Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Анализ финансового состояния предприятия будет непол­ным без анализа финансовых результатов его деятельности.

Важнейшим показателем финансовых результатов деятель­ности предприятия является прибыль. Являясь целью и движу­щим мотивом производства, прибыль определяется как разность между доходами и расходами предприятия.

Анализ прибыли предприятия включает в качестве обязательных элементов следующие исследования:

-Изменений каждого показателя прибыли за текущий ана­лизируемый период («горизонтальный анализ» показателей при­были за отчетный период).

-Структуры соответствующих показателей прибыли и их изменений («вертикальный анализ» показателей).

- Влияния факторов на показатели прибыли («факторный анализ»).

- Изучение в обобщенном виде динамики изменения пока­зателей прибыли за ряд отчетных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 8, используя данные отчетности предприятия из формы № 2 («Отчет о прибыли и убытках»).

Таблица 8

Наименование показателя За предыдущий период За отчетный период Отклонения
Абсолютное Относительное,%
Выручка от реализации товаров, работ, услуг 205 467 -204 011 -14 011,7
Себестоимость реализации товаров, работ, услуг, товаров 140 845 -137 113 -3 673,9
Коммерческие расходы
Управленческие расходы 22 345 -22 345
Прибыль (убыток) от реализации -40 001 -1 757,5
% к получению 6 599 25,7
% к уплате -7 922 -2 063,02
Доходы от участия в других организациях
Прочие доходы 2 059857 98,2
Прочие расходы 2 046 825 97,14
Налог на прибыль 16 562 16 562
Изменение отложенных налоговых обязательств 1 915 8,2
Изменение отложенных налоговых активов -10 636 -5 876,2
Чистая прибыль -9 844 -130,4
               

Из данных табл. 8 видно, что балансовая прибыль в отчет­ном году существенно увеличилась по сравнению с предыдущим. Таким образом, наметилась положительная тен­денция изменения величины балансовой прибыли.

Действующая в РФ бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать следующие показатели рентабельности, относящиеся к I группе:

- отношение прибыли от реализации к выручке от реализа­ции товаров, работ, услуг (R2)

на начало периода 42 277/205 467=0,2

на конец периода 2 276/1456=1,56

- отношение чистой прибыли к выручке от реализации това­ров, работ, услуг (R3)

на начало периода 17 393/205 467=0,08

на конец периода 7549/1456=5,2

Снижение уровня этих показателей рентабель­ности означает падение спроса на продукцию, снижение степени возмещения цен на ресурсы ценами проданной продукции.

II группа показателей рентабельности в международной практике исчисляется как соотношение прибыли и средств, вложенных в предприятие учредителями, акционерами и инвесторами. Она включает в себя расчет следующих коэффициентов:

-отношение чистой прибыли к итогу баланса (R4):

R4 = Анализ финансовых результатов деятельности предприятия - student2.ru

R4 за предыдущий год7549/2 414 842=0,003

R4 за отчетный год 17 393/1 368 445= 0,013

-отношение чистой прибыли к постоянному капиталу (собственный капитал плюс долгосрочный заемный капитал) (R5):

R5 = Анализ финансовых результатов деятельности предприятия - student2.ru

R5 за предыдущий год = 7549/ (27 257+1 381 235) =0,005

R5за отчетный год = 17 393/ (11 742+1 089 604) =0,015

-отношение чистой прибыли к собственному капиталу (R6):

R6 = Анализ финансовых результатов деятельности предприятия - student2.ru

R6 за предыдущий год = 7549/27 257=0,28

R6за отчетный год = 17 393/11 742=1,5

Коэффициент рентабельности R4 характеризует степень доходности от всего потенциала, которым обладает предприятие (его называют показателем степени искусства использования капиталов менеджерами предприятия). Этот коэффициент может иметь различные модификации путем подстановки в числитель формулы различных показателей прибыли (балансовой, от реализации и др.).

Коэффициент R5 характеризует эффективность отдачи только части всего капитала (собственного и долгосрочных обязательств). По нему судят о финансовом положении предприятия: например, финансовая устойчивость предприятия снижается, когда процентная ставка на заемные средства оказывается выше, чем величина коэффициента R5.

В иерархии показателей рентабельности одно из важнейших мест принадлежит показателю рентабельности отдачи собственного капитала R6, так как собственники заинтересованы в прибылях на принадлежащий им пай. Поскольку часть заработанных предприятием доходов им не принадлежит

(выплаты по долгосрочным обязательствам, налоговые издержки), то в основу расчета R6 положена прибыль после налогообложения.

Уровень рентабельности по отношению ко всем активам предприятия может отличаться от уровня рентабельности по отношению к собственному капиталу. Это несовпадение объективно обусловлено эффективностью использования заемных средств. Если предприятие на заемные средства получает больший доход, чем это необходимо для выплаты процентов (интересов), то разность в процентных суммах считается приростом прибыли от использования собственного капитала.

В странах с рыночной экономикой показатели рентабельности, относящиеся к первой и второй группе, удовлетворяют интересы не всех потребителей информации о рентабельности. Кредиторов и инвесторов предприятия интересует, прежде всего, прибыль, связанная с наличностью. Эту категорию лиц не интересует, в какой мере получение прибыли связано с амортизационными списаниями на издержки, с формированием расходов будущих периодов, с движением сумм на счетах дебиторской задолженности и т.п. Для кредиторов и акционеров важно иметь представление о степени возможности предприятия обеспечить их наличными средствами в связи с использованием имеющегося у него потенциала.

К числу наиболее употребляемых показателей рентабель­ности этой группы относятся следующие коэффициенты:

- отношение остатка денежных средств ко всем производст­венным активам предприятия (к итогу баланса) (R7)

на начало периода 12 176/2 414 799=0,005

на конец периода 1 216/1 368 445=0,0009

- отношение остатка денежных средств к собственному ка­питалу (R8)

на начало периода 12 176/11 742= 10,23

на конец периода 1 216/27 257=0,044

- отношение остатка денежных средств к заемному капиталу(R9)

на начало периода 0

на конец периода 0

Текущий анализ рентабельности предприятия основан на исчислении и изучении взаимосвязей показателей рентабельно­сти в рамках отчетного года.

Заключение.

Таким образом, в данной работе был произведен анализ финансовой деятельности ОАО «Золото Селигдара», занимающегося добычей золота.

Источниками для подготовки работы послужили данные, опубликованные на сайте предприятия:

-бухгалтерский баланс

-отчет о прибылях и убытках

-отчет об изменениях капитала

-отчет о движении денежных средств

Проанализировав полученные данные, произведя некоторые выкладки и расчеты, получили следующие результаты:

§ к положительным показателям финансового состояния результатов деятельности организации можно отнести:

- соответствие нормативному значению коэффициента абсолютной ликвидности;

§ к нормальным значениям показателей финансового положения и результатов деятельности организации можно отнести:

- не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;

§ к неудовлетворительным значениям показателей финансового положения и результатов деятельности организации можно отнести:

- коэффициент накопления, который улучшился, но все равно не является оптимальным

- ниже нормального значение коэффициента промежуточного покрытия;

- значительное сокращение прибыли до налогообложения, чистой прибыли по сравнению с предыдущим годом.

В целом полученные результаты невозможно назвать благоприятными.

Необходимо постоянное отслеживание всех происходящих на предприятии процессов.

ОАО «Золото Селигдара», рекомендуется предпринять следующие меры, направленные на улучшение ключевых финансовых показателей:

-увеличить долю собственного капитала, чтобы обеспечить достаточную финансовую независимость;

-снизить сумму краткосрочной кредиторской задолженности (например, переведя ее в состав долгосрочной задолженности);

-увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности;

-снизить запасы, переведя их в более ликвидные активы – краткосрочную дебиторскую задолженность, финансовые вложения или денежные средства для повышения платежеспособности;

-увеличить чистую прибыль;

-пересмотреть маркетинговую стратегию предприятия, что, возможно, повысит спрос на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги и выполняемые работы.

Список литературы

1. Назарова З.М. , Арутюнов К.Г. , Гольдман Е.Л. , Левина Э.В. «Методика анализа финансового состояния предприятия» Москва РГГРУ, 2008 г.

Наши рекомендации