Анализ финансовых результатов
1. Провести динамический и структурный анализ отчета о финансовых результатах (таблица 10), выявить основные причины изменений показателей прибыли за анализируемые периоды, оценить качество прибыли.
Выводы:
Данные, приведенные в табл. 10 показывают, что выручка от продаж в отчетном периоде увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 85,43%, что является положительным моментом и свидетельствует о росте деловой активности субъекта хозяйствования. Проводя анализ структуры выручки, можно отметить, что она претерпела существенные изменения по сравнению с предыдущими периодами.
Рост удельного веса себестоимости продаж в структуре выручки с 24,96 % в предыдущем году до 37,60 % в отчетном, свидетельствует об отрицательном влиянии данного фактора на прибыль от продаж. Это явилось результатом того, что темпы роста от себестоимости (279,33 %) превышают темпы роста выручки 185,43 %). Данные тенденции позволяют сделать вывод о росте себестоимости единицы продукции и о снижении рентабельности продаж.
В структуре выручки преобладают прочие расходы над прочими доходами, что привело в свою очередь, к тому, что прибыль до налогообложения гораздо ниже прибыли от продаж.
В отчетном году предприятием получена чистая прибыль более чем в пять раз выше прибыли 2015 года. В целом, делая вывод по финансовым результатам предприятия, нужно отметить, что АО «Вертолеты России» осуществляет свою деятельность эффективно.
Таблица 10
Динамика показателей и структура отчета о финансовых результатах
Показатели | 2016 г. | 2015 г. | 2014 г. | Изменение | ||||||||
За отчетный период | За два смежных периода | |||||||||||
тыс.руб. | % к вы-ручке | тыс.руб. | % к вы-ручке | тыс.руб. | % к вы-ручке | тыс.руб. | Тпр, % | % к вы-ручке | тыс.руб. | Тпр, % | % к вы-ручке | |
Выручка от продажи продукции, товаров, услуг | 185,43 | х | 1100,74 | х | ||||||||
Себестоимость проданных продукции, товаров, услуг | 37,60 | 24,96 | 64,08 | 279,33 | 12,64 | 645,92 | -26,48 | |||||
Валовая прибыль | 62,40 | 75,04 | 35,92 | 154,20 | -12,64 | 1912,17 | 26,48 | |||||
Коммерческие расходы | 5,50 | 0,01 | х | 0,00 | 76772,43 | 5,49 | х | 5,50 | ||||
Управленческие расходы | 7,44 | 13,83 | 72,82 | -10464 | 99,69 | -6,40 | 112,42 | -65,38 | ||||
Прибыль от продаж | 49,46 | 61,19 | -1515464 | -36,90 | 149,89 | -11,73 | -1475,29 | 86,36 | ||||
Доходы от участия в других организациях | х | х | х | х | 183,38 | х | х | х | -7531078 | х | -183,38 | |
Проценты к получению | 4,67 | 7,63 | 39,47 | 113,56 | -2,96 | 130,25 | -34,80 | |||||
Проценты к уплате | 7,81 | 13,23 | 69,23 | 109,50 | -5,42 | 124,25 | -61,42 | |||||
Прочие доходы | 1,11 | 1,22 | 25,18 | 167,43 | -0,12 | -534287 | 48,33 | -24,07 | ||||
Прочие расходы | 13,45 | 44,33 | 111,96 | -4725580 | 56,27 | -30,88 | 132,25 | -98,51 | ||||
Прибыль до налогообложения | 33,97 | 12,48 | 29,94 | 504,80 | 21,49 | 1248,74 | 4,03 | |||||
Текущий налог на прибыль | ||||||||||||
в т.ч. постоянные налоговые обязательства | 6,48 | 3,76 | 19,50 | 319,82 | 2,72 | 365,94 | -13,01 | |||||
Изменение отложенных налоговых обязательств | 0,00 | 0,53 | 2,57 | -129135 | 0,13 | -0,53 | -105570 | 0,16 | -2,57 | |||
Изменение отложенных налоговых активов | 0,31 | 1,79 | 16,08 | -295550 | 32,37 | -1,48 | -518986 | 21,42 | -15,77 | |||
Прочее | 0,54 | 1,79 | 19,69 | -194348 | 55,49 | -1,26 | -566282 | 29,96 | -19,15 | |||
Чистая прибыль отчетного периода | 34,19 | 11,95 | 23,76 | 530,61 | 22,24 | 1583,92 | 10,43 |
2. Оценить изменения основных показателей рентабельности за анализируемый период (таблица 11), дать их интерпретацию, сделать основные выводы по результатам анализа.
Формулы:
1. Рентабельность активов = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов × 100%
2. Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка × 100%
3. Рентабельность продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость × 100%
4. Рентабельность основной деятельности = Прибыль от продаж / (Себестоимость + Управленческие расходы + Коммерческие расходы) × 100%
5. Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала × 100%
6. Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость инвестированного капитала × 100%
Таблица 11
Основные показатели рентабельности
Показатель | 2016 г. | 2015 г. | Изменение за отчетный период |
Рентабельность активов, % | 14,17 | 2,91 | 11,27 |
Рентабельность продаж, % | 49,46 | 61,19 | -11,73 |
Рентабельность продукции, % | 131,53 | 245,11 | -113,59 |
Рентабельность основной деятельности, % | 97,86 | 157,66 | -59,80 |
Рентабельность собственного капитала, % | 30,65 | 6,92 | 23,72 |
Рентабельность инвестированного капитала, % | 21,40 | 4,63 | 16,77 |
Таким образом, наблюдается рост показателей эффективности использования капитала и снижение показателей рентабельности финансовых результатов.
В 2016 г. произошло незначительное уменьшение показателей: снизился уровень рентабельности продаж на 11,73 п.п., уровень рентабельности продукции – на 113,59 п.п.; уровень рентабельности основной деятельности снизился на 59,80 п.п.
Следует отметить, что, не смотря на снижение показателей в динамике, все они имеют достаточно высокие значения, гораздо выше среднеотраслевых.
Показатель рентабельности собственного капитала увеличился на 23,72 п.п., однако высокое значение показателя (выше нормы) может получиться из-за слишком высокого финансового рычага, что негативно влияет на финансовую устойчивость организации.
3. Оценим влияние факторов на изменения показателей рентабельности собственного капитала организации с использованием «диаграммы Du Pont», выполним факторный анализ и дадим объяснение полученных результатов.
Таблица 12
Оценка влияния оборачиваемости активов, рентабельности продаж и мультипликатора собственного капитала на эффективность использования собственного капитала
Показатели | Изменения | ||
Чистая прибыль | |||
Выручка от продаж | |||
Активы | 100221304,5 | 109050324,5 | |
Рентабельность продаж | 11,949 | 34,192 | 22,243 |
Оборачиваемость активов | 0,243 | 0,415 | 0,171 |
Отношение активов к собственному капиталу | 2,382 | 2,162 | -0,220 |
Рентабельность собственного капитала | 6,92 | 30,65 | 23,72 |
Влияние на изменение рентабельности собственного капитала: | |||
- рентабельности продаж | х | х | 12,89 |
- оборачиваемости активов | х | х | 13,95 |
- мультиплакатора капитала | х | х | -3,11 |
Трехфакторная модель «DU Pont» отражает экономический рост организации и выглядит следующим образом:
Rk = A/CК ∙ В/А ∙ Пч/В ∙ 100%,
где А – активы; СК – собственный капитал; В – выручка; Пч – чистая прибыль; А/СК – коэффициент финансовой зависимости; В/А – оборачиваемость активов (ресурсоотдача); Пч/В – рентабельность продаж (чистая маржа).
Методика «DU Pont» позволяет дать комплексную оценку основным факторам, влияющим на эффективность деятельности организации: коэффициенту финансовой зависимости, деловой активности и рентабельности продаж (маржа прибыли). Стратегия повышения рентабельности за счет трех перечисленных факторов тесно связана со спецификой деятельности организации.
Изменение рентабельности собственного капитала произошло за счет изменения:
- рентабельности продаж: 22,243×0,243×2,382=12,89
- оборачиваемости активов: 34,192×0,171×2,382 = 13,95
- мультипликатора собственного капитала: 34,192×0,415×-0,220 = -3,11