Дефицит бюджета: понятие, измерение, формы покрытия.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами.

Функции бюджетного дефицита:

1. распределения (перераспределения)

2. фондообразующая,

3. стимулирующая,

4. контрольная.

При утверждении бюджета с дефицитом законодательно должны быть утверждены также и источники его финансирования. Бюджетным Кодексом определено, что размер дефицита федерального бюджета не должен превышать сумму бюджетных инвестиций и расходов по государственному долгу.

Для финансирования дефицита федерального бюджета могут использоваться:

- кредиты от кредитных организаций внутри страны и иностранные кредиты;

- государственные внешние и внутренние займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

- изменение структуры расходов бюджета в пользу инвестиций в народное хозяйство и использование финансовых льгот; снижение уровня военных и социальных расходов; сокращение сферы государственной экономики; прекращение помощи иностранным государствам.

- привлечение в страну иностранного капитала. Это позволяет уменьшить государственные расходы на капитальные вложения, расширяется производство и появляется новый налогоплательщик.

Бюджетный дефицит может выражаться в следующих измерителях:

1. абсолютное выражение, т.е. в денежных единицах непосредственно как разница между доходами и расходами бюджета;

2. в процентах к ВВП;

3. в процентах к величине расходов бюджета.

Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:

1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Первая форма – эмиссия денег. В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:

- развивается неконтролируемая инфляция,

- подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,

- раскручивается спираль цена — заработная плата,

- падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,

- воспроизводится бюджетный дефицит.

Вторая форма – кредитная эмиссия. Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей.

2. Выпуск займов.

Государственные займы могут осуществляться в различных формах:

- в виде передачи государственных ценных бумаг;

- займов у внебюджетных фондов;

- получение кредитов.

3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

4. Секвестр расходов.

Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.

В перечень защищенных статей как правило включаются:

- заработная плата;

- начисления на заработную плату;

- трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

- продукты питания;

- медикаменты и перевязочные средства;

- проценты по государственному долгу;

- погашение государственного долга;

- оплата услуг научно-исследовательских организаций.

виды бюджетного дефицита:

Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета. - представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.

Циклический дефицит- дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений., разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом.

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета– обусловлен квзифискальной деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Первичный дефицит - представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Активный дефицит возникает в результате превышения расходов

Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Бюджетное регулирование, его формы и порядок применения.

Бюджетное регулирование– это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.

Процесс бюджетного регулирования осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.

Формы бюджетного регулирования:

- горизонтальное финансовое выравнивание

- вертикальное фин. выравнивание

Вертикальное финансовое выравнивание – система перераспределения ресурсов между бюджетами различного уровня (преимущественно вышестоящих бюджетов нижестоящему).

Вертикальное фин. выравнивание включает в себя:

1) выделение финансовой помощи (межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотаций, субвенций, субсидий).

2) отчисления от фед-ых и рег-ых налогов и сборов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие.

Межбюджетные трансферты –ср-ва, передаваемые одним бюджетом РФ другому бюджету бюджетной системы

Бюджетный кредит– это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах.

Дотация – межб трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, без установления напр-ий и условий их использования.

Субвенция – межбюджетные трансферты, предост-е бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-е опр-ых целевых расходов

Субсидия – межб. трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюдж.системы РФ физ. или юрид. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Горизонтальное финансовое выравнивание – передача бюджетных ср-в между бюджетами 1-го уровня бюджетной системы. В РФ не применяется. Применяется в Германии и широко развито (отчисления от НДС экономическими отсталым землям)

Методами бюджетного регулирования являются:

а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;

в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних;

г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);

д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;

е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование (Пропорциональное сокращение средств, предусмотренных бюджетом, в условиях преодоления его дефицита.

33. Бюджетный процесс как законодательно-организационная форма управления финансовыми ресурсами государства и муниципальных образований.

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти и иных участников БП по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Задачи БП:

1. максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов;

2. обеспечение сбалансированности бюджета;

3. согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, проводимой в стране;

4. сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

5. повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

Принципы организациибюджетного процесса:

1. единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета

2. реальностьзапланированных доходов и расходов бюджета;

3. гласность и публичность;

4. самостоятельность каждого участника при осуществлении бюджетного процесса. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

5. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, а также создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости бюджета.

Субъектами (участниками) бюджетного процесса являются:

1. президент РФ;

2. органы законодательной власти - Федеральное собрание и две его палаты: Совет Федерации и Государственная Дума;

3. органы исполнительной власти - Министерство финансов, налоговые органы, главы местного самоуправления и высшие должностные лица субъектов РФ и др.;

4. органы денежно-кредитного регулирования - Центральный Банк РФ и его филиалы;

5. органы государственного финансового контроля - Счетная палата и контрольно-финансовые органы на уровне субъектов РФ и на местном уровне;

6. государственные внебюджетные фонды;

7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8. получатели бюджетных средств

Наши рекомендации