Дефицит бюджета: понятие, измерение, формы покрытия.
Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами.
Функции бюджетного дефицита:
1. распределения (перераспределения)
2. фондообразующая,
3. стимулирующая,
4. контрольная.
При утверждении бюджета с дефицитом законодательно должны быть утверждены также и источники его финансирования. Бюджетным Кодексом определено, что размер дефицита федерального бюджета не должен превышать сумму бюджетных инвестиций и расходов по государственному долгу.
Для финансирования дефицита федерального бюджета могут использоваться:
- кредиты от кредитных организаций внутри страны и иностранные кредиты;
- государственные внешние и внутренние займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.
- изменение структуры расходов бюджета в пользу инвестиций в народное хозяйство и использование финансовых льгот; снижение уровня военных и социальных расходов; сокращение сферы государственной экономики; прекращение помощи иностранным государствам.
- привлечение в страну иностранного капитала. Это позволяет уменьшить государственные расходы на капитальные вложения, расширяется производство и появляется новый налогоплательщик.
Бюджетный дефицит может выражаться в следующих измерителях:
1. абсолютное выражение, т.е. в денежных единицах непосредственно как разница между доходами и расходами бюджета;
2. в процентах к ВВП;
3. в процентах к величине расходов бюджета.
Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:
1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).
Первая форма – эмиссия денег. В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:
- развивается неконтролируемая инфляция,
- подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,
- раскручивается спираль цена — заработная плата,
- падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,
- воспроизводится бюджетный дефицит.
Вторая форма – кредитная эмиссия. Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей.
2. Выпуск займов.
Государственные займы могут осуществляться в различных формах:
- в виде передачи государственных ценных бумаг;
- займов у внебюджетных фондов;
- получение кредитов.
3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
4. Секвестр расходов.
Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.
В перечень защищенных статей как правило включаются:
- заработная плата;
- начисления на заработную плату;
- трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);
- продукты питания;
- медикаменты и перевязочные средства;
- проценты по государственному долгу;
- погашение государственного долга;
- оплата услуг научно-исследовательских организаций.
виды бюджетного дефицита:
Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета. - представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.
Циклический дефицит- дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений., разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом.
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета– обусловлен квзифискальной деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Первичный дефицит - представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу.
В теории различают также активный и пассивный дефициты.
Активный дефицит возникает в результате превышения расходов
Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).
Бюджетное регулирование, его формы и порядок применения.
Бюджетное регулирование– это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.
Процесс бюджетного регулирования осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.
Формы бюджетного регулирования:
- горизонтальное финансовое выравнивание
- вертикальное фин. выравнивание
Вертикальное финансовое выравнивание – система перераспределения ресурсов между бюджетами различного уровня (преимущественно вышестоящих бюджетов нижестоящему).
Вертикальное фин. выравнивание включает в себя:
1) выделение финансовой помощи (межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотаций, субвенций, субсидий).
2) отчисления от фед-ых и рег-ых налогов и сборов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие.
Межбюджетные трансферты –ср-ва, передаваемые одним бюджетом РФ другому бюджету бюджетной системы
Бюджетный кредит– это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах.
Дотация – межб трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, без установления напр-ий и условий их использования.
Субвенция – межбюджетные трансферты, предост-е бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-е опр-ых целевых расходов
Субсидия – межб. трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюдж.системы РФ физ. или юрид. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Горизонтальное финансовое выравнивание – передача бюджетных ср-в между бюджетами 1-го уровня бюджетной системы. В РФ не применяется. Применяется в Германии и широко развито (отчисления от НДС экономическими отсталым землям)
Методами бюджетного регулирования являются:
а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;
б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;
в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних;
г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);
д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;
е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование (Пропорциональное сокращение средств, предусмотренных бюджетом, в условиях преодоления его дефицита.
33. Бюджетный процесс как законодательно-организационная форма управления финансовыми ресурсами государства и муниципальных образований.
Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти и иных участников БП по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Задачи БП:
1. максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов;
2. обеспечение сбалансированности бюджета;
3. согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, проводимой в стране;
4. сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
5. повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
Принципы организациибюджетного процесса:
1. единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета
2. реальностьзапланированных доходов и расходов бюджета;
3. гласность и публичность;
4. самостоятельность каждого участника при осуществлении бюджетного процесса. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;
5. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, а также создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости бюджета.
Субъектами (участниками) бюджетного процесса являются:
1. президент РФ;
2. органы законодательной власти - Федеральное собрание и две его палаты: Совет Федерации и Государственная Дума;
3. органы исполнительной власти - Министерство финансов, налоговые органы, главы местного самоуправления и высшие должностные лица субъектов РФ и др.;
4. органы денежно-кредитного регулирования - Центральный Банк РФ и его филиалы;
5. органы государственного финансового контроля - Счетная палата и контрольно-финансовые органы на уровне субъектов РФ и на местном уровне;
6. государственные внебюджетные фонды;
7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
8. получатели бюджетных средств