Понятие антикризисного управления

Понятие антикризисного управления

Антикризисное управление – сложный процесс, включающий:

- предвидение возможности возникновения кризисной ситуации;

- выявление кризиса и анализ симптомов его возникновения;

- максимальное уменьшение негативного воздействия кризиса на систему;

- использование факторов риска для развития организации в дальнейшем.

Главное в антикризисном управлении – ускоренная и действенная реакция на изменения внешней среды.

Антикризисное управление нацелено на ввод в действие таких организационных и экономических механизмов, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

Содержание процесса антикризисного управления

Укрупнено, процесс антикризисного управления можно разбить на 4 этапа:

1. Определяется цель антикризисного управления, т.е. необходимое состояние предприятия по этапам выхода из кризиса.

2. Оценивается реальная ситуация на предприятии в текущий момент.

3. Формируется проблема антикризисного управления, т.е. выявляется разница между реальной ситуацией на предприятии и желаемой.

4. Вырабатываются управленческие решения, т.е. определяется способ финансового оздоровления.

Способность предвидеть кризис является самой важной для антикризисного менеджера, в этом случае есть возможность подготовиться к нему. Смягчить его действие или предотвратить, своевременно приняв необходимые меры.

Если кризис наступает неожиданно, то времени на его преодоление и устранение последствий уходит гораздо больше.

Понятие кризиса и его виды.

Фирма или предприятие всегда находится в одном из двух состояний: функционирования или развития.

Функционирование– это поддержание жизнедеятельности системы, сохранение функций и основных характеристик.

Развитие – это приобретение нового качества, новых функций и характеристик, которые позволят укрепить жизнедеятельность фирмы в условиях изменяющейся среды.

Функционирование предприятия невозможно без наличия предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность, а развитие характеризует изменения в этом предмете, средствах труда и человеке.

Результатом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности.

Функционирование и развитие противоречат друг другу, развитие ломает функционирование, а функционирование сдерживает развитие. Но и существовать друг без друга они не могут.

Таким образом, возникает циклическая смена режимов, которая приводит к периодическому наступлению кризисов.

Кризис – это период обострения противоречий на предприятии, угрожающее его жизнестойкости в окружающей среде

Причины кризиса различны. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные катаклизмы, явления климата, землетрясения и др.

Причины также подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние – связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития (т.е. развития государства в целом);

Внутренние – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса.

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают все предприятие, локальные – только его часть.

Также выделяют макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи большие объемы проблем. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

На предприятиях различают:

Экономические кризисы – отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. В группе экономических кризисов отдельно выделяют финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовые возможности фирмы.

Социальные кризисывозникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, персонала и менеджеров и т.д.

Организационные кризисы проявляются как кризисы распределения функций, разделение полномочий между отдельными подразделениями, регионами, филиалами или дочерними фирмами.

Психологические кризисы являются кризисами психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

По причинам возникновений можно выделить следующие группы:

Природные кризисы – вызваны природными условиями. Причинами таких кризисов могут являться землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения и д.р.

Общественными кризисамиявляются общественные отношения во всех видах их проявления.

Экологический кризис – это кризис взаимоотношений человека с природой. Он возникает при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).

Первые наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами, например потребностью реструктуризации производства. Разновидностью предсказуемого кризиса является технический кризис.

Неожиданные кризисы чаще всего бывают результатом грубых ошибок в управлении или каких-либо природных явлений.

Существуют также явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают незаметно и поэтому наиболее опасны.

Можно также выделить группы кризисов, в зависимости от времени длительности – затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Банкротство

Согласно Федеральному закону (ФЗ № 127) «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (гл. I, ст. 2) это понятие трактуется следующим образом:

«Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Признак банкротства юридического лица сформулирован следующим образом:

«Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения». При этом сумма обязательств должна быть более 300 тыс. руб.

Закон о банкротстве подразумевает прохождение различных стадий и процедур банкротства. Всего таких процедур 5:

Наблюдение.

Вводится с момента принятия арбитражным судом заявления. В процессе наблюдения происходит:

-обеспечение сохранности имущества;

-составление реестра требований кредиторов;

-проведение первого собрания кредиторов.

Вводят на срок, не превышающий 7 месяцев.

Заканчивается с началом финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения.

Финансовое оздоровление.

В ходе наблюдения собственники предприятия-должника может обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления (за 15 дней до собрания).

Основная цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности предприятия-должника.

К обращению прилагаются: план финансового оздоровления, график погашения задолженностей, протокол собрания и голосования учредителей за введение финансового оздоровления.

Управление предприятием-должником осуществляет, как правило, его руководитель.

Но судом назначается административный управляющий, который:

-контролирует все сделки,

-осуществляет контроль над выполнением плана финансового оздоровления;

-не дает увеличивать кредиторскую задолженность,

-продавать имущество,

-получать рискованные кредиты и займы.

Финансовое оздоровление вводится не более чем на 2 года.

За месяц до окончания руководитель предприятия-должника предоставляет отчет.

Заканчивается финансовое оздоровление:

-прекращением дела о банкротстве,

-введением внешнего управления (если остался шанс восстановить платежеспособность);

-введением конкурсного производства (если шанса восстановить платежеспособность нет);

-мировым соглашением.

3. Внешнее управление.

Основная цель также восстановление платежеспособности, но вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и с назначением внешнего управляющего. Руководитель предприятия-должника отстраняется от управления. На него возлагается обязанность за 3 дня передать все дела.

Внешнее управление вводится на 1 год, возможно продление максимум на 6 месяцев.

Внешний управляющий разрабатывает план оздоровления, предоставляет промежуточные и окончательные отчеты о его выполнении.

Заканчивается внешнее управление:

- Прекращением дела о банкротстве.

- Мировым соглашением.

- Введением процедуры конкурсного производства.

Конкурсное производство

Применяется к должнику, уже признанному банкротом. Цель – соразмерное удовлетворение требований кредиторов, для чего проводится инвентаризация имущества и ликвидация предприятия.

Конкурсное производство вводится, если восстановить платежеспособность невозможно или прочие процедуры оказались безрезультатными.

Руководство отстраняется от управления, арбитражным судом назначается конкурсный управляющий. Он представляет отчет арбитражному суду о своей деятельности и продаже имущества.

Конкурсное производство вводится на 6 месяцев. Может быть максимально продлено на 6 месяцев.

Если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов для прекращения конкурсного производства и введения внешнего управления.

По окончанию конкурсного производства вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации должника.

Мировое соглашение.

Это соглашение сторон о прекращении судебного дела мирным путем на основании уступок и взаимного удовлетворения требований.

Решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от собрания кредиторов.

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Содержит порядок и срок исполнения обязательств.

Если мировое соглашение расторгается, то возобновляется дело о банкротстве и возобновляется та процедура, которая была прервана.

Ликвидация предприятия.

Ликвидация бывает добровольная и принудительная. Добровольная проводится по решению учредителей предприятия. Принудительная – по решению суда в ходе конкурсного производства.

По решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия).

В ее состав включаются кредиторы, банки, финансовые органы, а также Фонд государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1) Оценку имущества предприятия – банкрота по балансовой стоимости на основе полной инвентаризации.

2) Оценку имущества предприятия – банкрота по рыночной стоимости.

3) Определение ликвидационной массы. Ликвидационную массу составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, кроме предусмотренного действующим законодательством изъятия.

4) Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества, т.е. для получения максимально возможной суммы средств от реализации имущества.

5) Удовлетворение претензий кредиторов, за счет средств, вырученные от продажи имущества должника.

Сумма этих средств распределяется в определенной очередности:

1. Кредиторы, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из-за причинения вреда жизни и здоровью.

2. Задолженности по заработной плате и авторскому праву.

3. Бюджет и внебюджетные формы.

4. Прочие кредиторы.

Перед этим должны быть выплачены все судебные издержки и заработная плата конкурсному управляющему, а также погашены все текущие расходы, возникшие уже в ходе конкурсного производства.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме.

6) Разработка ликвидационного баланса после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд.

Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица – банкрота.

Если же у предприятия – банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

Диагностика банкротства.

Прогнозирование возможного банкротства предприятия осуществляются задолго до проявления его явных признаков.

В процессе анализа необходимо установить степень близости предприятия к банкротству на основе исследования параметров деятельности.

К основным параметрам (показателям), оценивающим состояние предприятия, относятся следующие:

Показатели ликвидности. Под ликвидностью (платежеспособностью) понимается способность предприятия своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам

Коэффициент текущей платежеспособности представляет собой отношение суммы текущих активов, включая т-м запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств.

Этот показатель не должен быть меньше 1, однако на практике критическим считается значение 2.

Коэффициент текущей ликвидности не всегда адекватно отражает платежеспособность предприятия, т.к. в состав текущих активов включаются товарно-материальные запасы, (однако по данным зарубежных специалистов обанкротившимся предприятиям обычно удается извлечь не более 40% их стоимости).

Показатель срочной (критической) ликвидности, в котором из состава оборотных активов товарно-материальные запасы исключены. Он рассчитывается как отношение денежных средств, расчетов и прочих активов к текущим обязательствам.

Четкой границы этого коэффициента не существует, но рекомендуется, чтобы он составлял не менее 1.

Существует и еще более «жесткий» показатель ликвидности – коэффициент абсолютной ликвидности. При расчете этого коэффициента измеряется отношение к текущим обязательствам только денег в кассе и на расчетном счету.

Считается, что значение этого коэффициента не должно опускаться ниже значения 0.2, хотя строгих требований к его значению не существует.

Показатели финансовой устойчивости оценивают состав источников финансирования и соотношение между ними.

Финансовая устойчивость характеризуется также соотношением собственных и заемных средств предприятия. Чем выше доля собственных средств в активах, тем устойчивее предприятие.

Показатели деловой активности предприятия анализируют, насколько эффективно предприятие использует свои средства, т.е. оборотный капитал и собственный капитал.

Показатели рентабельности. Различают:

Коэффициент рентабельности активов, характеризующийся отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов.

Показывает, сколько денежных единиц потребовалось компании для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника получения этих средств.

Коэффициент рентабельности собственного капитала, характеризующийся отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала.

На основе этого показателя можно оценить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

Существуют методы расчета близости банкротства предприятий и степень их устойчивости. Для этого используется несколько моделей: двухфакторная и пятифакторная модели Э.Альтмана, четырехфакторная модель Р.Таффлера. (методичка, самостоятельно).

Модель Альтмана (или "Z - счет Альтмана) представляет собой пятифакторную модель, в которой факторами выступают показатели диагностики угрозы банкротства. На основе обследования предприятий - банкротов Э.Альтман рассчитал коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства. Модель Альтмана имеет следующий вид:

Z=1.2X1+1.4Х2+3.3Х3+0.6Х4+1.0Х5 (1.1.)

где Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства;

Х1 - отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия (он показывает степень ликвидности активов);

Х2 - отношение чистой прибыли к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает уровень генерирования прибыли предприятия);

Х3 - уровень доходности активов (или всего используемого капитала). Этот показатель представляет собой отношение чистого дохода (валового дохода за минусом налоговых платежей, входящих в цену продукции) к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает в какой степени доходы предприятия достаточны для возмещения текущих затрат и формирования пробыли);

Х4 - коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному;

Х5 - оборачиваемость активов или капитала, представляющую собой отношение объема продажи продукции к средней стоимости активов или всего используемого капитала.

Модель Таффлера

Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18 X3 + 0,16 X4

где Х1 - прибыль до уплаты налога / текущие обязательства;

Х2 - текущие активы/общая сумма обязательств;


Х3 - текущие обязательства/общая сумма активов;
Х4 - выручка / сумма активов.

Если величина Z-счет а больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.

Понятие антикризисного управления

Антикризисное управление – сложный процесс, включающий:

- предвидение возможности возникновения кризисной ситуации;

- выявление кризиса и анализ симптомов его возникновения;

- максимальное уменьшение негативного воздействия кризиса на систему;

- использование факторов риска для развития организации в дальнейшем.

Главное в антикризисном управлении – ускоренная и действенная реакция на изменения внешней среды.

Антикризисное управление нацелено на ввод в действие таких организационных и экономических механизмов, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

Содержание процесса антикризисного управления

Укрупнено, процесс антикризисного управления можно разбить на 4 этапа:

1. Определяется цель антикризисного управления, т.е. необходимое состояние предприятия по этапам выхода из кризиса.

2. Оценивается реальная ситуация на предприятии в текущий момент.

3. Формируется проблема антикризисного управления, т.е. выявляется разница между реальной ситуацией на предприятии и желаемой.

4. Вырабатываются управленческие решения, т.е. определяется способ финансового оздоровления.

Способность предвидеть кризис является самой важной для антикризисного менеджера, в этом случае есть возможность подготовиться к нему. Смягчить его действие или предотвратить, своевременно приняв необходимые меры.

Если кризис наступает неожиданно, то времени на его преодоление и устранение последствий уходит гораздо больше.

Понятие кризиса и его виды.

Фирма или предприятие всегда находится в одном из двух состояний: функционирования или развития.

Функционирование– это поддержание жизнедеятельности системы, сохранение функций и основных характеристик.

Развитие – это приобретение нового качества, новых функций и характеристик, которые позволят укрепить жизнедеятельность фирмы в условиях изменяющейся среды.

Функционирование предприятия невозможно без наличия предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность, а развитие характеризует изменения в этом предмете, средствах труда и человеке.

Результатом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности.

Функционирование и развитие противоречат друг другу, развитие ломает функционирование, а функционирование сдерживает развитие. Но и существовать друг без друга они не могут.

Таким образом, возникает циклическая смена режимов, которая приводит к периодическому наступлению кризисов.

Кризис – это период обострения противоречий на предприятии, угрожающее его жизнестойкости в окружающей среде

Причины кризиса различны. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные катаклизмы, явления климата, землетрясения и др.

Причины также подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние – связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития (т.е. развития государства в целом);

Внутренние – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса.

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают все предприятие, локальные – только его часть.

Также выделяют макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи большие объемы проблем. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

На предприятиях различают:

Экономические кризисы – отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. В группе экономических кризисов отдельно выделяют финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовые возможности фирмы.

Социальные кризисывозникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, персонала и менеджеров и т.д.

Организационные кризисы проявляются как кризисы распределения функций, разделение полномочий между отдельными подразделениями, регионами, филиалами или дочерними фирмами.

Психологические кризисы являются кризисами психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

По причинам возникновений можно выделить следующие группы:

Природные кризисы – вызваны природными условиями. Причинами таких кризисов могут являться землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения и д.р.

Общественными кризисамиявляются общественные отношения во всех видах их проявления.

Экологический кризис – это кризис взаимоотношений человека с природой. Он возникает при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).

Первые наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами, например потребностью реструктуризации производства. Разновидностью предсказуемого кризиса является технический кризис.

Неожиданные кризисы чаще всего бывают результатом грубых ошибок в управлении или каких-либо природных явлений.

Существуют также явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают незаметно и поэтому наиболее опасны.

Можно также выделить группы кризисов, в зависимости от времени длительности – затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Наши рекомендации