Оценка эффективности проектов в области энерго- и ресурсосбережения
Приоритетные показатели эффективности инвестиций и их конкретные целевые значения следует определять с учетом следующих факторов:
- соответствие стратегическим ориентирам и конкретным целям социально-экономического развития страны и регионов;
- ограниченность определенных видов энергоресурсов;
- стратегическая значимость всех видов ресурсов и степень их участия при реализации стратегии социально-экономического развития страны и регионов;
- стратегическая значимость различных участников процесса «производство-потребление» энергоресурсов и необходимость создания для них льготных условий функционирования (в т.ч. за счет увеличения объемов инвестирования в энергосбережение).
Таким образом, представляется, что стратегический подход к инвестированию в энерго- и ресурсосбережение будет более экономически обоснован при комплексном учете эффективности инвестиций с позиции различных участников процесса «производство-потребление» энергоресурсов. Кроме того, использование ключевых показателей эффективности с учетом ограничивающих факторов позволяет достичь большей согласованности между стратегическими целями энерго- и ресурсосбережения и социально-экономического развития страны и регионов, а разработанные таким образом инвестиционные программы и проекты энерго- и ресурсосбережения будут являться механизмом, обеспечивающим и поддерживающим эту взаимосвязь.
19. Обоснование механизмов ценообразования на услуги компаний ТЭК и реформирование ТЭК как обеспечение мировой конкурентоспособности.
Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Тарифное регулирование в электроэнергетике осуществляется в соответствии с ФЗ от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон № 41-ФЗ), и ФЗ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
По Закону № 41-ФЗ Правительство РФ наделено полномочием устанавливать основы ценообразования на тепловую и электрическую энергию и правила регулирования тарифов. Указанное полномочие было реализовано путем принятия постановлений от 4 февраля 1997 года № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию», от 2 апреля 2002 года № 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии».
Основы ценообразования разделяют понятия тарифа и цены электрической энергии. Тариф - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность (то есть услуги, плата за оказание которых подлежит государственному регулированию).
Цена электрической энергии - стоимость единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности, но без учета стоимости регулируемых услуг. В действительности понятие цены электроэнергии не отражает весь экономический процесс производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, которые невозможны без определенных инфраструктурных услуг.
Согласно п. 3 Основ ценообразования система регулируемых тарифов состоит из следующих групп:
1) тарифы на оптовом рынке и их предельные уровни;
2) тарифы на розничном рынке;
3) тарифы на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электро-, теплоэнергии.
Для каждой из групп тарифов установлены свои особенности ценообразования.
Основной принцип регулирования тарифов заключается в их экономической обоснованности. Этот принцип прослеживается и должен обеспечиваться во всех нормативных правовых актах, посвященных ценообразованию на энергию. Законодательно он закреплен в ст. 4 Закона № 41-ФЗ и выражается в том, что при установлении тарифов:
- должна определяться экономическая обоснованность планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли регулируемой организации при расчете и утверждении тарифов;
- должна обеспечиваться экономическая обоснованность затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;
- должны учитываться результаты деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
При регулировании цен (тарифов) применяются (+ см. картинку ниже в след вопросе)
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;
3) метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений. В зависимости от использования определенного метода по-разному определяется база для расчета тарифа.
При использовании метода экономически обоснованных расходов базу для расчета тарифа составляет необходимая валовая выручка (далее - НВВ) для осуществления регулируемого вида деятельности. Основы ценообразования определяют НВВ как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, и содержат ряд норм, регулирующих, какие расходы включаются в нее.
При использовании метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (метод RAB) базой для расчета тарифа является рассчитанный в соответствии с Основами ценообразования инвестиционный капитал организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности. Экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала определяется регулирующим органом на основании прогноза уровня инфляции, принятого при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год, с учетом стоимости долгосрочного заемного капитала, сложившейся на финансовом рынке в отчетный период.
Метод индексации применяется в случае, если уровень инфляции (индекс потребительских цен), определенный в прогнозе социально-экономического развития РФ, не превышает 12% в год в расчетном периоде регулирования. В этом случае регулирующие органы вправе применять метод индексации тарифов (в том числе на срок более одного года) на основе прогнозируемого уровня инфляции (индекса потребительских цен). Индексации подлежат ранее утвержденные как предельные уровни, так и конкретные тарифы.
Поскольку оптовый рынок электроэнергии разделен на регулируемый сектор и сектор свободной торговли, Основы ценообразования предусматривают нормы, относящиеся к каждому из них.
В отношении сектора свободной торговли, в рамках которого существует свободное (рыночное) ценообразование, п. 51 Основ ценообразования предусматривает, что цены в секторе свободной торговли не могут быть выше предельного уровня, устанавливаемого ФЭК РФ. Величина предельного уровня цен в секторе свободной торговли определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФЭК РФ, и Правилами оптового рынка. Исходя из этой нормы, при проведении торгов или заключении двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии участники сектора свободной торговли не могут заявлять цены выше предельных уровней.
Алгоритм перехода и регулирования тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (метод RAB).
Есть 3+1 метода расчета тарифов
- Метод RAB – применяют 60%;
- Метод индексации – 30%;
- Метод сравнения аналогов - 0,1 %;
- Метод экономически обоснованных тарифов (затратный метод) - 10%.
Тарифы рассчитываются в РФ по Методическим указаниям Приказа ФСТ + постановление правительства «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ»
RAB-метод предполагает принцип индексации операционных расходов, с сохранением полученного эффекта от сокращения издержек за предприятием в течение всего долгосрочного (пятилетнего) периода действия тарифов. Операционные расходы ежегодно сдерживаются на индекс эффективности, устанавливаемый в диапазоне от 1% до 2,5%. Таким образом, предприятию дается принудительное задание по повышению эффективности. Хотя сам по себе RAB-метод и не специализируется на решении задач энергоэффективности, но, тем не менее, носит стимулирующий характер
RAB (регулируемая база инвестированного капитала) - это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В середине 1990-х годов перешли другие страны. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Вост. Европу. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании в несколько раз снизили свои издержки, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Мировая практика показала, что регулирование тарифов на основе метода RAB имеет ряд преимуществ для компаний, поставляющих услуги, и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс».
Действительно, одним из основных мотивов перехода на RAB-метод является необходимость модернизации сетевого комплекса, износ основных фондов. По России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год.. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. В данной ситуации переход на RAB-регулирование входит в перечень приоритетных направлений.
Так же важным условием при переходе на долгосрочные методы регулирования является понятность тарифа для потребителя, особенно для инвестора, которому необходимы четкие и понятные ориентиры для прогнозирования доходов. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов.
Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется. Метод RAB разработан специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры. Для потребителей: при новой методике тарифообразования энергокомпания находит необходимые средства, которые, по согласованию с органами тарифного регулирования, уже сегодня готова вложить в наше комфортное будущее, а мы на протяжении всего времени пользования электрической энергией будем рассчитываться за нее по вполне приемлемой, установленной государством цене. А также повышается надежность и качество предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.
Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения потребителей.