Всемирная торговая организация: генезис, функции, принципы, деятельности, основные современные противоречия
Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Отличает ВТО как международную систему торговли от ГАТТ та особенность, что в сферу интересов ГАТТ входила только торговля товарами, в то время как в систему ВТО включены Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Соглашение по интеллектуальной собственности определяет требования по охране и использованию интеллектуальных прав в торговле. Каждое государство, участвующее в международной системе ВТО, обязано соблюдать решение по защите интеллектуальных прав и гарантировать применение на своей территории процедур принуждения к соблюдению интеллектуальных прав.
Участие в международной системе торговли (ВТО) предполагает, что государство-участник при подписании 18 многосторонних соглашений берет на себя все обязательства и получает все права, предусмотренные данными документами.
Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.
Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.
В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях:
· Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994,
· Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС),
· Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.
Основные функции ВТО:
– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
– оказание помощи развивающимся странам;
– сотрудничество с другими международными организациями.
Противоречия между странами-членами ВТО.
Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.
Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.
Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.
Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».
Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.
21. Регулирование международной торговли товарами: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1994), требования, принципы и исключения.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация). Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.
1. Размер таможенных пошлин подлежит замораживанию (консолидации) и постоянно пересматривается в сторону уменьшения, а их уровень, указанный в списках тарифных уступок, рассматривается как максимальный (связанный уровень). Уступки автоматически распространяются на всех членов ВТО в силу оговорки необусловленного характера о предоставлении РНБ.
Повышение тарифа возможно лишь как исключение.
2. Отмена нетарифных мер во внешней торговле товарами.
(НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАПРЕЩАЮТСЯ) В качестве исключения допускаются:
1. Запрещения или ограничения экспорта, временно применяемые для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующих государств.
2. Запрещения или ограничения в связи с применением правил классификации, сортировки или реализации товара в международной торговле (например, при продаже товаров второго сорта под видом первого.
3. Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров, включая продукты рыболовства, при проведении правительственных мероприятий, направленных на сокращение национального производства подобных товаров или на ликвидацию затоваривания.
3. Провозглашение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении товаров другого государства.
РНБ в ГАТТ предусматривает обязанности государства предоставлять в отношении товаров из другого государства в определенной области такие же льготы и преимущества, которые уже предоставлены или будут предоставлены в отношении товаров из любого третьего гос-ва.
РНБ распространяется на:
1. Весь круг операций, связанных с ввозом и вывозом товаров.
2. Внутренние налоги и любые внутренние, сборы, которыми могут облагаться иностранные товары.
3. Все законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениями на продажу, покупке, перевозке, распределению использованию.
4. Все сборы, правила и формальности, связанные с транзитом.
5. Требования, предъявляемые к маркировке.
6. Нетарифные меры, если допускается их применение (принцип «неселективности»).
РНБ не распространяется:
1. На преимущества, предоставленные: любой предоставленной стране или между
развиваювающимися странами; соседним странам в целях развития риграничной торговли; в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли
2. На преимущества, действующие между отдельным иными территориями, в том числе: Великобритания и зависимые от нее территории, территории Французского союза; таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и их зависимые территории; участниками других преференциальных оглашений.
4. Провозглашение национального режима (НР)) в отношении товаров другого государства.
Национальный режим предусматривает обязанность государства предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим на внутреннем рынке, что и национальным товарам.
НР не распространяется
1. На законы, правила и требования, регулирующие правительственные закупки (закупки для гос. нужд).
2. На выплату субсидий исключительно внутренним производителям, а так же на выплату субсидий в форме правительственных закупок отечественных товаров.
3. На демонстрацию кинофильмов (ГАТТ допускает введение демонстрационных квот, т.е. требования демонстрации фильмов отечественного происхождения в рамках определенного объема.
5. Введение свободы международного транзита через территорию государства.
1. Право осуществлять транзит по наиболее подходящим для международного транзита путям
2. Запрет дискриминации в зависимости от: флага судна; происхождения товара; места захода или выхода транспортного средства; места назначения товара и собственника транспортного средства.
При этом страна может потребовать, чтобы транзитные перевозки через ее территорию осуществлялись через соответствующую входную таможню.
3. Запрет подвергать транзитные перевозки ненужным задержкам или ограничениям.
4. Освобождение транзитных перевозок от: таможенных пошлин; всех транзитных и иных сборов (за исключением сборов, соразмерных с административными расходами и стоимостью предоставляемых услуг, вызываемых транзитом).
5. Предоставление товарам, которые прошли через территорию другой страны, режима не менее благоприятного, нежели товарам при прямой отгрузке.