Тема 4 Анализ объема выпуска и реализации продукции
1 Задачи анализа:
1) оценка выполнения производственной программы по показателям объема выпуска, структуры, ассортимента, качества, ритмичности
2) оценка динамики выпуска и реализации продукции
3) проверка оптимальности и сбалансированности плановых показателей, планов их напряженности и реальности
4) оценка реализации продукции, рынков сбыта, существующих и потенциальных покупателей, конкурентоспособности на основе маркетинговых исследований
5) выявление и количественное измерение факторов влияющих на выпуск и реализацию продукции
6) изыскание и выявление внутрипроизводственных резервов по увеличению объемов выпуска и реализации
7) увеличение объема выпуска и реализации продукции
Информационная база:
· форма № 2 «о доходах и убытках»
· статистическая отчетность П1-П4
· данные отдела сбыта (объем реализованной продукции в натуральном и стоимостном выражении, ассортимент)
· данные первичного бухгалтерского учета (по отгрузке)
· данные производственного отдела по ритмичности
· данные отдела лаборатории по качеству
· данные экономического отдела – данные по ценам предыдущего годи и текущего года
2. Методика общей оценки выпуска продукции
1. Показатели объема выпуска продукции сравниваются с показателями реализации, характеризуют динамику показателей отдельно за базовый и отчетный период. С этой целью составляют таблицу вида:
Годы | Выпуск товарной продукции | Реализованная товарная продукция | Абсол. откло- нения | ||||
Фактический выпуск, тыс. руб. | Базисный индекс, % | Цепной индекс, % | Фактическая реализация, тыс. руб. | Базисный индекс, % | Цепной индекс, % | ||
2. Обеспечивается сопоставимость данных с тем, чтобы в будущем провести факторный анализ. На данном этапе составляется таблица вида:
Показатели | Базовый год | Отчетный год | Абсолотклонение | Темп роста, % | Темп прироста, % | ||
Тыс. руб. | Тыс. руб. | ||||||
1.Объем выпуска товарной продукции 1.1 В действующих ценах 1.2 В сопоставимых ценах 2. Объем реализованной продукции 2.1 В действующих ценах 2.2 В сопоставимых ценах | Кбаз*Цбаз Кбаз*Цбаз | Котч*Цотч Котч*Цбаз |
3. Выявляют и количественно измеряют факторы, влияющие на объем выпущенной товарной продукции. Такими факторами являются количество товарной продукции и цена единицы товарной продукции:
ТП = Ктп(кол)*Цтп(кач)
∆ТП∆Ктп = Котч*Цбаз - Кбаз*Цбаз
∆ТП∆Цтп = Котч*Цотч – Котч*Цбаз
∆ТПобщ = ∆ТП∆Ктп + ∆ТП∆Цтп
Рассчитаем индексы количества товарной продукции и цены единицы товарной продукции с тем, чтобы определить как меняются эти факторы:
ИКтп= (Котч*Цбаз / Кбаз*Цбаз)*100
ИЦтп = (Котч*Цотч / Котч*Цбаз)*100
4. Аналогично проводится анализ реализованной продукции.
5. Выявляется взаимосвязь между показателями объема выпускаемой продукции и реализованной продукции, т.е. рассматривают одну из ситуаций:
ТП = РП,
ТП>РП,
ТП<РП
Далее составляется баланс реализованной продукции:
РП = Орп(н.г.) + ТП - Орп(к.г.)
где Орп(н.г.) и Орп(к.г.) – остатки реализованной продукции соответственно на начало и конец года.
6. Выявляют и количественно измеряют факторы, влияющие на объем реализованной продукции (отдельно рассматривают внутренние и внешние факторы).
7. Разрабатываются рекомендации по увеличению объемов выпущенной и реализованной продукции.
3. Методика анализа влияние факторов производства на выпуск товарной продукции
1. Составляется аналитическая таблица, в которой указывают следующие показатели: объем товарной продукции, среднегодовая стоимость основных фондов, среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, материальные затраты, фондоотдача, производительность труда, материалоотдача.
По каждому показателю таблицы рассчитывают абсолютные отклонения, темпы роста и темпы прироста.
2. Определяют и количественно измеряют факторы, влияющие на товарную продукцию. Анализ проводится в разрезе каждого фактора – ресурса.
ТП=Соф*Фо,
ТП=Мз*Мо,
ТП=Ч*Пт
Так как исходные формулы двухфакторные, мультипликативные, то их анализ проводится индексным или интегральным методом.
На данном этапе следует получить следующие результаты: ∆ТПобщ, ∆ТП∆Соф, ∆ТП∆Фо, ∆ТП∆Мз, ∆ТП∆Мо, ∆ТП∆Ч, ∆ТП∆Пт.
3. Определяется характер развития предприятия. Для этого определяется доля прироста за счет каждого фактора в общем приросте обобщающего показателя.
Дкач=(∆ТП∆кач : ∆ТПобщ)*100
Дкол=(∆ТП∆кол : ∆ТПобщ)*100
По полученным долям определяют характер развития предприятия. Он может быть: смешанным с преобладанием экстенсивного или интенсивного фактора, чисто экстенсивным или чисто интенсивным.
Смешанный с преобладанием экстенсивного фактора | Смешанный с преобладанием интенсивного фактора | Чисто экстенсивный | Чисто интенсивный |
Дкол>0 Дкач>0 Дкол+Дкач=100 Дкол>50% | Дкол>0 Дкач>0 Дкол+Дкач=100 Дкач>50% | Дкол>100 Дкач<0 | Дкач>100 Дкол<0 |
4. Определяется относительная экономия или перерасход каждого ресурса (численность работников, материальные затраты, основные фонды):
Эр = Ротч – Рбаз*ТПотч/ТПбаз,
где Р – ресурс.
Если в результате расчета получают положительное число, то это означает перерасход ресурса; а если отрицательное – экономию ресурсов.
Показатель относительной экономии (перерасхода) характеризует величину необходимых ресурсов при достигнутом объеме производства и стабильности на базовом уровне качественного показателя использования ресурсов.
5. Определяется соотношение между темпами прироста ресурса и темпами прироста товарной продукции:
К = ТпрР/ТпрТП
Экономический смысл формулы заключается в том, что она показывает, сколько необходимо привлечь ресурсов, чтобы получить 1% прироста товарной продукции.
По значению коэффициента К можно судить о характере развития предприятия:
-если 0<К<0,5 смешанный с преобладанием интенсивного фактора
-если 0,51<К<1 смешанный с преобладанием экстенсивного фактора
-если К<0 чисто интенсивный
-если К>1 чисто экстенсивный
6. Выявляют негативные факторы работы предприятия и разрабатывают рекомендации по их устранению.
4. Методика анализа ассортимента выпущенной продукции
Ассортимент– это перечень наименований выпущенной продукции с указанием количества по каждому из них.
1. По каждому наименованию продукции отчетный выпуск сравнивается с базовым и определяются показатели динамики.
2. Определяется сумма, засчитанная в счет базового ассортимента. Для этого по каждому наименованию продукции отчетный выпуск сравнивается с базовым выпуском и выбирается наименьшее значение, которое и будет засчитано. Засчитанные величины по колонке суммируют и получают общую их сумму.
Наименование продукции | Базовый год | Отчетный год | Темп роста, % | Засчитано в счет базового ассортимента | Абсолютное отклонение |
3. Определяется коэффициент ассортиментности. Для этого общую сумму, засчитанную в счет базового ассортимента, делят на базовый итоговый объем продукции.
4. Определяют величину недополученной продукции. Для этого рассчитывают абсолютные отклонения между отчетным и базовым выпуском, результат с остатком «-» это и есть недополученная продукция.
5.Разрабатываются мероприятия по устранению причин нарушения ассортимента.
5. Методика анализа структуры выпуска продукции
Структура-соотношение отдельных видов (наименований) продукции в общем объеме выпуска.
1. По указанному наименованию продукции базовый выпуск сравнивается с отчетным выпуском, и рассчитываются темпы роста.
2. Рассчитывается удельный вес каждой продукции в общем объеме выпуск отдельно за отчетный и базовый год.
Наименование продукции | Базовый год | Отчетный год | Темп роста, % | Отчетный выпуск при базовой структуре | Засчитано в счет базовой структуры | Абсолют. отклонен. | ||
Факт. выпуск, тыс. руб. | Уд. вес, % | Факт. выпуск, тыс. руб. | Уд. вес, % | |||||
3. Рассчитывается величина отчетного выпуска продукции при базовой структуре. Для этого по каждому наименованию продукции базовый выпуск умножается на общий темп роста продукции, взятый в долях. Полученные величины по колонке суммируются, и результат должен абсолютно равняться итоговому выпуску продукции за отчетный год.
4. Определяют сумму, засчитанную в счет базовой структуры. Для этого по каждой продукции отчетный выпуск сравнивается с отчетным выпуском при базовой структуре и выбирается наименьшее значение, которое будет засчитано. Засчитанные величины по столбцу суммируют и получают общую сумму.
5. Определяют коэффициент структурных сдвигов. Для этого общая сумма, засчитанная в счет базовой структуры, делится на итоговый выпуск за отчетный период.
6. Определяется величина недополученной продукции. Для этого рассчитывают абсолютное отклонение между отчетным выпуском и отчетным выпуском при базовой структуре. Значения со знаком «-» - недополученная продукция.
7. Выявляют причины структурных сдвигов и разрабатывают мероприятия по их устранению.
6. Методика анализа ритмичности
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичность определяется с помощью графического и аналитического методов.
Аналитический метод предполагает расчет коэффициента ритмичности, который характеризует степень равномерного выпуска продукции.
Существует два способа оценки ритмичности.
Первый способ проводится в пределах указанной базы, то есть на коэффициент ритмичности влияет только недополученная продукция по сравнению с базой. Он позволяет оценить точность выполнения программы.
1. Отчетный выпуск продукции за каждый элементарный промежуток времени сравнивается с базовым выпуском и рассчитываются абсолютные отклонения и темпы роста.
2. Определяется удельный вес выпуска в общем объеме выпуска продукции отдельно за базовый и отчетный период.
3. Определяют сумму, засчитанную в счет базовой ритмичности. Для этого по каждому элементарному значению времени отчетный выпуск сравнивается с базовым выпуском и выбирается наименьшее значение, которое и будет засчитано. Засчитанные величины по колонке суммируются и получают общую их сумму.
4. Рассчитывают коэффициент ритмичности. С этой целью общую сумму, засчитанную в счет базовой ритмичности, делят на итоговый выпуск за базовый период.
Второй способ проводится в пределах отчетного выпуска, то есть на коэффициент ритмичности влияют недополученная продукция и увеличение выпуска по сравнению с базой. Позволяет оценить равномерность выполнения программы.
1.см 1 способ
2.см 1 способ
3. Определяется отчетный выпуск при базовой ритмичности. Для этого по каждому элементарному промежутку времени базовый объем умножается на общий темп роста, взятый в долях. Полученные величины по колонке суммируются, и результат должен абсолютно равняться итоговому выпуску за отчетный год.
4. По каждому элементарному промежутку времени определяется отклонение между отчетным выпуском и отчетным выпуском при базовой ритмичности.
5. Определяется квадрат отклонений (δ2)
6. Рассчитывается среднеквадратическое отклонение:
δ ср = √∑δ2/n,
где n – количество элементарных промежутков времени.
7. Рассчитывается коэффициент вариации:
Кв = δ ср / ТПбаз ср
8. Рассчитывается коэффициент ритмичности
Кр = 1-Кв
9. Определяется величина недополученной продукции (см. шаг 4 значения со знаком минус)
10. Устанавливаются причины неравномерной работы предприятия и разрабатываются рекомендации по их устранению.
7. Методика анализа качества продукции
Методика анализа качества продукции зависит от специфики отрасли, к которой принадлежит исследуемое предприятие. Распространенным показателем качества является сортность.
Методика анализа по сортности:
1. По каждому сорту выпускаемой продукции отчетный объем выпуска сравнивается с базовым и определяются показатели динамики.
2. Рассчитывается удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме выпуска соответственно за базовый и отчетный годы:
Сорт | Цена продукции, руб. | Базовый год | Отчетный год | Темп роста, % | ||||
Факт. выпуск, шт. | Факт. выпуск, руб. | Уд. вес, % | Факт. выпуск, шт. | Факт. выпуск, руб. | Уд. вес, % | |||
3. Рассчитывается коэффициент сортности отдельно за базовый и отчетный год. Для этого определяют частное между фактическим выпуском продукции в стоимостном выражении в целом по предприятию, и произведением между количеством товарной продукции в целом по предприятию и ценой наивысшего сорта (в натуральном выражении)
4. Определяется величина изменения качества на изменение объема выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
Расчет проводится через среднюю цену.
Цср(баз) = ∑4/∑3
Цср(отч) = ∑7/∑6
Далее составляется формула товарной продукции:
ТП = Ккол*Цкач
∆ТПЦср = ∆Цср *Ктп(отч).
Анализ производится индексным методом.
5. Выявляют причины снижения качества продукции и разрабатывают рекомендации по их устранению.