Управление прибылью и рентабельностью предприятия
Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. (рис.1)
На выручку от продажи влияют следующие основные факторы
1.1)Прежде всего следует учитывать, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести больше продукции, чем существующие возможности ее реализации.
Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. Для увеличения прибыли предприятие должно предпринять меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.
1.2) Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как например роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод 6 необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.
1.3) Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения для того, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счет этого прибыли.
1.4) Фактором, непосредственно определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.
1.5)Кроме указанных факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
Таким образом, рассмотренные основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа.
1.6) повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда
1.7) Размер дебиторской задолженности
2) Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как указывалось, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ; услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валовой прибыли.
3) Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения.
Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Прибыль от этой реализации излишних основных фондов исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.
4) Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы):
• доходы от долевого участия в деятельности других организаций;
• доходы от сдачи имущества в аренду;
• дивиденды, процен-йь1 по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
• суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).
В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Могут иметь место и другие внереализационные доходы (расходы), не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Так, учитываются курсовые разницы (положительные и отрицательные) по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте. До 1991 г. в составе внереализационных доходов и расходов учитывались в основном суммы уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек и других санкций. В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономике в составе внереализационных результатов появились новые элементы, связанные с предпринимательской деятельностью. Это — доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации.
С развитием арендных отношений многие предприятия в целях получения доходов сдают часть своего имущества, включая помещения, сооружения и др., в аренду на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге организация получает доход, увеличивающий внереализационные доходы, а следовательно, и валовую прибыль.
Эффект операционного рычага
Введем в анализ рассмотрение проблемы сопоставления выручки (оборота) с общими издержками предприятия, выделяя из общих издержек постоянные (FC) и переменные (VC), а также смешанные издержки.
Напомним, что постоянные издержки — это те, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. К ним следует отнести затраты, связанные с погашением кредитов и выплатой процентов по ним, арендой земли и помещений, амортизацией средств труда, выплатой зарплаты руководителям, и некоторые другие.
Переменные же издержки — это те, величина которых связана с изменением объема производства фирмы. К ним следует отнести затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, выплаты зарплаты работникам предприятия.
Смешанные затраты — это те, которые трудно определенно отнести к постоянным или к переменным. Сюда входят затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и прочие расходы.
Какова все-таки практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам)?
Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации её динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).
Первая проблема экономической наукой решена и не представляет специального интереса в рамках данной работы. Две другие проблемы непосредственно связаны с вопросами, решаемыми в рамках нашего исследования; рассмотрим их.
Теперь можно определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса — порог рентабельности. Следовательно, порог рентабельности — это такой объем производства, при котором фирма не получает ни прибылей, ни убытков:
(15) или
(16)
где ПР — порог рентабельности, ВЫРУЧКА - VC дается в относительном выражении.
Решив уравнение (16) относительно порога рентабельности,
получим: £
(17)
Рассчитаем порог рентабельности для нашего числового примера:
Аналогично можно определить и то количество товара (при условии, что фирма производит один вид товара), при котором прибыль будет равна 0 (не будет и убытков). Если фирма производит несколько товаров, то необходимо определять это пороговое значение для каждого товара.
Получив значение этого параметра, предприниматель может ориентироваться на него при построении своей производственной программы, учитывая при этом состояние рынка данных товаров (конкуренция, монополия и пр.), эластичность спроса на данный товар, фазу жизненного цикла товара и другие показатели.
Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:
(18)
Эта ситуация позволяет сделать любопытный вывод: формальные финансовые расчеты могут привести к ошибочному решению. Необходимо, принимая финансовые решения, руководствоваться учетом многих нефинансовых обстоятельств (в нашем случае — это маркетинговый цикл, в других — учет интересов экономических субъектов и многое другое). Данный вывод имеет очень большую практическую ценность при принятии решений об управлении финансовыми потоками в финансовом менеджменте. Представляется, что это еще один аргумент в пользу концепции финансового менеджмента, отстаиваемой в данной работе.
Для этого необходимо ввести новое понятие — эффект операционного (производственного) рычага. Он связан с тем, что любое изменение выручки от реализации приводит к большему изменению в величине прибыли.
Проиллюстрируем простым примером. Пусть выручка от реализации равна 1000, переменные затраты — 700, постоянные — 200, прибыль — 100. Пусть производство выросло на 10%. Выручка составила теперь 1100, переменные издержки — 770, постоянные — 200, прибыль — 130, т.е. при 10%-ном росте производства прибыль выросла на 30%!
Механизм такого приятного для менеджера несоответствия очевиден: у нас пропорционально выросли переменные издержки, а постоянные остались неизменными. Следовательно, огромный позитивный потенциал для деятельности фирмы заложен в экономии на постоянных издержках, в том числе и затратах, связанных с управлением предприятием.
Практически силу воздействия производственного рычага (СВПР) (мультипликационный эффект роста прибыли, связанный с неизменностью постоянных издержек) можно рассчитывать по следующей формуле:
Для нашего случая его величина будет равна (1000 — 700) : : 100 = 3, т.е. при росте выручки на 1% прибыль должна вырасти на 3%. А при росте выручки на 10%? на 30%? (Эти цифры нами получены выше).
Если мы будем производить дальнейшую трансформацию формулы (14), то можем получить еще несколько интересных результатов, связывающих СВПР с процентным изменением НРЭИ, с ценой единицы товара и пр.
Важно отметить, что СВПР мы рассчитываем для определенного объема продаж, выручки. При его изменении необходимо будет снова определить СВПР.
Эффект производственного рычага наблюдается как при росте объема производства фирмы, так и при его снижении. Проиллюстрируем цифровым примером. Пусть у нас сокращается выручка фирмы на 10%, т.е. с 1000 до 900. При этом переменные затраты составят 630, а постоянные издержки будут на прежнем уровне — 200. Прибыль же, сократившись, составит 70, т.е. снизится на 30%. Мы видим, что СВПР та же — 3, но действует рычаг в противоположном направлении. Снижение прибыли больше снижения величины выручки! Это дает основание утверждать, что эффект производственного рычага непосредственным образом показывает величину производственного (предпринимательского) риска, связанного с данным предприятием. Чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше и предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.
Теперь можно сформулировать два правила, полезных для предпринимателя при принятии решений с использованием эффекта операционного (предпринимательского) рычага.
1.Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.
2.Следует помнить, что сила воздействия производственного рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).
Положения, соответствующие максимальному производственному (операционному) риску неполучения прибыли ожидаемой величины в результате снижения выручки от реализации, — это:
1) положение в области порога рентабельности (здесь, в случае снижения выручки, можно столкнуться не с сокращением прибыли, а с получением убытков);
2) положение, соответствующее максимуму запаса финансовой прочности при условии задержки фирмы с реализацией инвестиционного проекта в срок инвестиционного проекта
обобщающей оценки стоимости капитала. Поэлементная оценка стоимости капитала служит предпосылкой для обобщающего расчета этого показателя. Таким обобщающим показателем является средневзвешенная стоимость капитала. Исходной базой его формирования являются следующие данные, полученные в процессе поэлементной оценки капитала:
Процесс расчета средневзвешенной цены капитала (WACC) показан ниже:
1 этап Расчет веса каждого компонента структуры капитала компании.
2 этап Расчет цены каждого компонента.
3 этап Умножение этих цен на веса для получения взвешенной цены каждого компонента.
4 этап Суммирование взвешенных цен для получения средневзвешенной цены капитала.
С учетом приведенных исходных показателей определяется сред* невзвешенная стоимость капитала (ССК), принципиальная формул!
расчета которой имеет вид:
Показатель средней цены капитала выполняет ряд важнейших функций:
1. Принцип предварительной поэлементной оценки стоимости капитала. Так как используемый капитал предприятия состоит из неоднородных элементов (прежде всего — собственного и заемного их видов, а внутри них — по источникам формирования), в процессе оценки его необходимо разложить на отдельные составляющие элементы, каждый из которых должен быть объектом осуществления оценочных расчетов.
Стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде определяется по следующей формуле:
где СКф0 — стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде, %; ЧПС— сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.
Стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счет эмиссии привилегированных акций рассчитывается по формуле:
гдеССКПр— стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций, %;
Дпр — сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соответствии с контрактными обязательствами эмитента;
КПр — сумма собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций;
ЭЗ — затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии.
Стоимость дополнительного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), рассчитывается по следующей формуле:
где ССКпа — стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), %;
Ка — количество дополнительно эмитируемых акций; Дпа — сумма дивидендов, выплаченных на одну простую акцик
в отчетном периоде (или выплат на единицу паев), %; ПВТ— планируемый темп выплат дивидендов (процентов пс
паям), выраженный десятичной дробью; Кпа — сумма собственного капитала, привлеченного за сче1
эмиссии простых акций (дополнительных паев); ЭЗ — затраты по эмиссии акций, выраженные в десятично*
дроби по отношению к сумме эмиссии акций (допол-
нительных паев).
Стоимость заемного капитала в форме банковского кред та оценивается по следующей формуле:
где СБК— стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме банковского кредита, %;
ПКб— ставка процента за банковский кредит, %;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной
дробью; "
ЗПб— уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью.
Стоимость финансового лизинга оценивается по следующей формуле:
где СФЛ — стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях финансового лизинга, %; -ЛС— годовая лизинговая ставка, %; НА — годовая норма амортизации актива, привлеченного на
условиях финансового лизинга, %; Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
ЗПфЛ — уровень расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к стоимости этого актива, Bbipai женный десятичной дробью.
Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, определяется по такой формуле:
где СОЗк— стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %; СК — ставка купонного процента по облигации, %; Снп— ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
Э30— уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью.
Стоимость товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, рассчитывается по следующей формуле:
где СТКк — стоимость товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого на условиях краткосрочной отсрочки платежам/о;
ЦС — разц$р ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию („платежа против документов"), %;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
ПО— период предоставления отсрочки платежа за продукцию, в днях.
Стоимость внутренней кредиторской задолженности предприятия учитывается по нулевой ставке, так как представляет собой бесплатное финансирование его хозяйственной деятельности за счет этого вида заемного капитала.
2. Принцип обобщающей оценки стоимости капитала. Поэлементная оценка стоимости капитала служит предпосылкой для обобщающего расчета этого показателя. Таким обобщающим показателем является средневзвешенная стоимость капитала. Исходной базой его формирования являются следующие данные, полученные в процессе поэлементной оценки капитала:
Процесс расчета средневзвешенной цены капитала (WACC) показан ниже:
1 этап Расчет веса каждого компонента структуры капитала компании.
2 этап Расчет цены каждого компонента.
3 этап Умножение этих цен на веса для получения взвешенной цены каждого компонента.
4 этап Суммирование взвешенных цен для получения средневзвешенной цены капитала.
С учетом приведенных исходных показателей определяется сред* невзвешенная стоимость капитала (ССК), принципиальная формул!
расчета которой имеет вид:
1) Он может использоваться на предприятии для оценки эффективности различных предлагаемых инвестиционных проектов. Он показывает нижнюю границу доходности проекта (предельную ставку). При оценке эффективности все проекты ранжируются по уровню доходности, и к реализации должны приниматься те из них, которые обеспечивают доходность, превышающую средневзвешенную цену капитала.
2) При экономическом обосновании инвестиционных проектов необходимо сопоставлять внутреннюю норму доходности со средневзвешенной ценой капитала. Внутренняя норма доходности должна превышать средневзвешенную цену капитала.
3) Средневзвешенная цена капитала как показатель используется для оценки структуры капитала и определения ее оптимизации.
ПримерСравнить эффективность финансирования обновления актива при следующих условиях:
- стоимость актива — 60 тыс. усл. ден. ед.; срок эксплуатации актива — 5 лет;
- авансовый лизинговый платеж предусмотрен в сумме 5% и составляет 3 тыс. усл. ден. ед.;
- регулярный лизинговый платеж за использование актива составляет 20 тыс. усл. ден. ед. в год;
- ликвидационная стоимость актива после предусмотренного срока его использования прогнозируется в сумме 10 тыс. усл. ден. ед.
- ставка налога на прибыль составляет 30%;
- средняя ставка процента по долгосрочному банковскому кредиту составляет 15% в год.
Решение: Исходя из приведенных данных, настоящая стоимость денежного потока составит:
1) при приобретении актива в собственность за счет собственных финансовых ресурсов:
2) при приобретении актива в собственность за счет долгосрочного банковского кредита:
3) при аренде (лизинге) актива:
Сопоставляя результаты расчета можно увидеть, что наименьшей является настоящая стоимость денежного потока при лизинге:
Это означает, что наиболее эффективной формой финансирования обновления данного актива является его аренда на условиях финансового лизинга.
Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Оно осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства.
Цель финансового планирования – повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы , минимизации рисков и т.д.
Качество принимаемых решении в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования.
Для того чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться следующими принципами:
1) непрерывностью планирования;
2) научностью;
3) нацеленностью планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на достижение максимальной прибыли;
4) взаимной увязкой и координацией.
Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы. Это денежные средства, которые обеспечивают формирование оборотных средств, долгосрочных вложений и фондов специального назначения.
К финансовым ресурсам относятся прибыль и доходы от всех видов предпринимательской деятельности, амортизационный фонд на восстановление основных фондов. По рейтингу использования к финансовым ресурсам приравниваются долгосрочные ссуды банка, прочие доходы и поступления.
В процессе планирования главное внимание уделяется гарантиям выполнения обязательств перед бюджетом и банками, выявлению резервов и использованию ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов.
Финансовый менеджер при планировании финансовых показателей руководствуется отчетностью, содержащей информацию о средствах предприятия, их источниках и движении. От этого зависит степень достоверности плана развития, полноты и комплексности.
Выделяют различные типы классификации финансовых планов:
- системный
- ситуационный подходы (разработка сценариев будущих ситуаций, экспертные оценки, методы математического моделирования и др.);
В российской практике применяются различные методы планирования.
Балансовый метод — наиболее применяемый на предприятии. Суть его заключается в составлении различных балансов и достижения их сбалансирования, например: баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый баланс, баланс рабочей силы и заработной платы и др.
Нормативный метод заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расходов сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, нормы запасов товарно-материальных ценностей). Использование этого метода возможно, если на предприятии есть обширная и эффективная нормативная база.
Метод планирования по производственно-экономическим факторамрассчитан на учет влияния внутренних и внешних факторов, изменяющих производственные и финансовые показатели. Расчет ведется от базовых показателей: выручки от реализации, себестоимости продукции и т.д. В планируемом году эти показатели могут меняться в зависимости от заложенных в планирование решений: рост или снижение объема реализации, снижение или увеличение затрат на производство и реализацию продукции, освоение новых видов продукции или услуг, изменение цен и рентабельности производства, влияние инфляции. Учет этих изменений дает достаточно точный прогнозный характер планирования.
В основе большинства разрабатываемых планов лежат данные о продаже за ряд прошлых лет. Планирование на многих предприятиях начинается с объема производства, надо решать, сколько можно реализовать продукции.
Таблица 1
Виды финансового планирования
Виды финансового планирования | Формы разрабатываемых финансовых планов | Период планирования |
Перспективное (стратегическое) финансовое планирование | Прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса | 1-3 года |
Текущее финансовое планирование | План доходов и расходов по операционной деятельности; план доходов и расходов по инвестиционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план | 1 год |
Оперативное финансовое планирование | Платежный календарь, кассовый план | Декада, квартал, месяц |
Важно осознавать тесную взаимосвязь всех видов финансового планирования. С переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими.
Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования.
Под финансовой стратегией предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия проходит ряд этапов:
1) формирование стратегических целей финансовой деятельности;
2) конкретизация показателей финансовой стратегии;
3) оценка разработанной финансовой стратегии.
. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия проходит ряд этапов:
1) формирование стратегических целей финансовой деятельности;
2) конкретизация показателей финансовой стратегии;
3) оценка разработанной финансовой стратегии.
Цели финансовой стратегии отдельных компаний могут быть следующие:
■ увеличение собственного капитала;
■ достижение минимального уровня ликвидности активов;
■ достижение оптимального соотношения собственных и заемных средств;
■ рост прибыли и рентабельности;
■ обновление основных активов и выпуск конкурентоспособной продукции.
Конкретизация показателей финансовой стратегии предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач.
Оценка разработанной финансовой стратегии проводится по следующим параметрам: ее согласованности с общей стратегией экономического развития; реализуемости стратегии с учетом прогнозирования конъюнктуры финансового рынка; результативности стратегии. Разработка финансовой стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия.
Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия. Оно позволяет определить тактику предприятия на более короткий период, как правило, на год с разбивкой по кварталам. В отличие от стратегических планов, которые носят всегда прогнозный, вероятностный характер, финансовые планы более конкретны и точны.
Цель формирования тактики — определение сумм инвестиций в оборотные активы и источники их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности: объема производства и/или продажи, и тактики управления предприятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочности займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.
Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
Используя термины экономической англоязычной литературы, финансовые планы стали называть бюджетом. Есть определенные отличия в понятиях «план» и «бюджет». Они заключаются в используемых показателях. План включает натуральные и денежные показатели, которые используются по периоду планирования. Бюджет составляется на год.
Если принять за основу трактование этих понятий западного менеджмента, то можно сформулировать следующее. «План» и «программа» соответствуют понятию «стратегический финансовый план», а понятие «бюджет» — «тактический финансовый план».
Назначение бюджетов — ответить на вопросы: как, где, когда необходимо использовать финансовые ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности развития фирмы.
Если применить составление бюджета к российским условиям, то он должен включать:
· бюджет — финансовый план по конкретным позициям;
· финансовую отчетность как результат выполнения бюджета;
· последовательную цепочку действий финансового менеджмента, направленных на интеграцию различных управленческих подходов.
Практика зарубежных фирм показывает, что к финансовому планированию нужно привлекать весь управленческий аппарат и рассчитывать возможные варианты развития: оптимистический, пессимистический и средневзвешенный.
В процессе текущего финансового планирования на предприятии разрабатываются различные виды финансовых планов:
· доходов и расходов,
· поступления и расходования денежных средств,
· балансовый,
· формирования и использования финансовых ресурсов.
Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности.
План доходов и расходов по основной деятельности имеет цель — определить суммы чистой прибыли. Показателями этого плана выступают объем пр