Информация о крупных клиентах – компания в целом
Компания должна предоставить информацию о степени зависимости ее деятельности от крупных клиентов. Если выручка от продажи одному внешнему клиенту составляет 10 процентов и более от выручки компании, компания должна раскрыть этот факт, указав совокупную выручку по каждому такому клиенту и сегмент (сегменты), в отчетности которых отражена эта выручка.
ПРИМЕР – информация о крупных клиентах Выручка «Большой компании» от продажи одному клиенту по сегменту программного обеспечения и электроники составляет около $150 миллионов общей выручки компании. |
Компании не нужно раскрывать идентичность крупного клиента или сумму полученной от этого клиента выручки, которую каждый сегмент представляет в отчетности.
Группа компаний под единым контролем должна рассматриваться в качестве единого клиента, и государство (в лице национальных, региональных, территориальных, местных или зарубежных органов) и компании, контролируемые этим государством, должны рассматриваться в качестве единого клиента.
Для соблюдения требований МСФО (IFRS) 8 сегментная информация за предыдущие годы, представленная в отчетности в качестве сравнительной информации за первоначальный год применения, подлежит пересчету. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными.
ПРИМЕР – описание видов продукции и услуг, от продаж которых каждый отчетный сегмент получает свою выручку «Большая компания» имеет пять отчетных сегментов: запасные части для автомобилей, теплоходы, программное обеспечение, электроника и финансы. Сегмент автомобильных запчастей производит запасные детали для продажи представителям розничной торговли автомобильными запчастями. - Сегмент теплоходов производит небольшие теплоходы для обслуживания морского нефтяного промысла и аналогичной деятельности. - Сегмент программного обеспечения производит прикладное программное обеспечение для продажи изготовителям компьютеров и розничным операторам. – Сегмент электроники производит интегральные микросхемы и сопутствующую продукцию для продажи изготовителям компьютеров. - Сегмент финансовых услуг отвечает за осуществление части финансовых операций компании, включая финансирование приобретений клиентами продукции других сегментов и кредитование недвижимости. |
ПРИМЕР – оценка прибыли или убытка, активов и обязательств операционного сегмента Учетная политика операционных сегментов идентична описанным основным положениям учетной политики. Исключение составляют пенсионные расходы по каждому операционному сегменту, которые учитываются и оцениваются на основе денежных выплат в рамках пенсионного плана. «Большая компания» оценивает результаты деятельности на основе прибыли или убытка от деятельности до налоговых расходов, не включая прибыли и убытки, которые не свойственны для данной компании или редко повторяются, а также прибыли и убытка от курсовой разницы. «Большая компания» учитывает межсегментные продажи и передачи, как если бы продажи и передачи осуществлялись третьим сторонам, т.е. по текущим рыночным ценам. |
ПРИМЕР – факторы, используемые руководством для выделения отчетных сегментов компании Отчетные сегменты «Большой компании» представляют собой стратегические подразделения, которые предлагают различные виды продукции и услуг. Они управляются отдельно, так как каждый вид деятельности требует отличной от других технологии и маркетинговой стратегии. Большинство видов деятельности были приобретены в качестве отдельных подразделений, при этом на момент приобретения было сохранено старое руководство. |
Вопросы для самоконтроля
(множественный выбор)
1. Информация по операционному сегменту призвана:
(i) увеличить число отчетных сегментов, а также объем предоставляемой информации;
(ii) дать возможность пользователям взглянуть на компанию глазами руководства;
(iii) дать возможность компании своевременно предоставлять сегментную информацию в процессе составления промежуточной отчетности для внешних пользователей при относительно низких дополнительных затратах;
(iv) обеспечить последовательность при обсуждении, анализе или раскрытии прочей информации в годовой отчетности;
(v) сформировать систему различных показателей для оценки результатов деятельности по сегментам:
(vi) сократить персонал.
1. (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
5. (i)-(vi)
2. Сегменты, определяемые на основе внутренней организационной структуры компании, обеспечивают значительные преимущества:
(i) Способность взглянуть на компанию «глазами руководства» усиливает возможности пользователя прогнозировать действия или реакцию руководства, которые могут существенно повлиять на перспективы получения компанией денежных средств в будущие периоды.
(ii) Ввиду того, что информация о таких сегментах предназначена для использования руководством, дополнительные затраты на предоставление информации при подготовке отчетности для внешних пользователей должны быть относительно небольшими.
(iii) Практика показала, что понятие «отрасль» весьма субъективно. Сегменты, основанные на существующей внутренней структуре, представляются менее субъективными.
(iv) Расчетные показатели прибыли на акцию могут быть сопоставлены между сегментами.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
3. Операционный сегмент – это компонент компании:
(i) осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить выручку и предусматривает несение расходов (включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании),
(ii) результаты деятельности которого регулярно анализируются ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, в целях принятия решений о выделении сегменту ресурсов и оценки эффективности его деятельности,
(iii) по которому имеется отдельная финансовая информация,
(iv) который облагается налогами отдельно от других компонентов.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. МСФО (IFRS) 8 требует от компании представлять в отчетности информацию о:
(i) выручке от продажи своей продукции или услуг (или группах схожей продукции и услуг);
(ii) странах, в которых она получает выручку и держит активы;
(iii) крупных клиентах;
(iv) операциях с государственными органами.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
5. МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления информации описательного характера о:
(i) способ определения операционных сегментов;
(ii) продукции и услугах, предоставляемых сегментами;
(iii) разнице в оценке, используемой при представлении сегментной информации и при составлении финансовой отчетности компании;
(iv) изменениях в оценке показателей сегмента в различные периоды,
(v) влиянии на сегмент политики в области профессионального развития кадров.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
6. Компонент компании, который продает в основном или исключительно другим операционным сегментам компании:
1. должен классифицироваться в качестве операционного сегмента.
2. должен исключаться из состава операционных сегментов.
3. включается в качестве операционного сегмента, если компания управляется таким способом.
7. МСФО (IFRS) 8 требует представления следующей информации:
(i) факторы, которые учитывались при выделении операционных сегментов компании, включая организационную структуру (например, основывается ли организационная структура компании исходя из различий в продукции и услугах, географических регионах, нормативной правовой базе, или комбинации факторов; проводилось ли объединение сегментов),
(ii) виды продукции и услуг, от продажи которых каждый отчетный сегмент получает свою выручку,
(iii) экономические условия функционирования каждого сегмента;
(iv) организационно-правовая форма каждого сегмента.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
8. Проценты:
1. Должен отражаться чистый процентный доход.
2. Не требуется отражать ни процентного дохода, ни процентных расходов.
3. Требуется отражать как процентный доход, так и процентные расходы.
4. Требуется отражать как процентный доход, так и процентные расходы, за исключением случаев, когда большая часть дохода сегмента получена от процентов, и ответственное лицо, принимающее операционные решения, руководствуется в основном информацией о процентном доходе, при оценке результатов деятельности сегмента.
9. МСФО (IFRS) 8 применяется в отношении:
(i) компаний, включенных в биржевой листинг;
(ii) компании, представляющей отчетность по МСФО, которая желает представить информацию;
(iii) всех компаний, представляющих отчетность по МСФО.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
10. Если информация не представляется совету директоров по секторам:
1. Обратитесь к следующему более низкому уровню внутренней сегментации, на котором представляется информация об ассортименте продукции и услугах, или об ассортименте в географическом плане.
2. Выделите сегменты исключительно для целей подготовки внутренней отчетности.
3. По опубликованной финансовой отчетности сегментная информация не требуется.
11. Если финансовая отчетность содержит как консолидированную финансовую отчетность материнской компании, так и отдельную финансовую отчетность материнской компании, сегментная информация требуется:
1. только в консолидированной финансовой отчетности
2. только в отдельной финансовой отчетности материнской компании
3. в обоих комплектах финансовой отчетности.
12. Операционные сегменты могут осуществлять хозяйственную деятельность, от которой выручка еще только ожидается, например, деятельность по запуску производства:
1. будут операционными сегментами до получения выручки.
2. могут быть операционными сегментами до получения выручки.
3. не будут операционными сегментами до получения выручки.
13. Расходы головного офиса:
1. могут быть распределены на сегменты на надлежащей основе.
2. не могут быть распределены на сегменты.
3. должны быть распределены на сегменты на основе показателей их оборота.
14. Пенсионные планы компании:
1. будут являться операционными сегментами.
2. могут являться операционными сегментами.
3. не будут являться операционными сегментами.
15. Два или более операционных сегментов могут быть объединены в единый операционный сегмент, если такое объединение соответствует основному принципу МСФО (IFRS) 8: сегменты имеют схожие экономические характеристики, а также схожи по всем нижеприведенным факторам:
(i) характеру продукции или услуг;
(ii) характеру производственных процессов;
(iii) виду или категории клиентов их продукции или услуг;
(iv) способам распространения продукции или предоставления услуг;
(v) специфике нормативно-правовой базы (если это применимо), например, в области банковской, страховой деятельности, или коммунального хозяйства;
(vi) численности персонала.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
5. (i)-(vi)
16. В качестве процентного соотношения продаж, прибыли или активов сегмент должен составлять, как минимум:
1. 5%
2. 7,5%
3. 10%
4. 15%
5. 20%
17. Совокупный показатель выручки, обеспечиваемой отчетными сегментами, должен составлять, как минимум:
1. 50%
2. 60%
3. 70%
4. 75%
5. 80%
6. 100%
18. Операционные сегменты, показатели которых не соответствуют ни одному из количественных пороговых значений:
1. могут рассматриваться как отчетные, и информация по ним может раскрываться отдельно.
2. должны объединяться, и информация по ним должна раскрываться в категории «все прочие сегменты».
3. должны игнорироваться.
19. Если операционный сегмент в текущем периоде выделен в качестве отчетного сегмента, сегментные данные за предыдущий период:
1. представлять не требуется.
2. представляются по желанию.
3. требуется представлять, за исключением случаев, когда необходимая информация отсутствует, и затраты по ее подготовке представляются чрезмерными.
20. МСФО (IFRS) 8 требует представления результатов сверки совокупных показателей с общими показателями компании:
(i) выручки сегмента;
(ii) прибыли или убытка отчетного сегмента;
(iii) активов сегмента;
(iv) обязательств сегмента;
(v) иных существенных статей сегмента;
(vi) численности персонала.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
5. (i)-(vi)
21. Информация по сегментам должна включать:
(i) выручку от продажи внешним клиентам;
(ii) выручку по операциям, осуществляемым с другими операционными сегментами одной и той же компании;
(iii) процентные доходы;
(iv) процентные расходы;
(v) амортизацию (в том числе нематериальных активов);
(vi) существенные статьи дохода и расхода;
(vii) долю компании в прибыли или убытке ассоциированных компаний и совместных предприятий, которая отражается на основе долевого метода;
(viii) расходы (или доход) по налогу на прибыль;
(ix) существенные неденежные статьи, отличные от амортизации (в том числе нематериальных активов).
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
3. (i)-(iv)
4. (i)-(v)
5. (i)-(vi)
6. (i)-(vii)
7. (i)-(viii)
8. (i)-(ix)
22. Компания должна раскрывать следующую географическую информацию:
(i) выручку от внешних клиентов, полученную от продаж в стране базирования компании и
совокупно во всех зарубежных странах, в которых компания получает выручку.
(ii) внеоборотные активы, отличные от финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, пенсионных активов и прав, возникающих по договорам страхования, размещенные в стране базирования компании и
во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания держит активы.
(iii) долгосрочные обязательства, отличные от финансовых инструментов, отложенных налоговых обязательств, пенсионных обязательств и прав, возникающих по договорам страхования, в стране базирования компании и
во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания имеет обязательства.
1 (i)-(ii)
2. (i)-(iii)
Ответы на вопросы
Вопрос | Ответ |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. | |
19. | |
20. | |
21. | |
22. |
Ответственность за содержание этой публикации лежит исключительно на ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»,АССА, ФБК и Агриконсалтинг . Эта публикация не может служить отражением точки зрения Европейского Союза.