Использование современных инструментов менеджмента российскими компаниями: особенности, задачи, проблемы.
В России любое образование, в том числе и менеджеров, построено на знании теории.
Практика менеджмента считается вторичным делом по отношению к теории. Априори предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе же подход совершенно иной. Там технические знания менеджера не считаются обязательными для руководителя, даже если он руководит техническим отделом или производственным предприятием.
В западной теории менеджмента сделан однозначный вывод, что для менеджера основным знанием является умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая грамотность является желательной, но не обязательной.
Считается, что “технический специалист может попросить технической помощи без ущерба для своего авторитета, но технический специалист не может попросить других принять за него административное решение”1. Кроме того, считается, что “менеджмент никогда не будет точной наукой. Для этого в нем слишком много внешних переменных”2. Поэтому западные школы менеджмента гораздо больше ориентированы на практические умения менеджера, чем на его теоретическую подкованность.
Все западные бизнес школы огромное внимание уделяют разбору практических случаев, так называемых кейсов (case). Не тех кейсов-чемоданов, которые носят менеджеры, а кейсов-случаев из практики менеджмента. Каждая бизнес школа имеет огромный запас практических примеров. Особенность таких примеров в том, что они не имеют однозначного оптимального решения.
Если же спросить руководителей крупных российских компаний, какими инструментами менеджмента они пользуются и какие из них дают наилучшие результаты, то шансы получить четкий, структурированный ответ не слишком высоки, говорит Юрий Спекторов, партнер московского офиса Bain. Но это совсем не значит, что россияне умеют руководить хуже своих западных коллег, заключает он.
Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов государства и механизмы обеспечения ее экономической безопасности.
На современном этапе развития мировой экономики и международных экономических отношений возрастает число и разнообразие угроз коммерческой безопасности предприятий – участников внешнеэкономической деятельности. Острая конкурентная борьба за предел мирового рынка и сфер влияния происходит как на уровне государств, так и на уровне их хозяйствующих субъектов.
Основным правилом обеспечения экономической безопасности предприятия во внешнеэкономической деятельности является жесткое требование подтверждения легитимности и финансовой надежности партнера.
Основными внешнеэкономическими интересами страны являются:
поддержание высокой степени адаптивности национальной экономики к изменениям глобального мирового хозяйственной среды (рациональное использование географического, геополитического, технологического положения, международного разделения труда и рынков товаров, работ и услуг и т. д;
расширение внешнеэкономических связей;
повышение эффективности и конкурентоспособности национального производства товаров, работ, услуг, а также создание благоприятных условий для их участия в международном торгово-экономическом обороте;
обеспечение оптимизации структуры внешней торговли и эффективного сальдо торгового баланса (обеспечение условий роста и развития экспорта конечной продукции наукоемкого промышленного производства, минимального уровня обеспечения внутренних потребностей за счет импорта, а также содействие импорту высоких технологий и т. д.);
устойчивость финансового положения государства;
обеспечение доступа к иностранным источникам сырья, товаров и услуг, производство которых невозможно или неэффективно в стране, а также развитие системы международных транспортных узлов и коммуникаци;
обоснованная степень государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Глобализация воспроизводственных процессов влечет за собой глубокие изменения и во всей системе экономических понятий, изменяет представление об экономических отношениях, ресурсах и результатах, всю государственную информационную, экономическую и социальную политику.
БИЛЕТ 9