Методологические основы исследования и проектирования организации и организационного поведения: общенаучный уровень
Использование системного подхода позволяет учесть множество факторов самого разного характера, выделить из них те, которые оказывают на объект управления наибольшее влияние, найти пути и методы эффективного воздействия на них.
Сущность: 1) целостный характер объектов внешнего мира и предметов познания; 2) взаимосвязь элементов любого объекта и данного объекта с множеством других объектов; 3) динамическая природа любого объекта; 4) функционирование и развитие любого объекта в результате взаимодействия с окружающей его средой. В основе системного подхода лежит понятие «система», под которым понимается совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее свойства, отсутствующие у ее элементов. Организация является открытой системой. На каждый ее элемент воздействуют факторы внешней среды. Системный подход предусматривает анализ и управление деятельностью организации с учетом всего многообразия условий и факторов как внешней, так и внутренней среды организации. Его реализации включает оценку основных свойств и характеристик управленческих систем. Системы управления являются сложными системами. Признаком сложности системы служит возможность разделения ее на подсистемы по различным основаниям. Сложная система обладает иерархической структурой, т.е. может быть представлена совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в сложной системе базовые элементарные функции. Характерным свойством сложных систем является целостность: Она отражает специфику их функционирования и сложность анализа систем. Процессный подход предусматривает исследование функций процесса управления как последовательно связанных между собой. Согласно этому подходу управление в организации рассматривается не как какое-то единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий, т.е. процесс.
Содержание основных функций процесса управления организацией и организационным поведением. Для функций процесса управления – планирования, организации, мотивации и контроля – свойственны принятие решений и необходимость коммуникации. Принятие решений и коммуникации связывают эти функции, обеспечивают их взаимозависимость, определяют связующие процессы между ними. Коммуникации связаны с межличностным общением при передаче информации как внутри организации, так и вне её. Принятие решений – это выбор альтернатив, определение того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. При установлении взаимосвязей и взаимодействия системы с внешней средой следует строить «черный ящик» и формулировать сначала параметры «входа», затем определять воздействие факторов макро- и микросреды, требования к «входу», каналы обратной связи и «выхода», а параметры процесса в системе проектировать в последнюю очередь. «Черный ящик» выступает как результат реализации принципа замкнутого управления.
Концепция процессно – системного управления есть результат интеграции процессного и системного подходов по формуле «система в процессе». Сущность его заключается в том, что любое управляемое или самоуправляемое явление следует рассматривать, с одной стороны, как совокупность последовательных действий (процесс), с другой – как систему подсистем этих действий, т.е. управление организацией и организационным поведением должно исследоваться как система подсистем процессуальных функций. в соответствии с процессно – системным подходом управления: 1) управление — это не столько совокупность последовательных связанных между собой процессуальных функций, сколько система этих функций; 2) в процессной системе взаимообусловлены не только функции процесса, но и их подсистемы; 3) элементы подсистем разных функций также взаимосвязаны и не могут рассматриваться изолированно друг от друга; 4) руководитель и подчиненный являются самостоятельными элементами подсистем процессуальной системы. 5) в основе анализа субъект – объектных и субъект – субъектных взаимоотношений между руководителем и подчиненным лежит анализ направлений и содержания проектировочно – целевой, организационно – управленческой, исполнительской, коммуникативной, гностической, стимулирующе – регулировочной и контрольно – оценочной их деятельности; 6) обязательными условиями реализации процессно – системного подхода является анализ взаимосвязей этапов управления и функций менеджмента, а также влияний факторов внешней среды на каждый элемент подсистем процессуальной системы. Процессно – системный подход является вариантом реализации метода «белого ящика» в системном исследовании. В качестве примера рассмотрим его использование для исследования и проектирования самоменеджмента руководителя в менеджменте организации.
Самоменеджмент – это управление руководителем самим собой в процессе профессиональной деятельности. Процесс самоменеджмента включает в себя основные и связующие функции. К основным относятся функции самопланирования, самоорганизации и самоконтроля, к связующим – самомотивация и принятие решений. Согласно процессно – системной модели основными функциями самоменеджмента руководителя являются: производственный самоменеджмент; финансовый самоменеджмент; самоменеджмент маркетинговой деятельности руководителя и самоменеджмент руководителя в управлении персоналом. Успешность и эффективность управленческой деятельности непосредственно зависит от качества реализации этих функций на подготовительном, основном и заключительном этапах реализации деятельности.