Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Анализ финансового состояния предприятия будет неполным без анализа финансовых результатов его деятельности.
Важнейшим показателем финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Являясь целью и движущим мотивом производства, прибыль определяется как разность между доходами и расходами предприятия.
Анализ прибыли предприятия включает в качестве обязательных элементов следующие исследования:
-Изменений каждого показателя прибыли за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей прибыли за отчетный период).
-Структуры соответствующих показателей прибыли и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
- Влияния факторов на показатели прибыли («факторный анализ»).
- Изучение в обобщенном виде динамики изменения показателей прибыли за ряд отчетных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 8, используя данные отчетности предприятия из формы № 2 («Отчет о прибыли и убытках»).
Таблица 8
Наименование показателя | За предыдущий период | За отчетный период | Отклонения | ||||
Абсолютное | Относительное,% | ||||||
Выручка от реализации товаров, работ, услуг | 205 467 | -204 011 | -14 011,7 | ||||
Себестоимость реализации товаров, работ, услуг, товаров | 140 845 | -137 113 | -3 673,9 | ||||
Коммерческие расходы | |||||||
Управленческие расходы | 22 345 | -22 345 | |||||
Прибыль (убыток) от реализации | -40 001 | -1 757,5 | |||||
% к получению | 6 599 | 25,7 | |||||
% к уплате | -7 922 | -2 063,02 | |||||
Доходы от участия в других организациях | |||||||
Прочие доходы | 2 059857 | 98,2 | |||||
Прочие расходы | 2 046 825 | 97,14 | |||||
Налог на прибыль | 16 562 | 16 562 | |||||
Изменение отложенных налоговых обязательств | 1 915 | 8,2 | |||||
Изменение отложенных налоговых активов | -10 636 | -5 876,2 | |||||
Чистая прибыль | -9 844 | -130,4 | |||||
Из данных табл. 8 видно, что балансовая прибыль в отчетном году существенно увеличилась по сравнению с предыдущим. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.
Действующая в РФ бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать следующие показатели рентабельности, относящиеся к I группе:
- отношение прибыли от реализации к выручке от реализации товаров, работ, услуг (R2)
на начало периода 42 277/205 467=0,2
на конец периода 2 276/1456=1,56
- отношение чистой прибыли к выручке от реализации товаров, работ, услуг (R3)
на начало периода 17 393/205 467=0,08
на конец периода 7549/1456=5,2
Снижение уровня этих показателей рентабельности означает падение спроса на продукцию, снижение степени возмещения цен на ресурсы ценами проданной продукции.
II группа показателей рентабельности в международной практике исчисляется как соотношение прибыли и средств, вложенных в предприятие учредителями, акционерами и инвесторами. Она включает в себя расчет следующих коэффициентов:
-отношение чистой прибыли к итогу баланса (R4):
R4 =
R4 за предыдущий год7549/2 414 842=0,003
R4 за отчетный год 17 393/1 368 445= 0,013
-отношение чистой прибыли к постоянному капиталу (собственный капитал плюс долгосрочный заемный капитал) (R5):
R5 =
R5 за предыдущий год = 7549/ (27 257+1 381 235) =0,005
R5за отчетный год = 17 393/ (11 742+1 089 604) =0,015
-отношение чистой прибыли к собственному капиталу (R6):
R6 =
R6 за предыдущий год = 7549/27 257=0,28
R6за отчетный год = 17 393/11 742=1,5
Коэффициент рентабельности R4 характеризует степень доходности от всего потенциала, которым обладает предприятие (его называют показателем степени искусства использования капиталов менеджерами предприятия). Этот коэффициент может иметь различные модификации путем подстановки в числитель формулы различных показателей прибыли (балансовой, от реализации и др.).
Коэффициент R5 характеризует эффективность отдачи только части всего капитала (собственного и долгосрочных обязательств). По нему судят о финансовом положении предприятия: например, финансовая устойчивость предприятия снижается, когда процентная ставка на заемные средства оказывается выше, чем величина коэффициента R5.
В иерархии показателей рентабельности одно из важнейших мест принадлежит показателю рентабельности отдачи собственного капитала R6, так как собственники заинтересованы в прибылях на принадлежащий им пай. Поскольку часть заработанных предприятием доходов им не принадлежит
(выплаты по долгосрочным обязательствам, налоговые издержки), то в основу расчета R6 положена прибыль после налогообложения.
Уровень рентабельности по отношению ко всем активам предприятия может отличаться от уровня рентабельности по отношению к собственному капиталу. Это несовпадение объективно обусловлено эффективностью использования заемных средств. Если предприятие на заемные средства получает больший доход, чем это необходимо для выплаты процентов (интересов), то разность в процентных суммах считается приростом прибыли от использования собственного капитала.
В странах с рыночной экономикой показатели рентабельности, относящиеся к первой и второй группе, удовлетворяют интересы не всех потребителей информации о рентабельности. Кредиторов и инвесторов предприятия интересует, прежде всего, прибыль, связанная с наличностью. Эту категорию лиц не интересует, в какой мере получение прибыли связано с амортизационными списаниями на издержки, с формированием расходов будущих периодов, с движением сумм на счетах дебиторской задолженности и т.п. Для кредиторов и акционеров важно иметь представление о степени возможности предприятия обеспечить их наличными средствами в связи с использованием имеющегося у него потенциала.
К числу наиболее употребляемых показателей рентабельности этой группы относятся следующие коэффициенты:
- отношение остатка денежных средств ко всем производственным активам предприятия (к итогу баланса) (R7)
на начало периода 12 176/2 414 799=0,005
на конец периода 1 216/1 368 445=0,0009
- отношение остатка денежных средств к собственному капиталу (R8)
на начало периода 12 176/11 742= 10,23
на конец периода 1 216/27 257=0,044
- отношение остатка денежных средств к заемному капиталу(R9)
на начало периода 0
на конец периода 0
Текущий анализ рентабельности предприятия основан на исчислении и изучении взаимосвязей показателей рентабельности в рамках отчетного года.
Заключение.
Таким образом, в данной работе был произведен анализ финансовой деятельности ОАО «Золото Селигдара», занимающегося добычей золота.
Источниками для подготовки работы послужили данные, опубликованные на сайте предприятия:
-бухгалтерский баланс
-отчет о прибылях и убытках
-отчет об изменениях капитала
-отчет о движении денежных средств
Проанализировав полученные данные, произведя некоторые выкладки и расчеты, получили следующие результаты:
§ к положительным показателям финансового состояния результатов деятельности организации можно отнести:
- соответствие нормативному значению коэффициента абсолютной ликвидности;
§ к нормальным значениям показателей финансового положения и результатов деятельности организации можно отнести:
- не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
§ к неудовлетворительным значениям показателей финансового положения и результатов деятельности организации можно отнести:
- коэффициент накопления, который улучшился, но все равно не является оптимальным
- ниже нормального значение коэффициента промежуточного покрытия;
- значительное сокращение прибыли до налогообложения, чистой прибыли по сравнению с предыдущим годом.
В целом полученные результаты невозможно назвать благоприятными.
Необходимо постоянное отслеживание всех происходящих на предприятии процессов.
ОАО «Золото Селигдара», рекомендуется предпринять следующие меры, направленные на улучшение ключевых финансовых показателей:
-увеличить долю собственного капитала, чтобы обеспечить достаточную финансовую независимость;
-снизить сумму краткосрочной кредиторской задолженности (например, переведя ее в состав долгосрочной задолженности);
-увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности;
-снизить запасы, переведя их в более ликвидные активы – краткосрочную дебиторскую задолженность, финансовые вложения или денежные средства для повышения платежеспособности;
-увеличить чистую прибыль;
-пересмотреть маркетинговую стратегию предприятия, что, возможно, повысит спрос на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги и выполняемые работы.
Список литературы
1. Назарова З.М. , Арутюнов К.Г. , Гольдман Е.Л. , Левина Э.В. «Методика анализа финансового состояния предприятия» Москва РГГРУ, 2008 г.