и легкой промышленности).

— Сельское хозяйство ФРГ полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка в продукции аграрного сектора.

Сельскохозяйственное производство по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущие места в Европе по степени насыщенности отрасли парком основных сельскохозяйственных машин и по использованию химикатов. По уровню доходности сельское хозяйство ФРГ уступает целому ряду стран ЕС. Поступление субсидий из государственного бюджета делает его не слишком эффективным. — Современная сфера услуг представляет собой так называемую «новую экономику» в национальном хозяйстве страны. Наиболее динамично в этой сфере развиваются сектора деловых услуг и торговля результатами интеллектуальной деятельности.

11. Во всех сферах экономики современной Германии проявляются общемировые тенденции к укрупнению, концентрации и централизации капитала, а также к универсализации сфер деятельности на фоне углубления специализации на производстве новых видов продуктов.

12. Структура бизнеса Германии отличается сбалансированным сочетанием малого и среднего предпринимательства (МСП) с крупным бизнесом. МСП можно расценивать как основу экономики, обеспечивающую подавляющую часть население рабочими местами. Их деятельность сосредоточена преимущественно в сфере услуг, тогда как крупный бизнес в основном функционирует в материальном производстве. С точки зрения вклада в формирование ВВП, экономика ФРГ является высоко транснационализированной. Причем, финансово-промышленные группы и ТНК Германии по сравнению с аналогичными субъектами мирового хозяйства в других странах не имеют четких границ, образующих ядро.

13. Экономика ФРГ - экспортно-ориентированная, а потому ее развитие зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. Основную массу экспортируемой и импортируемой продукции составляют потребительские и инвестиционные товары, в основном продукция общего машиностроения, химической промышленности и полуфабрикаты. Однако, Германия выступает нетго-импортером энергоносителей. Основные сдвиги в товарной структуре внешней торговли произошли в пользу наукоемких отраслей. По сути, внутренний характер внутринтеграционного обмена товарами, услугами и факторами производства ведет к росту объемов встречной торговли, то есть к таким формам международной торговли, которые исключают или ограничивают участие в ней денег. Однако, структура германского экспорта представляется недостаточно рациональной, так как в условиях углубления европейских интеграционных процессов и усиления конкуренции со стороны НИС, инвестиционная продукция Германии может быть оценена скорее как товар сегодняшнего, но не завтрашнего дня.

14. Вовлеченность ФРГ в мировую торговлю услугами ниже, чем торговлю товарами. Она занимает 4 место в мире, специализируясь преимущественно на экспорте финансовых, страховых, транспортных и технических услуг, включая торговлю патентами и лицензиями. Отрицательное сальдо по торговле туристическими услугами определяет общий пассивный баланс в торговле услугами. Это означает, что развитие данного направления внешнеэкономической деятельности можно рассматривать в качестве наиболее перспективного с точки зрения создания «новой экономики».

15. Географическая структура германской торговли отличается стабильностью. Основным торговым партнером остаются страны ЕС (около 64% торговли): Франция Нидерланды, Великобритания. Однако, возможно эта доля несколько возрастет, так как на фоне углубления европейских интеграционных процессов все больший интерес для ФРГ приобретаю пока еще не вполне освоенные рынки новых стран-членов и кандидатов на вступление в ЕС. Среди третьих стран первое место в экспорте товаров принадлежит США. Весьма динамично развивается торговля с Китаем.

16. Важное место в блоке германских внешнеторговых отношениях занимает Россия, доля которой в экспорте ФРГ увеличилась с 3,8% в 2004 г. до 9% в 2014 г., а в импорте за соответствующий период почти не изменилась (8,1%). Доля Германии в российском экспорте составляет около 9,6%, а в импорте 17,4%. Дальнейшее развитие сотрудничества сдерживается неэффективной товарной структурой взаимных поставок. Россия поставляет в основном сырье, первичные производные из него, энергоносители, полуфабрикаты. Более половины российского экспорта составляют поставки газа и нефти. Около 17% - черные и цветные металлы. Удельный вес готовых изделий невысок. Структура товарных поставок из Германии также недостаточно рациональна. Общие объемы и структура взаимной торговли не соответствует потенциалу двух стран.

17. В ближайшей перспективе ожидается активизация российско- германского инвестиционного сотрудничества в добывающих отраслях и сфере услуг. Наиболее перспективным выглядит сотрудничество в аэрокосмической сфере. В торговле товарами прогнозируется дальнейшее увеличение доли энергетического сырья в российском экспорте, что позволит ей занять привилегированное положение на немецком рынке энергоресурсов. В товарном экспорте из Германии можно рассчитывать на увеличение доли наукоемкой продукции.

18. Перспективы развития двухсторонних отношений между ФРГ и Россией связаны со всемерным расширением сотрудничества России и Евросоюза, а также с возникновением ряда новых проблем военно- политического характера.

19. В среднесрочной перспективе Германия сохранит свое право именоваться крупнейшей экономической державой на всем европейском континенте и в мировом хозяйстве при условии сохранения существующей конъюнктуры мирового рынка, стабильной динамике основных макроэкономических показателей. В случае удачного реформирования основных секторов экономики, прежде всего, новейших отраслей, возможно ускорение темпов экономического развития.

Список используемой литературы:

1) А.И. Экономика зарубежных стран – СПБ .: Изд-во Михайлова В.А., 2008. Страница 211

2) МЭО А.И. Экономика зарубежных стран - .: Изд-во Михайлова В.А., 2008. Страница 214

3) Мягкой В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе-М. 2014 – 2-е изд.

4) EВРОСТАТ 2015ec.europa.eu/eurostat

5) Германия Кругосвет 2014 «Экономический порядок» 2014

6) Т.П. Медведева: Финансы и экономика Германии – 86 стр.

7) Мягков В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного развития и внешнеэкономической практики ведущих партеров России. 2015 – 3е изд.

8) Российско-германские торгово-экономические отношения движение к стратегическому партнерству.//«БИКИ».

9) Мировая Экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой

10) http://epp.eurostat.ec.europa.eu (Официальный сайт Европейского Статистического Ведомства)

11) http://europa.eu/index_en.htm (Официальный сайт Европейского Союза)

12) http://germany.rustrade.org (Информационная система торговых представительств РФ в зарубежных странах)

13) http://www.auswaertiges-amt.de (Официальный сайт Министерства иностранных дел)

14) http://www.bafa.de (Официальный сайт Федеральной службы по экономике и экспортному контролю)

15) http://www.bmvbw.de (Официальный сайт Федерального министерства транспорта, строительства и жилья)

16) http://www.bmwi.de (Официальный сайт Министерства экономики и труда)

17) http://www.bmwi.de. (Официальный сайт Федерального министерства экономики и труда)

18) http://www.bundesbank.de. (Официальный сайт Федерального Банка ФРГ)

19) http://www.bundesfinanzministerium.de. (Официальный сайт Федерального министерства финансов ФРГ)

20) http://www.destat.de/ (Официальный сайт Федерального статистического ведомства ФРГ)

21) http://www.deutschland.de. (Журнал «Deutschland»)

22) http://www.diw-berlin.de. (Официальный сайт Немецкого института экономических исследований, Берлин)

23) http://www.exportsupport.ru (Информационно-поисковая система экспортные возможности России)

24) http://www.imf.org/ (Официальный сайт МВФ)

25) http://www.mid.ru/ (Официальный сайт МИД РФ)

26) http://www.rfhwb.de/ (Официальный сайт торгово-экономическом бюро при Посольстве Российской Федерации в Федеративной Республике Германия)

27) http://www.russische-botschafl.de/ (Официальный сайт посольства РФ в ФРГ)


[1] А.И. Экономика зарубежных стран – СПБ .: Изд-во Михайлова В.А., 2000. Страница 211

[2] МЭО А.И. Экономика зарубежных стран - .: Изд-во Михайлова В.А., 2000. Страница 214

[3] Мягкой В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе-М. 2014 – 2-е изд.

[4] Мировая Экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н. - М.: Флинта: Московский психико-социальный институт, 2014

[5] Источник: www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki

[6] Т.П. Медведева: Финансы и экономика Германии – 86 стр.

[7] Т.П. Медведева: Финансы и экономика Германии – 113-119 стр.

[8] Центральный банк РФ - www.cbr.ru/statistics/?Prtid=dkfs

Наши рекомендации