Цели перехода России на МСФО
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.
Задачи реформы:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Направления реформы:
- совершенствование нормативного правового регулирования;
- формирование нормативной базы (стандарты);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в регулировании доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В связи этим необходимо решить следующие вопросы:
- переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
- регулирование финансового учета;
- органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
- взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
В настоящее время международные стандарты в основном используются крупными российскими компаниями, предприятиями нефтегазового комплекса и банками ("РАО Газпром", "РАО ЕЭС Россия", "Внешэкономбанк", "Альфа банк").
Акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, должны готовить отчетность в соответствии с МСФО.
Полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО является тупиковым путем развития, поскольку в ее основе лежит игнорирование системы бухгалтерского учета конкретной экономической ситуации, прикладного характера этой системы.
В России выбран способ применения МСФО, который предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов
Порядок перехода на МСФО
Основные этапы перехода на составление финансовой отчетности по МСФО
Процесс перехода на составление отчетности по МСФО достаточно сложен, поэтому Комитет по МСФО разработал стандарт IFRS 1 «Первое применение МСФО», который вступил в силу с 1 января 2004 года. Он является обязательным к применению всеми компаниями, которые впервые составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО, и содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности.
Для приведения показателей российской отчетности в соответствие с МСФО можно выделить основные подготовительные этапы.
Этап 1. Определение отчетной даты и даты перехода
При составлении первой отчетности по МСФО необходимо четко различать дату перехода (начало первого отчетного периода) на МСФО и отчетную дату (окончание первого отчетного периода). Еще одним требованием МСФО является необходимость представления сопоставимых данных хотя бы за один предыдущий период. Например, компания составляет свою первую отчетность по МСФО на 31 декабря 2005 года (отчетная дата). Отправная точка, с которой компания начинает применение МСФО, должна быть минимум на два года раньше отчетной даты для соблюдения принципа сопоставимости данных. В нашем случае это 1 января 2004 года, то есть дата вступительного баланса (дата перехода на МСФО), на которую определяются вступительные балансовые остатки по МСФО (см. этап 3).
Существует обязательное требование соответствия первой полной финансовой отчетности, включающей сравнительные данные, всем стандартам, действующим на отчетную дату. Однако не все стандарты, которые применялись в 2004 году, совпадают с теми, которые действовали в 2005 году. С целью решения данной проблемы Комитет по МСФО выпустил фиксированный перечень новых стандартов, которые вступают в силу с 1 января 2005 года и должны применяться ко всем периодам, представленным на 31 декабря 2005 года1.
Этап 2. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО
Компания должна составить и утвердить новую учетную политику2, соответствующую МСФО, которая будет действовать на отчетную дату. При этом нужно учитывать, что принятая учетная политика должна применяться ко всем отчетным периодам, отраженным в отчетности.
Ошибки при создании учетной политики и выборе методов и принципов ведения учета могут обойтись компании очень дорого, так как внесение изменений в учетную политику по МСФО возможно в очень редких случаях. Как результат, компания будет вынуждена использовать тот метод, который прописан в ее учетной политике. Хотя, возможно, альтернативный вариант данного метода учета смог бы представить финансовый результат компании в более привлекательном виде.
Этап 3. Определение статей активов и обязательств по МСФО
После утверждения учетной политики компания должна проанализировать все имеющиеся у нее активы и обязательства на дату перехода на МСФО на предмет их признания или списания в соответствии с МСФО. При этом актив или обязательство могут быть приняты к учету по МСФО, даже если они и не отражаются в учете по российским стандартам, и наоборот. В частности, компания может не признавать в соответствии с РСБУ определенные отложенные налоговые активы или обязательства, которые будут признаваться по МСФО, например отложенные налоги по переоценке основных средств. Или же в соответствии с российскими правилами учета компания создала резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, который не будет признаваться согласно МСФО.
Этап 4. Оценка активов и обязательств по МСФО
Следующий этап заключается в оценке признанных активов и обязательств для целей МСФО. Как и в случае с признанием, существуют различия в оценке активов и обязательств между РСБУ и МСФО. Они могут быть связаны как с разным составом капитализируемых статей, так и с различной оценкой будущих денежных потоков, формирующих балансовую оценку активов или обязательств. Например, по МСФО объекты основных средств, находящиеся в лизинге, отражаются по дисконтированной стоимости арендных платежей, а согласно РСБУ – по номинальной величине лизинговых платежей.
Разница подходов к формированию балансовой стоимости объектов учета может привести к практическим трудностям в их применении. Например, при оценке первоначальной стоимости основных средств, включаемых во вступительный баланс в соответствии с МСФО, могут возникнуть проблемы из-за отсутствия информации о стоимости их приобретения.
В подобной ситуации МСФО (IFRS) 1 предлагает следующий выход: компания может включить основные средства во вступительный баланс по их справедливой стоимости3 на дату перехода на МСФО, которая будет считаться их «условно первоначальной» стоимостью. Этот подход также выгоден для тех компаний, которые хотели бы увеличить стоимость своих активов на дату перехода на МСФО. Применение этого метода совершенно не означает, что в будущем компания обязана на регулярной основе производить переоценку своих основных средств, как это требуется, если компания выбирает для последующего учета основных средств модель отражения по переоцененной стоимости. Аналогичным образом в российском учете результаты переоценки не отражаются в налоговом учете.
Этап 5. Корректировка величины капитала и резервов
После того как компания пройдет перечисленные выше этапы, величина ее чистых активов может отличаться от величины капиталов и резервов, сформированных в соответствии с российским законодательством. Согласно МСФО (IFRS) 1 эту разницу нужно отражать в составе нераспределенной прибыли.
Несмотря на то что описанные выше этапы составления отчетности по МСФО кажутся очевидными, каждый из них связан с определенными трудностями. Успешное их преодоление в немалой степени зависит от того, насколько хорошо руководители компании понимают, что переход на МСФО затрагивает не только бухгалтерию предприятия, но и многие бизнес-процессы, в первую очередь связанные с процессом управления предприятием в целом. Поэтому мало просто пожелать вписаться в международную систему отчетности, необходимо рассматривать переход на МСФО как сложный проект, требующий контроля и координации со стороны высшего руководства в течение всего срока его осуществления.
76. Функции и элементы системы налогообложения юридических и физических лиц.
Платеж считается установленным лишь в том случае, когда определены его элементы, а именно: субъект и объект платежа; платежная база; платежный период; ставка платежа; льготы по платежу; порядок исчисления платежа; порядок и сроки уплаты.
В первую очередь, определяется сами субъекты платежа – налогоплательщики и плательщиками сборов, – юридические (организации) и физические лица, которые сами осуществляют процедуру определения размера и уплаты платежей, а в случае, если обязанности по исчислению, удержанию у плательщиков и их перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации возлагается на другие лица – последние имеют статус налоговых агентов. К примеру, по налогу с физических лиц – работников организации их налоговым агентом выступает сама организация-наниматель.
Объект платежа – имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения платежом (налогом). Объекты платежей многообразны. К ним относятся недвижимое имущество – земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество – автомашины и подвижное оборудование, ценные бумаги, денежные средства; предметы потребления – бензин, продукты питания и т. д.; доходы – заработная плата, прибыль, рента и др.
Платежная (налоговая) база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта платежа. Платежная база определяется как разница между объектом платежа и льготами.
Платежный период – время, определяющее период исчисления оклада платежа, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежедекадно, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год).
Ставка платежа – размер платежа (налога), установленный на единицу платежной базы. Ставки могут быть: 1) специфические, т.е. установленные в определенной денежной сумме на определенную единицу натурального измерения платежной базы (например, налог на добычу природного газа – 147 рублей за 1 тыс. м3); 2) адвалорные, т.е. в процентах к стоимости товаров (например, налог на добавленную стоимость – 18%); 3) комбинированные, т. е. сочетание адвалорной и специфической ставки (например, вывозная таможенная пошлина за отходы и лом алюминиевые – 50% от стоимости, но не менее 380 евро за 1000 кг).
Различают четыре метода установления ставок: 1) аккордные (или равные) – не зависят от величины объекта платежа, например для государственной пошлины; 2) пропорциональные – изменяются в пропорции от величины объекта платежа, например для налога на прибыль; 3) прогрессивные ставки – увеличиваются по мере увеличения объекта платежа, например для платежей за загрязнение окружающей среды; 4) регрессивные ставки – снижаются по мере увеличения объекта платежа, например для единого социального налога.
Льготы по платежу – снижение размера (тяжести) обложения. Могут применяться следующие льготы: введение необлагаемого минимума – освобождение от платы части объекта платежа; установление налогового иммунитета – освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение ставок платежа вплоть до нуля, возврат части или всего платежа; отсрочка внесения платежа – предоставление налогового кредита, налоговые каникулы.
Порядок исчисления платежа. Плательщик самостоятельно исчисляет сумму платежа, подлежащую уплате за платежный период, исходя из платежной базы, ставки платежа и имеющихся льгот.
Порядок и сроки уплаты платежа. Уплата платежа производится по итогам каждого платежного периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежный период.
Для налогового учета налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации, которые представляют собой письменные заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Декларация составляется для каждого налога.
77. Особенности налогообложения недрапользователей РФ
Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, – Кц.
Данный коэффициент ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:
Кц = (Ц – 8) x Р / 252
где Ц – средний за налоговый период уровень цен нефти сырой марки "Юралс" в долларах США за один баррель
Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ
Льготы налогообложения. Льготы– это преимущества одних налогоплательщиков по сравнению с другими, возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере
Налог на добычу со ставкой 0%:
· в части нормативных потерь полезных ископаемых
· попутный газ
· подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых
Льготы налогообложения
Изменения ставки налога на добычу:
· При сверхнормативных потерях – ставка увеличивается в 2 раза
· При разработке отходов производства ставка налога составляет 25-50% от базовой
Льготы налогообложения
Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7
Льготы налогообложения
Налог на добычу общераспространенных ископаемых и воды не взимается с собственника земельного участка. Налог на пользование природными ресурсами не взимается с недропользователей, осуществляющих геологическое изучение недр, при поисках и разведке в пределах горного отвода, а также при пользовании особоохраняемых геологических объектов. Налог на добавленную стоимость с горных предприятий взимается со ставкой 0% при реализации минерального сырья, помещаемых под таможенный режим экспорта (за исключением нефти и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ). Не взимается налог на имущество со стоимости магистральных трубопроводов. С государственных учреждений не взимается земельный налог. Налог на прибыль уменьшается на сумму геологоразведочных работ, завершившихся успехом.
Неналоговые платежи