Задачи, объект и субъект анализа финансовой отчетности организации

Анализ финансовой отчетности –это процесс, при помощи которого можно оценить прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. В ходе анализа осуществляют расчет, интерпретацию и оценку комплекса финансовых показателей отчетных форм, характеризующих различные стороны деятельности организации.

Главной целью анализа при этом является получение информации, необходимой для принятия управленческих решений пользователями отчетности, своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и нахождение резервов улучшения финансового состояния организации и ее платежеспособности.

Финансовый анализ может использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служить для оценки деятельности руководства организации; быть использован для выбора направлений инвестирования капитала и выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей в финансовой деятельности в целом.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной базой финансового анализа.

Объектом анализа финансовой отчётности: конкретные хозяйствующие субъекты, их производственная, инвестиионная и финансовая деятельность.

Предметом анализаявляется финансовая отчётность.

Субъектами анализавыступают заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

Существует две группы пользователей – внешние и внутренние.

К внешним пользователямотносятся:

- собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы и т.д. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т. д.

- субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, профсоюзы.

К внутренним пользователям относятся руководители предприятия различных уровней.

Внутренний анализ - проводится службами организации, его результаты используются для планирования финансового состояния организации, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование организации, получение максимальной прибыли и исключение банкротства.

Задача внешнего пользователя при анализе предприятия, как правило, достаточно конкретна - сказать "да" или "нет" предприятию: предоставить или не предоставить кредит, стать деловым партнером или отказаться от сотрудничества, приобрести пакет акций или инвестировать средства в другое предприятие.

С различиями в постановке задач анализа связаны различия в выборе показателей, определяющих управленческие решения внутренних и внешних пользователей информации. Безусловно, можно выделить показатели, в равной степени важные как для внешних, так и для внутренних аналитиков (например, ликвидность). Тем не менее, для каждой из указанных групп существует особый набор показателей, которые являются определяющими (основными) при принятии решения относительно рассматриваемой организации.

Таким образом, прежде чем приступить к проведению анализа финансового состояния организации необходимо определиться, с чьей точки зрения будет выполняться эта работа.

Основные задачи, решаемые при проведении финансового анализа:

- определение ("фиксация") финансового состояния предприятия на момент исследования;

- выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;

- определение "узких" мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;

- выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

Наши рекомендации