Система управления финансами. Финансовый механизм.
Управление финансами – деят-ть связанная с проведением общей финансовой политикой гос-ва, направленной на сбалансированность всей финансовой системы.
Управление финансами осущ. сл. органы:
1)Органы общего управления: - Совет Министров.
- Палата Представителей Национального собрания, которые опр-ют финансовую политику гос-ва, утверждают финансовое законод-во, осущ-ет контроль за соблюдением финансового законод-ва.
2)Органы оперативного управления: - Министерство финансов.
- инспекция министерства по налогам и сборам.
- Нац. банк РБ.
3)Органы отраслевого управления финансами:
- Финансовые отделы Министерств и ведомств.
Финансовая политика - намеченная гос-ом научная программа исп-ия финансов в целях успешного выполнения планов эк-ого и социального развития.
Свое практическое воплощение финансовая политика в лице гос-ва реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
Финансовый механизм – сов-ть установленных гос-ом форм, видов и методов орг-ии финансовых отношений.
Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание гос-ых финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Финансовая политика гос-ва призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития гос-ва и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если гос-во не добивается результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.
Сущность и ф-ии категории «финансы предприятия (орг-ии)».
Производственные отношения представляют сов-ть материальных эк-их отношений между людьми в процессе общественного пр-ва и движения общественного продукта от производства до потребления. По мнению многих ученых, в совокупности общественных отношений производственные отношения являются первичными, объективными, материальными. Являясь объективными, они придают всем эк-им явлениям, включая финансы, и обществу в целом динамизм, постоянное движение, развитие и совершенствование.
Продукт в технологической цепочке имеет свою денежную оценку. После завершения стадии пр-ва начинается стадия распределения, если в процессе пр-ва происходит параллельное движение ст-ти и материально-вещественной формы продукта, то на стадии распределения происходит раздвоение стоимостной и вещественной формы, в чем и заключается процесс проявления финансов предприятий как самостоятельной экономической категории.
П = C + V + М, где
П – стоимостная оценка производимого на предприятии продукта;
c – стоимость средств производства (сб);
v – стоимость рабочей силы (фонд ЗП);
М – прибавочный продукт (чистый доход, чистая прибыль).
В стоимости созданного на предприятии продукта два его элемента (С+V) имеют денежную оценку, но не явл-ся финансовыми и лишь (М) чистый доход предприятия – относится к финансам.
Первичное распределение ст-ти продукта выглядит: С + V + m. Однако существует и вторичное ее распределение (перераспределение), когда стоимость прибавочного продукта (чистой прибыли предприятия ЧП) идет на формирование фондов предприятия, на взаимоотношения с различными уровнями бюджетов и внебюджетными фондами.
В сфере пр-ва финансы предприятий – специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части стоимости продукта, главным образом чистого дохода предприятия и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов ден-ых ср-в, использующихся на различные цели и нужды предприятия.