Конкуренция и ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция: основные характеристики.
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
По масштабам развития выделяют следующее виды:
индивидуальная ; отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей); национальная ;глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.
Ценовая возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Неценовая - проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.Неценовая конкуренция основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.
Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли.
Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.
Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.
Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников.
Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции
Признаки совершенной конкуренции:
1. Существует множество фирм, которые предлагают однородную продукцию. При этом потребителю все равно какую продукцию приобретать.
2. Доля каждой фирмы на рынке ничтожна мала (приход и уход фирмы с рынка незаметен).
3.Высокая мобильность факторов производства
4. Не существует никаких барьеров для входа в отрасль и выхода из нее.
5. равный и полный доступ всех участников к информации.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.
разновидности совершенной и несовершенной конкуренции:
Чистая конкуренция - совершен конкуренци. характеристики: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.(продукция массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.)..
Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.
Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией. когда на р действует множ-во фирм.Барьеры на пути проникнов на рынок сравнительно невилики.
Монополия- Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична Кривой рыночного спроса
Монопсония – это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Чистая монопсония – редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия.
Олигопсония.Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Например воен-пром комплекс.
Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.под рын.структурой подразумевают сттрутуру, кот.отвечает след.критериям:кол-во продавцов и покупателей, рыночная доля продавцов и покупателей, степень однородности продукта, наличие и величина барьеров входа на рынок, симметрия(ассиметрия) информации на рынке, воздействие продавцов и покупателей на рын.цену.
Входные барьеры
- контроль над ограниченными видами экономических ресурсов, лучшими каналами сбыта, криминогенное влияние на рынок.
-наличие патента на продукцию или технологию монополиста
-наличие лицензий,квот,высоких пошлин на импорт (введение импортных пошлин ограничивает конкуренцию со стороны иностранных фирм и стимулирует монополизацию внутреннего рынка.)
-наличие существенной экономии от масштаба,допускающей присуктствие на рынке одного поставщика
-высокие транспортные расходы,способствующие формированию локальных монополистов.
МОДЕЛЬ совершенной конкуренции.
Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Неценовая конкуренция отсутствует.
Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.