Теоретические основы антикризисного управления предприятием
Работа российских предприятий в рыночных условиях, усиление конкурентной борьбы, возникновение кризисных ситуаций и рост количества банкротств предприятий предопределяют необходимость придания традиционным приемам и методам менеджмента антикризисного характера.
В экономической литературе существует два определения этого понятия.
Согласно первому, антикризисное управление заключается лишь в выведении предприятия из уже наступившего кризиса, а сам он отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации (Беляев, Кошкин).
Э.Уткин, Г.Александров, А.Градов и некоторые другие экономисты считают, что главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве не может быть и речи. Основной упор делается на преодоление временных трудностей посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации специальных антикризисных программ, имеющих стратегический характер.
Следовательно, второе определение антикризисного управления значительно шире первого, в нем отражается приоритет стратегического (долгосрочного) характера антикризисного управления, тогда как согласно первому определению действия антикризисного управления имеют лишь тактический (краткосрочный) характер.
Антикризисное управление –это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы. Антикризисное управление также включает в себя систему мер оптимизации процедуры банкротства.
Таким образом, антикризисное управление является категорией микроэкономической, т.к. включает в себя совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию, реализуемых собственниками и топ - менеджментом предприятия.
Исходя их вышеизложенных точек зрения на сущность антикризисного управления, оно сочетает в себе элементы тактического и стратегического управления.
Стратегические решения направлены на предотвращение кризиса, предпринимаются на ранних стадиях управления, когда движение к кризису не приняло еще необратимого характера. Особенностью стратегического управления является то, что решения принимаются на ранних стадиях развития события и, следовательно, базируются на слабых и поэтому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагоприятных тенденций. Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от того удалось ли руководству предприятия своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризису. Ранее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитическая служба предприятия ведет постоянное отслеживание за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих на самом предприятии.
Тактические решения принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное состояние системы. Однако, в этом случае, времени для значительной перестройки деятельности предприятия с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо совсем нет. В этом случае возможны лишь чрезвычайные меры по недопущению кризисы или же меры, направленные на выход из кризиса, который уже наступил.
Финансовый кризис– представляет собой одну из наиболее опасных форм нарушения его финансового равновесия, отражающую противоречия между фактическим состоянием финансового потенциала предприятия и необходимым объемом финансовых ресурсов.
Главная цель антикризисного управления заключается в поддержании финансового равновесия предприятия и минимизации снижения его рыночной стоимости. Эта цель достигается решением следующих задач (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Задачи антикризисного финансового управления предприятием
Задачи | Основное содержание |
1. Диагностика фи-нансового состояния предприятия и воз-можности возникно-вения кризиса | На базе постоянного мониторинга финансового состояния предприятия и факторов внешней среды выявляются ранние признаки развития кризиса. Эта задача выполняется на всех стадиях развития кризиса и при любом финансовом состоянии предприятия. Результатом является - определение финансового состояния предприятия как нормальное, предкризисное или кризисное; - характеристика кризиса по его классификационным признакам; - определение антикризисных механизмов, соответствующих состоянию предприятия. |
2. Устранение не-платежеспособности предприятия | Наиболее срочная задача антикризисного управления, реализация которой позволяет ослабить кризис и получить запас времени для применения других антикризисных мер. |
3. Восстановление финансовой устой-чивости предприя-тия | При этом осуществляется оптимизация структуры капитала, оборотных средств и денежных потоков, снижается инвестиционная активность предприятия |
4. Предотвращение банкротства и ликви-дации предприятия | Решается при остром непреодолимом кризисе. Поскольку внутренних ресурсов недостаточно для преодоления кризиса, предприятие использует внешнюю санацию. |
5. Предотвращение банкротства и ликви-ации предприятия судебными проце-дурами банкротства | Осуществляется с помощью следующих судебных процедур: - наблюдения; - финансовое оздоровление; - внешнее управление; - мировое соглашение. Положительным результатом является восстановление платежеспособности предприятия-должника. Отрицательным – судебным решением о банкротстве предприятия с помощью процедур конкурсного производства. |
6. Минимизация не-гативных послед-ствий кризиса | Путем закрепления позитивных результатов вывода предприятия из кризиса и стабилизации его деятельности в долгосрочной перспективе. Эффективность проведенных мероприятий оценивается по критерию минимизации потерь рыночной стоимости предприятия в сравнении с ее докризисным уровнем. |
Система антикризисного управления базируется на следующих принципах:
1. Принцип постоянной готовности реагирования – достигнутое в результате финансового менеджмента предприятие равновесие изменчиво в динамике. На любой стадии жизненного цикла предприятия вследствие изменения внешних или внутренних факторов возможно изменение финансового равновесия как в сторону его усиления, так и, наоборот, в сторону ослабления. Поэтому необходима постоянная готовность управленческого персонала предприятия к возможному нарушению финансового равновесия предприятия и адекватной реакции на это изменение.
2. Принцип превентивности действия – он соответствует положению, согласно которому легче и дешевле предотвратить угрозу кризиса, чем преодолеть уже начавшийся кризис и устранить его негативные последствия. Реализация принципа обеспечивается мониторингом и обнаружением ранних признаков кризиса и принятием мер по его предотвращению.
3. Принцип срочности реагирования – каждый начавшийся кризис имеет тенденцию к расширению с каждым циклом управления предприятием, а, следовательно, и к нарастанию сопутствующих ему негативных явлений. Поэтому чем раньше будет реализовано антикризисное управление, тем больше у предприятия возможностей к восстановлению равновесия.
4. Принцип адекватности реагирования – применение системы антикризисного управления требует определенных финансовых затрат, уровень которых должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый результат (если принятые меры недостаточны), или предприятие будет нести неоправданно большие расходы (если произведены избыточные расходы).
5. Принцип комплексности принимаемых решений – возникновение и развитие кризиса связано с комплексом причин и факторов. Поэтому разрабатываемая и реализуемая антикризисная программа тоже должна иметь комплексный характер, чтобы нейтрализовать все действующие негативные причины и факторы.
6. Принцип альтернативности действий – каждое из принимаемых антикризисных решений должно выбираться из ряда альтернативных проектов определением уровня их результативности и оценкой затрат.
7. Принцип адаптивности управления – негативные факторы, вызывающие развитие кризиса, характеризуются высокой динамикой. Поэтому антикризисное управление должно обладать высоким уровнем гибкости и способностью к быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов – на ранних стадиях развития кризиса предприятие должно стараться не прибегать к привлечению внешних ресурсов, в т.ч. финансовых и таким образом избежать потери управляемости и внешнего контроля своей деятельности.
9. Принцип оптимальности внешней санации – если для преодоления кризиса недостаточно собственных резервов и средств (на поздних этапах), предприятие вынуждено прибегать к привлечению внешней санации, направленной на недопущение банкротства предприятия. Смысл принципа заключается в выборе форм и средств внешней помощи по критериям сохранения управления предприятием его первоначальными учредителями и минимальной потери рыночной стоимости предприятия.
10. Принцип эффективности – обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисной программы и затрат на ее реализацию. Эффект программы может охарактеризоваться уровнем достижения ее целей. Поскольку эффект трудно выразить в денежной форме, то оценка эффекта носит сравнительный характер.
Во многом эффективность антикризисного управления зависит от следующих факторов, представленных на рис. 2.6.
Основные этапы антикризисного финансового управления