Раскрытие информации в примечаниях к финансовой отчетности

В примечаниях раскрываются дата утверждения финансовой отчетности к публикации и наименование органа управления, ут­вердившего финансовую отчетность.

Если собственники компании или другие лица имеют право вносить изменения в финансовую отчетность после ее опублико­вания, этот факт отражается в отчетности.

Если события после отчетной даты не нашли отражения в от­четности, но существенны настолько, что без сведения о них пользователи финансовой отчетности не смогут адекватно оценить экономические выгоды и риски, связанные с деятельностью ком­пании, раскрывается следующая информация:

• характер события;

• финансовые последствия наступления события.

8.2.

Для оценки рисков предпринимательской деятельности, буду­щих экономических выгод, а также перспектив развития дивер­сифицированных компаний пользователям финансовой отчетно­сти, помимо информации, содержащейся в формах финансовой отчетности (балансе, отчете о прибылях и убытках, отчетах о дви­жении денежных средств и об изменениях капитала), необходи-

мы дифференцированные данные, раскрывающие финансовые результаты деятельности по ее отдельным направлениям. Реше­нию этой задачи и посвящен МСФО 14. В российском учете ана­логом этого стандарта является ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

МСФО 14 обязывает компании, представляя финансовую от­четность, обобщать информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных геогра­фических районов, в которых она работает, чтобы помочь пользо­вателям финансовых отчетов:

• лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;

• точнее оценить риски и прибыли компании;

• принимать более обоснованные решения относительно ком­пании в целом и ее отдельных подразделений.

МСФО 14 «Сегментная отчетность» посвящен исключитель­но вопросам раскрытия информации; о признании и об оценке элементов отчетности в нем речь не идет.

МСФО 14 должен применяться «публичными» компаниями, чьи акции или долговые ценные бумаги находятся в свободном обращении, а также компаниями, чьи акции или долговые цен­ные бумаги находятся в процессе выпуска в обращение. Субъек­тами, применяющими данный стандарт, в первую очередь явля­ются диверсифицированные компании, которые характеризуются разнообразием видов деятельности и отдельные подразделения которых функционируют в различных географических регионах. Финансовые результаты деятельности, инвестиционные риски, степень монополизации рынка и уровень конкурентной борьбы могут значительно отличаться в зависимости от сферы бизнеса и географического региона.

Сегментация информации означает детализацию, разбивку информации, представленной в финансовой отчетности, по:

• различным типам товаров и услуг;

• различным географическим регионам, в которых работает компания*.

Стандарт вводит понятия «хозяйственный» и «географический» сегмент.

В случае представления консолидированной финансовой отчетно­сти и отдельных финансовых отчетов материнской компании сег­ментная информация должна представляться на основе консоли­дированной отчетности. Хозяйственный сегмент — это выделяемый компонент компа­нии, который участвует в производстве отдельного товара (услу­ги) или группы связанных товаров (услуг). Риски, которым он подвержен, и уровень прибыли отличны от рисков и уровня при­были других хозяйственных сегментов.

Географический сегмент — это выделяемый компонент компа­нии, который участвует в производстве товаров (услуг) в конкрет­ной экономической среде. Риски, которым он подвержен, и уро­вень прибыли отличны от уровня прибыли и рисков сегментов, действующих в других экономических условиях. Географическим сегментом может быть экономический регион внутри страны, страна, группа стран.

Факторы, которые следует учитывать, выделяя хозяйственные и географические сегменты, представлены на рис. 8.3. Если боль­шинство из перечисленных на рисунке факторов идентично для группы товаров (услуг), такие товары (услуги) выделяются в са­мостоятельный сегмент. Например, хозяйственные сегменты мо­гут быть выделены в транснациональной корпорации, работающей в судостроении (судостроительный сегмент), банковском секторе (банковский сегмент), в сфере торговли (торговый сегмент). Гео­графические сегменты могут определяться условиями работы транснациональной корпорации, производящей в основном бы­товую технику, которая работает на рынках Северной и Южной Америки, Восточной Азии, Восточной Европы. При этом геогра­фическая сегментация может осуществляться двумя методами исходя из расположения 1) активов, 2) клиентов.

В сегментной отчетности должна раскрываться информация о доходах, расходах, активах, обязательствах и результатах сегмен­та. Она будет достоверной и сопоставимой лишь в том случае, если учетная политика сегмента не отличается от учетной политики компании. В оценку активов и обязательств сегмента включают­ся все корректировки, связанные с переоценкой и другими про­цедурами, предусмотренными МСФО. В случаях консолидации при составлении сегментной отчетности в расчет не принимают­ся взаимные зачеты и погашения внутригрупповых операций.

Под доходом сегмента стандарт понимает доходы, которые непосредственно связаны с деятельностью сегмента, а также часть доходов компании, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент. Доходы сегмента подразделяются на доходы, полученные от операций с:

• внешними клиентами;

• сегментами своей компании.

Факторы, учитываемые при выделении
V   V
Хозяйственных сегментов: Географических сегментов:
   
• характер товаров или услуг (сельскохозяйственные, про- • сходство экономических и по­литических условий;
мышленные и т.п.);   • сходство выполняемых опера-
• характер производственных процессов (вид применяемых технологий); • тип или класс клиента, по­требляющего данные товары (услуги) (физические лица, кор­поративные клиенты);   ции; • особые риски, связанные с операциями в данном геогра­фическом регионе; • особые правила валютного контроля; • валютные риски
• методы, использованные для    
распространения товаров или предоставления услуг (прямые продажи, через Интернет и т.д.);    
• если это применимо, харак­тер регулирующей среды (на­пример, банковский, сраховой, коммунальный секторы)    

Рис. 8.3.Порядок раскрытия первичной информации в формах финансовой

отчетности

Не включаются в доходы сегмента результаты чрезвычайных событий, доходы от дивидендов и процентов (в том числе полу­ченные от других сегментов), прибыль от инвестирования или от погашения долгов, если только сегмент не осуществляет операции финансового характера.

Расходы сегмента — это непосредственно распределяемые на сегмент расходы по его операционной деятельности, а также со­ответствующая часть расходов, которые могут быть обоснованно распределены на сегмент. Расходы сегмента подразделяются на расходы, относящиеся к:

• продажам внешним клиентам;

• операциям с сегментами своей компании.

В расходы сегмента не включаются: результаты чрезвычайных событий; суммы процентов, убытки от инвестирования и погаше­ния долгов, если сегмент не осуществляет операции финансового характера; доля компании в убытках ассоциированных, совмест­ных и иных компаний, учтенных по методу долевого участия; расходы по налогу на прибыль; административно-управленческие расходы компании. Активы сегмента — это активы, которые:

• используются сегментом в его операционной деятельности, а потому могут быть идентифицированы с ним;

• могут обоснованно относиться на данный сегмент.

Под операционной деятельностью в соответствии с МСФО 14 понимается основная, приносящая доход деятельность компании и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой де­ятельности.

Активы сегмента включают:

• текущие активы, используемые в операционной деятельно­сти сегмента;

• основные средства;

• активы, являющиеся объектами финансовой аренды (см. МСФО 17);

• нематериальные активы;

• инвестиции, отображенные в бухгалтерском учете по мето­ду долевого участия (но лишь в том случае, если прибыль или убыток от таких инвестиций включены в доходы сег­мента);

• доля в операционных активах совместной компании, кото­рая учитывается по методу пропорциональной консолида­ции (методу учета по долевому участию, см. МСФО 31);

• деловая репутация (гудвилл), непосредственно относящая­ся или обоснованно распределенная на сегмент;

• операционные активы, совместно используемые двумя или более сегментами, при наличии обоснованного подхода к их распределению.

Активы, используемые в общих корпоративных интересах ком­пании или в интересах ряда сегментов, между ними, как правило, не распределяются и отражаются в сегментной отчетности общи­ми суммами (например, активы по налогу на прибыль и объекты основных средств, используемые центральным аппаратом).

Стоимость активов сегмента должна отражать результаты пе­реоценок, выполненных после их приобретения в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетнос­ти. Кроме того, в соответствии с МСФО 36 в сегментной отчет­ности следует раскрыть инфогжацию об убытках от обесценения активов.

Обязательства сегмента — это те обязательства сегмента, свя­занные с его операционной деятельностью, которые можно непо­средственно идентифицировать с данным сегментом либо обосно-

ванно отнести на него. Если обязательства компании связаны с деятельностью ряда сегментов, они между последними не распре­деляются и отражаются в сегментной отчетности компании общей суммой.

Результаты деятельности сегмента — это доходы сегмента за вычетом его обязательств. По своей экономической сути они яв­ляются прибылью сегментов.

Не все выделенные хозяйственные и географические сегмен­ты должны признаваться отчетными. Отчетным сегментом со­гласно стандарту является сегмент, информация о котором долж­на раскрываться в сегментной отчетности. Необходимое условие признания сегмента отчетным — большая часть доходов сегмента должна формироваться за счет продаж внешним покупателям. Кроме того, МСФО 14 содержит критерии признания отчетного сегмента (это единственный стандарт, содержащий критерий су­щественности):

• доходы от внешних продаж этого сегмента и от операций с другими сегментами составляют не менее 10% общих дохо­дов всех сегментов;

• его финансовый результат (прибыль или убыток) составля­ет не менее 10% общего финансового результата всех сег­ментов;

• величина активов этого сегмента составляет не менее 10% величины активов всех сегментов.

Если хозяйственный или географический сегмент не соответ­ствует приведенным выше критериям, он для целей составления сегментной отчетности:

• может быть выделен как отчетный (несмотря на недостаточ­ную существенность его показателей);

• может быть объединен с другим хозяйственным или геогра­фическим сегментом;

• может как отчетный не выделяться. В этом случае показа­тели сегмента будут включаться в нераспределенные статьи отчетности компании.

Если суммарный внешний доход отчетных сегментов менее 75% дохода компании, следует выделить дополнительные отчет­ные сегменты, даже если они не соответствуют критериям их при­знания. И еще одно правило содержится в стандарте: сегмент, признанный отчетным в предыдущем периоде, должен сохранять этот статус и в текущем периоде, даже если его доходы, расходы, активы не отвечают критериям признания. После выделения отчетных сегментов необходимо решить воп­рос: как представлять информацию об их деятельности? Стандар­том вводятся два понятия отчетной информации по сегментам — «первичная» и «вторичная». Выбор формы зависит от характера рисков и уровня прибыльности компании:

• если риски и прибыли компании определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, ус­лугах, то первичной признается информация по хозяйствен­ным сегментам; при этом вторичная информация раскры­вается по географическим сегментам. На практике такой подход преобладает;

• если риски и прибыли компании определяются главным образом различиями в географических регионах деятельно­сти, то первичной признается информация по географичес­ким сегментам, а вторичной — по хозяйственным сегмен­там.

Стандарт требует раскрытия значительных объемов информа­ции в отношении первичных сегментов, а в отношении вторич­ных сегментов эти объемы сокращены.

В соответствии с МСФО 14 возможны следующие комбина­ции первичной и вторичной сегментной отчетности (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Наши рекомендации