V. Методы контроля, персонал контролеров. Международный обман опытом
Статья 13. Методы и порядок контроля
1. Высший контрольный орган должен проводить проверки в соответствии с утвержденной им программой. Права определенных государственных органов ходатайствовать в отдельных случаях о проведении проверки остаются в силе.
2.Так как проверка редко может быть всеобъемлющей, высший контрольный
орган, как правило, использует выборочный метод. Однако объекты провер-"
ки должны отбираться на основе определенной модели и их количество долж
но быть достаточно большим для того, чтобы стало возможным сделать вы
вод 6 качестве и правильности управления финансовыми и материальными'
средствами.
2. Методы контроля следует совершенствовать, опираясь на достижения науч
но-технического прогресса и техники управления.
3. В помощь контролерам необходимо готовить памятки и инструкции о про
ведении внутренних проверок.
Статья 14. Кадры контролеров
1. Члены и сотрудники высшего контрольного органа должны иметь квалифи
кацию и честность, необходимые для того, чтобы успешно выполнять возло
женные на них обязанности.
2. При наборе персонала для высшего контрольного органа необходимо долж
ное внимание уделять уровню их теоретической подготовки, работоспособ
ности и опыту работы по специальности.
3. Максимум внимания следует уделять дальнейшей теоретической и практи
ческой профессиональной подготовке всех членов и сотрудников высшего
контрольного органа как на внутриведомственных курсах и семинарах, так
ив университетах и на международном уровне, и такая переподготовка кад
ров должна поощряться всеми возможными финансовыми и организацион
ными средствами.
4. Для обеспечения подбора кадров высокой квалификации уровень
их зарплаты должен соответствовать тем специфическим требованиям, ко
торые к ним предъявляются по роду их деятельности.
5. В случае, если сотрудники высшего контрольного органа не располагают не
обходимыми профессиональными знаниями для проведения отдельных про
верок, к таким проверкам могут быть привлечены эксперты со стороны.
Статья 15. Международный обмен опытом
1. Международный обмен идеями и опытом в рамках Международной организации высших контрольных органов является эффективным средством помощи высшему контрольному органу в выполнении возложенных на него задач.
2.Международный обмен опытом осуществляется в форме конгрессов, семинаров, организуемых совместно ООН и другими организациями, совещаний региональных рабочих групп и изданием специального журнала.
3. Желательно расширять и активизировать эту деятельность. Особенно важно развивать унифицированную технологию государственного финансового контроля на базе сравнительного законодательства.
VI. Отчетность
Статья 16. Отчетность перед парламентом и общественностью
1. Высший контрольный орган должен быть уполномочен Конституцией направлять ежегодно свой доклад об итогах и выводах по результатам проведенных им проверок непосредственно в парламент или другие компетентные государственные органы. Этот доклад должен быть опубликован, что обеспечивает доступность информации и вызывает дискуссии , создаст более благоприятный климат для реализации выводов и рекомендаций высшего контрольного органа.
2. Высший контрольный орган должен быть также уполномочен направлять
свои отчеты в парламент по особенно важным делам по мере их завершения,
не дожидаясь сроков представления годовых отчетов.
3. Годовой отчет должен отражать всю деятельность высшего контрольного
органа, только в случае наличия интереса в защите содержания доклада от
разглашения высший контрольный орган должен внимательно взвесить, что
важнее удовлетворение эшю интереса или предание фактов гласности!
Статья 17. Метод отчета
1. Отчет должен содержать факты и объективную и четкую их оценку и огра
ничиваться изложением наиболее значимых результатов работы. Язык от
чета должен быть точным и общедоступным.
2. Должное внимание должно быть уделено изложению мнения проверяемой
организации о выводах высшего контрольного органа по итогам проверки.
VII. Контрольные полномочия высшего контрольного органа