Раскрытие информации в примечаниях к финансовой отчетности
В примечаниях раскрываются дата утверждения финансовой отчетности к публикации и наименование органа управления, утвердившего финансовую отчетность.
Если собственники компании или другие лица имеют право вносить изменения в финансовую отчетность после ее опубликования, этот факт отражается в отчетности.
Если события после отчетной даты не нашли отражения в отчетности, но существенны настолько, что без сведения о них пользователи финансовой отчетности не смогут адекватно оценить экономические выгоды и риски, связанные с деятельностью компании, раскрывается следующая информация:
• характер события;
• финансовые последствия наступления события.
8.2.
Для оценки рисков предпринимательской деятельности, будущих экономических выгод, а также перспектив развития диверсифицированных компаний пользователям финансовой отчетности, помимо информации, содержащейся в формах финансовой отчетности (балансе, отчете о прибылях и убытках, отчетах о движении денежных средств и об изменениях капитала), необходи-
мы дифференцированные данные, раскрывающие финансовые результаты деятельности по ее отдельным направлениям. Решению этой задачи и посвящен МСФО 14. В российском учете аналогом этого стандарта является ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
МСФО 14 обязывает компании, представляя финансовую отчетность, обобщать информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:
• лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;
• точнее оценить риски и прибыли компании;
• принимать более обоснованные решения относительно компании в целом и ее отдельных подразделений.
МСФО 14 «Сегментная отчетность» посвящен исключительно вопросам раскрытия информации; о признании и об оценке элементов отчетности в нем речь не идет.
МСФО 14 должен применяться «публичными» компаниями, чьи акции или долговые ценные бумаги находятся в свободном обращении, а также компаниями, чьи акции или долговые ценные бумаги находятся в процессе выпуска в обращение. Субъектами, применяющими данный стандарт, в первую очередь являются диверсифицированные компании, которые характеризуются разнообразием видов деятельности и отдельные подразделения которых функционируют в различных географических регионах. Финансовые результаты деятельности, инвестиционные риски, степень монополизации рынка и уровень конкурентной борьбы могут значительно отличаться в зависимости от сферы бизнеса и географического региона.
Сегментация информации означает детализацию, разбивку информации, представленной в финансовой отчетности, по:
• различным типам товаров и услуг;
• различным географическим регионам, в которых работает компания*.
Стандарт вводит понятия «хозяйственный» и «географический» сегмент.
В случае представления консолидированной финансовой отчетности и отдельных финансовых отчетов материнской компании сегментная информация должна представляться на основе консолидированной отчетности. Хозяйственный сегмент — это выделяемый компонент компании, который участвует в производстве отдельного товара (услуги) или группы связанных товаров (услуг). Риски, которым он подвержен, и уровень прибыли отличны от рисков и уровня прибыли других хозяйственных сегментов.
Географический сегмент — это выделяемый компонент компании, который участвует в производстве товаров (услуг) в конкретной экономической среде. Риски, которым он подвержен, и уровень прибыли отличны от уровня прибыли и рисков сегментов, действующих в других экономических условиях. Географическим сегментом может быть экономический регион внутри страны, страна, группа стран.
Факторы, которые следует учитывать, выделяя хозяйственные и географические сегменты, представлены на рис. 8.3. Если большинство из перечисленных на рисунке факторов идентично для группы товаров (услуг), такие товары (услуги) выделяются в самостоятельный сегмент. Например, хозяйственные сегменты могут быть выделены в транснациональной корпорации, работающей в судостроении (судостроительный сегмент), банковском секторе (банковский сегмент), в сфере торговли (торговый сегмент). Географические сегменты могут определяться условиями работы транснациональной корпорации, производящей в основном бытовую технику, которая работает на рынках Северной и Южной Америки, Восточной Азии, Восточной Европы. При этом географическая сегментация может осуществляться двумя методами исходя из расположения 1) активов, 2) клиентов.
В сегментной отчетности должна раскрываться информация о доходах, расходах, активах, обязательствах и результатах сегмента. Она будет достоверной и сопоставимой лишь в том случае, если учетная политика сегмента не отличается от учетной политики компании. В оценку активов и обязательств сегмента включаются все корректировки, связанные с переоценкой и другими процедурами, предусмотренными МСФО. В случаях консолидации при составлении сегментной отчетности в расчет не принимаются взаимные зачеты и погашения внутригрупповых операций.
Под доходом сегмента стандарт понимает доходы, которые непосредственно связаны с деятельностью сегмента, а также часть доходов компании, которая обоснованно может быть отнесена на данный сегмент. Доходы сегмента подразделяются на доходы, полученные от операций с:
• внешними клиентами;
• сегментами своей компании.
Факторы, учитываемые при выделении | ||
V | V | |
Хозяйственных сегментов: | Географических сегментов: | |
• характер товаров или услуг (сельскохозяйственные, про- | • сходство экономических и политических условий; | |
мышленные и т.п.); | • сходство выполняемых опера- | |
• характер производственных процессов (вид применяемых технологий); • тип или класс клиента, потребляющего данные товары (услуги) (физические лица, корпоративные клиенты); | ции; • особые риски, связанные с операциями в данном географическом регионе; • особые правила валютного контроля; • валютные риски | |
• методы, использованные для | ||
распространения товаров или предоставления услуг (прямые продажи, через Интернет и т.д.); | ||
• если это применимо, характер регулирующей среды (например, банковский, сраховой, коммунальный секторы) |
Рис. 8.3.Порядок раскрытия первичной информации в формах финансовой
отчетности
Не включаются в доходы сегмента результаты чрезвычайных событий, доходы от дивидендов и процентов (в том числе полученные от других сегментов), прибыль от инвестирования или от погашения долгов, если только сегмент не осуществляет операции финансового характера.
Расходы сегмента — это непосредственно распределяемые на сегмент расходы по его операционной деятельности, а также соответствующая часть расходов, которые могут быть обоснованно распределены на сегмент. Расходы сегмента подразделяются на расходы, относящиеся к:
• продажам внешним клиентам;
• операциям с сегментами своей компании.
В расходы сегмента не включаются: результаты чрезвычайных событий; суммы процентов, убытки от инвестирования и погашения долгов, если сегмент не осуществляет операции финансового характера; доля компании в убытках ассоциированных, совместных и иных компаний, учтенных по методу долевого участия; расходы по налогу на прибыль; административно-управленческие расходы компании. Активы сегмента — это активы, которые:
• используются сегментом в его операционной деятельности, а потому могут быть идентифицированы с ним;
• могут обоснованно относиться на данный сегмент.
Под операционной деятельностью в соответствии с МСФО 14 понимается основная, приносящая доход деятельность компании и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой деятельности.
Активы сегмента включают:
• текущие активы, используемые в операционной деятельности сегмента;
• основные средства;
• активы, являющиеся объектами финансовой аренды (см. МСФО 17);
• нематериальные активы;
• инвестиции, отображенные в бухгалтерском учете по методу долевого участия (но лишь в том случае, если прибыль или убыток от таких инвестиций включены в доходы сегмента);
• доля в операционных активах совместной компании, которая учитывается по методу пропорциональной консолидации (методу учета по долевому участию, см. МСФО 31);
• деловая репутация (гудвилл), непосредственно относящаяся или обоснованно распределенная на сегмент;
• операционные активы, совместно используемые двумя или более сегментами, при наличии обоснованного подхода к их распределению.
Активы, используемые в общих корпоративных интересах компании или в интересах ряда сегментов, между ними, как правило, не распределяются и отражаются в сегментной отчетности общими суммами (например, активы по налогу на прибыль и объекты основных средств, используемые центральным аппаратом).
Стоимость активов сегмента должна отражать результаты переоценок, выполненных после их приобретения в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности. Кроме того, в соответствии с МСФО 36 в сегментной отчетности следует раскрыть инфогжацию об убытках от обесценения активов.
Обязательства сегмента — это те обязательства сегмента, связанные с его операционной деятельностью, которые можно непосредственно идентифицировать с данным сегментом либо обосно-
ванно отнести на него. Если обязательства компании связаны с деятельностью ряда сегментов, они между последними не распределяются и отражаются в сегментной отчетности компании общей суммой.
Результаты деятельности сегмента — это доходы сегмента за вычетом его обязательств. По своей экономической сути они являются прибылью сегментов.
Не все выделенные хозяйственные и географические сегменты должны признаваться отчетными. Отчетным сегментом согласно стандарту является сегмент, информация о котором должна раскрываться в сегментной отчетности. Необходимое условие признания сегмента отчетным — большая часть доходов сегмента должна формироваться за счет продаж внешним покупателям. Кроме того, МСФО 14 содержит критерии признания отчетного сегмента (это единственный стандарт, содержащий критерий существенности):
• доходы от внешних продаж этого сегмента и от операций с другими сегментами составляют не менее 10% общих доходов всех сегментов;
• его финансовый результат (прибыль или убыток) составляет не менее 10% общего финансового результата всех сегментов;
• величина активов этого сегмента составляет не менее 10% величины активов всех сегментов.
Если хозяйственный или географический сегмент не соответствует приведенным выше критериям, он для целей составления сегментной отчетности:
• может быть выделен как отчетный (несмотря на недостаточную существенность его показателей);
• может быть объединен с другим хозяйственным или географическим сегментом;
• может как отчетный не выделяться. В этом случае показатели сегмента будут включаться в нераспределенные статьи отчетности компании.
Если суммарный внешний доход отчетных сегментов менее 75% дохода компании, следует выделить дополнительные отчетные сегменты, даже если они не соответствуют критериям их признания. И еще одно правило содержится в стандарте: сегмент, признанный отчетным в предыдущем периоде, должен сохранять этот статус и в текущем периоде, даже если его доходы, расходы, активы не отвечают критериям признания. После выделения отчетных сегментов необходимо решить вопрос: как представлять информацию об их деятельности? Стандартом вводятся два понятия отчетной информации по сегментам — «первичная» и «вторичная». Выбор формы зависит от характера рисков и уровня прибыльности компании:
• если риски и прибыли компании определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичной признается информация по хозяйственным сегментам; при этом вторичная информация раскрывается по географическим сегментам. На практике такой подход преобладает;
• если риски и прибыли компании определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной — по хозяйственным сегментам.
Стандарт требует раскрытия значительных объемов информации в отношении первичных сегментов, а в отношении вторичных сегментов эти объемы сокращены.
В соответствии с МСФО 14 возможны следующие комбинации первичной и вторичной сегментной отчетности (табл. 8.1).
Таблица 8.1