Влияние информатизации и компьютеризации на развитие финансово-кредитной сферы РФ и за рубежом.
Первое направление, оказывающее влияние на совершенствование финансовой и экономической деятельности организаций, связано с созданием руководителям, менеджерам условий для развития на базе новых информационных технологий углубленной аналитической и прогнозной работы, исследования производственных, хозяйственных, финансовых ситуаций, подготовки и принятия обоснованных решений. В настоящее время, как на зарубежных, так и на российском рынке программных продуктов распространяются программы экономического анализа и прогнозирования, оптимизации планирования и динамического управления, к которым относятся проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ экономико-математического моделирования для различных классов задач: программные средства решения задач анализа, диагностики и прогнозирования на основе применения экспертных систем; программы анализа и прогнозирования управленческой деятельности, использующие аппарат нейронных сетей, баз знаний, информационных хранилищ и т. п. Ведутся поисковые работы в области компьютерного моделирования нелинейных динамических систем для анализа экономических процессов, рисков, кризисных ситуаций на финансовых и товарных рынках.
Вторым направлением является массовый интенсивный перевод на новые информационные технологии выполнения своих профессиональных обязанностей специалистов и сотрудников, занятых в бюджетной, налоговой сферах и системе Федерального казначейства.
При усвоении основных положений этого направления следует уделить внимание Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, внедрению компьютерных коммуникаций, корпоративных стандартов, созданию территориальных информационно-распределенных систем для удовлетворения информационных потребностей страны и создания интегрированных региональных информационно-коммуникационных систем городского, областного и республиканского уровней, управления бюджетным процессом через информационные потоки (АИС «Бюджет», АИС «Финансы», АИС «Налог», АИС «Казна», АИС «ЗАГС», АИС «Недвижимость»). Используемые при этом инструментальные и программные средства, в налоговых и бюджетных учреждениях позволяют решать функциональные задачи, обеспечивать их информационную совместимость и коммуникационный обмен данными, поддерживать режим работы при организации различных топологий вычислительных сетей, платформу "клиент-сервер", организацию корпоративного хранилища данных и т. д.
Изучая третье направление влияния информационных технологий на совершенствование финансово-кредитной деятельности, следует выделить лидирующее положение по внедрению новых информационных технологий в сферу оказания банковских услуг. Внедрение электронных систем обработки и передачи информации приобрело универсальный и всеобъемлющий характер, охватив все направления банковской деятельности. Компьютеризация банков сопровождается совершенствованием технологии банковских операций и повышением уровня их управляемости. Современные информационные технологии позволяют координировать деятельность подразделений банков, расширять межбанковские связи, действовать одновременно на финансовых рынках ряда стран Новые возможности автоматизации банковских операций, рабочих мест специалистов, информационных технологий банковских услуг позволяют комплексно решать проблемы анализа банковской деятельности. разработки и создания региональных, межрегиональных и международных банковских систем.Этому способствует интенсивное развитие систем электронной обработки и передачи данных через Интернет, предоставляя электронные формы торговли, бизнеса, производства и других видов деятельности для многочисленных пользователей.
При этом важную роль играют новые аппаратно - программные средства в виде серверов, приложений и интерфейсного программного обеспечения на основе стандартных языковых средств. С их помощью стали реализовываться решения задач управления и обеспечиваться связь с имеющимися приложениями бизнеса. Интернет сделал возможным мгновенный доступ к информации, независимо от удаленности источника, снял ограничения на целевую аудиторию, обеспечил возможность учета индивидуальных потребностей каждого клиента на основе его персоналифицированного профиля деятельности. В кредитных учреждениях наибольшее распространение получили автоматизирующие банковскую деятельность технологии Diasoft 4x4 и Diasoft 4x4 WF/5NT (фирма ''Диасофт"), RS-Bank 4.31 и RS-Bank 5. 0/5. 1 (фирмы R-Style Software Lab), "Инвобанк" и ''Банк XXI Век" (фирма"Инверсия"), ''Ва-банк" и "Symbols" (ФОРС) и др. Все активнее в банковскую практику внедряются для всех видов клиентов электронные услуги, включающие не только реализацию розничных операций (обслуживание пластиковых карточек, депозитные и валютные операции, кредитование и т. п.), но и идет постоянное расширение практики применения системы ''клиент-банк" и даже самой современной системы Интернет-банкинга. Информационными технологиями и области реализация операций на Фондовом рынке в первую очередь охвачены депозитарная деятельность и работа с ценными бумагами, где с успехом используются специализированные программные продукты фирм "Диасофт" и ''R-Style Software Lab".
Менеджеры банков все больше уделяют внимания использованию информационных технологий для анализа и укрепления бизнеса. Например, программный продукт фирмы DiasoftMIS ''Диасофт" позволяет решать задачи анализа доходов центрального офиса и филиальной сети банка, производить анализ продаж и эффективности банковских продуктов и услуг, денежных потоков, установления параметров рисков, сегментации клиентской базы и т. п.
ВЫВОДЫ
1. Переход к рыночной экономике, ее либерализация, появление негосударственного
сектора экономики, создание современной банковской системы, рынков капитала, товаров и услуг привели в организациях к изменению условий хозяйствования, вызвали резкое увеличение спроса на своевременную, в нужном количестве, достоверную, оперативную информацию, обеспечивающую принятие управленческих решений.
2. Развертывание рынков информационных услуг, технических и программных средств создали реальные возможности для интенсивного развития информатизации в сфере финансово-кредитной деятельности, совершенствования управления, аналитической и прогнозной работы, направленных на достижение важнейшей цели предпринимательского менеджмента - получения прибыли.
3. В условиях жесткой конкурентной борьбы эффективное управление любым экономическим объектом, тем более предприятием, фирмой, корпорацией зависит от знаний и умений менеджеров использовать информационные технологии для анализа производственных и хозяйственных процессов, моделирования финансовых ситуаций, выбора наиболее рациональных решений с тем, чтобы обеспечить соблюдение экономических интересов предприятия (организации), его партнеров по финансовым и другим отношениям.
4. Компьютеризация управленческих процессов и внедрение информационных технологий оказывают существенное позитивное влияние на все важнейшие аспекты финансово-кредитной деятельности:
• на новой информационно-технологической базе строится финансовый менеджмент, широко используются программные продукты для экономического анализа и прогнозирования, оптимизации планирования и динамического управления; применяется компьютерное моделирование задач анализа, диагностики и прогнозирования на основе использования экспертных систем, аппарата нейронных сетей, баз знаний, хранилищ данных и т. п.;
• интенсивно развиваются технологическая, организационная и методические основы для внедрения новых информационных технологий в практику работы сотрудников бюджетных, налоговых служб и Федерального казначейства, обеспечивая тем самым, в результате информационной совместимости и коммуникационного обмена данными, решение важнейших финансовых проблем на уровнях Государственного, региональных и местных органов управления;
• переход банковской системы на информационные технология и телекоммуникационные средства связи приобрел универсальный и всеобъемлющий характер, охватил все направления банковской деятельности, включая электронную обработку и передачу данных через Интернет, электронные формы расчетов и платежей, предоставление разнообразных банковских услуг, обеспечение доступа клиентам к депозитариям, к информации с фондовых рынков вне зависимости от удаленности источника и т. п.; оснащение менеджеров банков необходимом инструментарием для проведения аналитической и прогнозной работы, направлено на достижение высоких финансовых результатов и прочного положения на рынке банковских услуг.